Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми по проведению внеплановых проверок, созданная приказом Коми УФАС России от 02.08.2021 N 92 "О создании постоянно действующей комиссии по проведению внеплановых проверок осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в составе: <__..> (далее - Комиссия Коми УФАС России), рассмотрев обращение государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" (далее - ГУ "КРОД") от 12.10.2021 N 3767 (вх. N 4452 от 13.10.2021) о включении информации об индивидуальном предпринимателе Панахове Ибад Адил оглы (далее - ИП Панахов И.А.о., индивидуальный предприниматель) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом ГУ "КРОД" от исполнения договора N 0307200030621001245 от 27.07.2021 на выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46, заключенного между ГУ "КРОД" и индивидуальным предпринимателем по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, извещение N 0307200030621001245,
при участии посредством видео-конференц-связи:
- <__>, представителя ГУ "КРОД" по доверенности от 11.01.2021;- <__.>, представителя ГУ "КРОД" по доверенности от 22.07.2021;
- <__.>, <__.>, по паспорту;
- <__.>, представителя индивидуального предпринимателя по доверенности 11 АА 1285683 от 11.10.2021;
- <__.>, представителя индивидуального предпринимателя по доверенности от 11.10.2021,
УСТАНОВИЛА:
Согласно частям 1-2, 4, 7 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе ГУ "КРОД" представлено обращение о включении информации об ИП Панахове И.А.о. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом ГУ "КРОД" от исполнения договора N 0307200030621001245 от 27.07.2021 на выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46, заключенного между ГУ "КРОД" и индивидуальным предпринимателем по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, извещение N 0307200030621001245 (далее - обращение).
Согласно пункту 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку по следующему основанию: получение обращения о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
ГУ "КРОД", ИП Панахов И.А.о. надлежащим образом о месте и времени рассмотрения обращения извещены.
Комиссия Коми УФАС России, по результатам рассмотрения материалов обращения и проведения на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, подпункта "а" пункта 13 раздела III Правил внеплановой проверки, пришла к нижеследующим выводам.
1. Заказчиком закупки N 0307200030621001245 явилось ГУ "КРОД, уполномоченным учреждением, осуществляющим размещение закупки - государственное казенное учреждение "Центр организации обеспечния и проведения торгов".
Объект закупки - "Выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 9 276 311,00 руб.
Источником финансирования закупки явились средства бюджетного учреждения за счет средств ОМС.
Извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт) - 05.07.2021.
Дата проведения аукциона в электронной форме - 15.07.2021.
2. По результатам осуществления закупки, на основании протокола N 0307200030621001245-3 от 15.07.2021 подведения итогов электронного аукциона, между ГУ "КРОД" (далее - Заказчик) и победителем закупки - ИП Панаховым И.А.о. (далее - Подрядчик), предложившим наиболее низкую цену контракта (начальная (максимальная) цена контракта снижена на 3 876 311,00 руб.), 27.07.2021 заключен договор N 0307200030621001245 на выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46 (далее - договор, договор от 27.07.2021 N 0307200030621001245).
Согласно пунктам 1.1-1.3 договора: "Заказчик поручает, а Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46 (далее по тексту - работы) согласно техническому заданию (Приложение N 1 к договору) и сметной документации (локальной смете N 1, локальной ресурсной ведомости) (Приложение N 2 к договору), заявки на проведение ремонтных работ (Приложение N3 к договору), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и оплатить их в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором.
Место выполнения работ: Республика Коми, г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское, дом N 46.
Срок завершения работ:
1. В случае, если площадь помещения, подлежащего ремонтным работам, составляет менее 150м2 - 20 календарных дней с даты подачи заявки Заказчиком.
2. В случае, если площадь помещения, подлежащего ремонтным работам, составляет более 150м2 - 40 календарных дней с даты подачи заявки Заказчиком.
Общий период выполнения работ по текущему ремонту помещений - 12 месяцев с даты заключения договора".
Цена договора, согласно пункту 2.1, составила 5 400 000,00 (пять миллионов четыреста тысяч) рублей 00 копеек.
Обязанности Подрядчика определены в разделе 3 Договора.
Так, среди иных обязанностей, перечисленных в разделе 3 договора, Подрядчик, согласно пунктам 3.1.1 - 3.1.3, обязан:
"Приступить к работе после получения заявки Заказчика (Приложение N3) к договору.
Выполнить работы в соответствии со сметной документацией, строительными нормами и правилами, ГОСТами, санитарными нормами, в случае если данные требования предъявляются действующим законодательством Российской Федерации.
Обеспечить соответствие материальных ресурсов и используемых материалов сметной документации, государственным стандартам и техническим условиям (с приложением сертификатов, и (или) деклараций соответствия, техпаспортов и других документов, удостоверяющих качество), необходимым для исполнения договора, если это предусмотрено действующим законодательством Российской Федерации".
В соответствии с пунктами 9.1, 9.4, 9.5 договора:
"Настоящий Договор вступает в силу с даты его заключения и действует по 31 августа 2022 года, а в части оплаты и гарантийных обязательств - до полного их исполнения.
Расторжение Договора допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны договора от исполнения договора в соответствии с настоящим договором и гражданским законодательством Российской Федерации.
Порядок расторжения договора в связи с односторонним отказом Стороны договора от исполнения договора установлен частями 8-25 статьи 95 Федерального закона N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Согласно частям 8, 9 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В силу части 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
В частях 12 - 14, 16 статьи 95 Закона о контрактной системе установлено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
4. В ходе рассмотрения Комиссией Коми УФАС России обращения установлено, что ГУ "КРОД" 22.09.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения договора от 27.07.2021 N 0307200030621001245 на выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46.
Причиной принятия ГУ "КРОД" такого решения послужило следующее.
Согласно условиям договора индивидуальный предприниматель принял на себя обязательства выполнять работы по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46 на основании заявок Заказчика.
ГУ "КРОД" 30.07.2021 в адрес индивидуального предпринимателя направлена заявка на выполнение ремонтных работ цокольного этажа здания (коридор) площадью 107,3 м2.
Согласно пункту 1.3 договора, в случае, если площадь помещения, подлежащего ремонтным работам, составляет менее 150м2, то срок завершения ремонтных работ должен составлять - 20 календарных дней с даты подачи заявки Заказчиком.
Таким образом, исходя из данного условия договора, ремонтные работы индивидуальным предпринимателем по заявке Заказчика от 30.07.2021 должны были быть завершены 19.08.2021.
30.07.2021 в адрес ГУ "КРОД" индивидуальным предпринимателем направлено письмо о невозможности исполнения обязательств по заключенному договору в связи с существенно увеличившимися ценами на строительные материалы, а также снятия с производства краски акрилатной, требуемой Заказчику.
Одновременно с указанным индивидуальный предприниматель просит рассмотреть вопрос о замене применения акрилатной краски на влагостойкую моющуюся для возможности выполнения работ или о его расторжении в связи с невозможностью выполнения работ по независящим от Подрядчика причинам.
02.08.2021 ГУ "КРОД" в адрес индивидуального предпринимателя посредством почтовой связи, а также по адресу электронной почты направлен ответ на письмо от 30.07.2021, в котором Заказчик указывает о необходимости выполнения ремонтных работ с применением краски акрилатной с характеристиками определенными в договоре от 27.07.2021 N 0307200030621001245:
Краска акрилатная П. 16,31,45,52 Локальная смета |
Цвет |
По согласованию |
Разрешение (сертификат) на применение в лечебных учреждениях |
наличие |
|
Отсутствие запаха |
наличие |
|
Класс пожарной опасности |
Не более КМ-0 |
|
Стойкость к мокрому истиранию по ГОСТ 32300-2013. |
1 класс |
Сообщено, что краска с указанными характеристиками производится и продается различными производителями. Замена характеристик краски, указанных в договоре, недопустима.
Также указано, что при расчете сметной стоимости были учтены все затраты, предусмотренные законодательными и нормативными актами.
24.08.2021 ГУ "КРОД" в адрес индивидуального предпринимателя направлена претензия в связи с невыполнением Подрядчиком ремонтных работ по заявке Заказчика от 30.07.2021. Предложено выполнить такие работы в течение 15 календарных дней.
Указанная претензия направлена ГУ "КРОД" индивидуальному предпринимателю 25.08.2021 посредством почтовой связи заказным письмом, а также электронной почтой.
В почтовом отделении указанная выше претензия индивидуальным предпринимателем не получена, в связи с чем, почтовое отправление возвращено в адрес Заказчика.
Таким образом, в связи с невыполнением индивидуальным предпринимателем взятых на себя обязательств по договору от 27.07.2021 N 0307200030621001245, Заказчик, руководствуясь частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, частью 2 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 9.4 договора, 22.09.2021 принял решение об одностороннем отказе от исполнения указанного выше договора.
5. Решение от 22.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора от 27.07.2021 N 0307200030621001245 ГУ "КРОД" направлено индивидуальному предпринимателю 22.09.2021 по электронной почте, а также посредством экспресс-почты - ООО "Экспресс", партнера ООО "Мэйджор Экспресс" на территории Республики Коми (накладная N 1257620045 от 22.09.2021).
22.09.2021 решение от 22.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора от 27.07.2021 N 0307200030621001245 размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
Таким образом, порядок надлежащего уведомления индивидуального предпринимателя об одностороннем отказе Заказчика от исполнения указанного выше договора, ГУ "КРОД" соблюден.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
В материалы обращения ГУ "КРОД" представлено письмо ООО "Экспресс", в котором общество уведомляет Заказчика об отсутствии получателя (ИП Панахова И.А.о.) по указанному отправителем адресу: г. Сыктывкар, ул. Школьная, д. 28.
Письмо ООО "Экспресс" получено ГУ "КРОД" 24.09.2021.
Таким образом, принимая во внимание толкование части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, датой надлежащего уведомления Заказчиком индивидуального предпринимателя следует считать дату - 24.09.2021.
С учетом положения части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение ГУ "КРОД" от 22.09.2021 об одностороннем отказе от исполнения договора от 27.07.2021 N 0307200030621001245 вступило в силу и договор считается расторгнутым с 05.10.2021.
6. Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 3 статьи 17, части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.
Внесение информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в процедурах по закупкам.
Следовательно, включение информации о лице в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик вправе установить требование об отсутствии в предусмотренном настоящим Федеральным законом реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) информации об участнике закупки, в том числе информации об учредителях, о членах коллегиального исполнительного органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа участника закупки - юридического лица.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 раздела III Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила), не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля осуществляет совокупность действий, в том числе, рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
Согласно подпункту "б" пункта 13 раздела III Правил по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 15 раздела III Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
В ходе рассмотрения сведений Комиссией Коми УФАС России установлено, что охраняемые законом права и интересы Заказчика нарушены.
Исходя из пояснений индивидуального предпринимателя, представителей индивидуального предпринимателя, озвученных в ходе заседания Комиссии Коми УФАС России, а также представленных письмом б/н, б/д (вх. N 5299э. от 20.10.2021), следует, что при подготовке к закупке материалов с целью выполнения работ по заявке Заказчика Подрядчик обнаружил, что цены на строительные материалы существенно выросли, в частности стоимость гранита и ЛДСП выросли более чем в два раза. Однако, несмотря на указанное, Подрядчик готов был исполнить Договор себе в убыток.
Одним из видов работ, который должен был выполнить Подрядчик, являлась покраска помещений акрилатной краской 52.С101-0335, имеющей следующие характеристики:
Краска акрилатная П. 16,31,45,52 Локальная смета |
Цвет |
По согласованию |
Разрешение (сертификат) на применение в лечебных учреждениях |
наличие |
|
Отсутствие запаха |
наличие |
|
Класс пожарной опасности |
Не более КМ-0 |
|
Стойкость к мокрому истиранию по ГОСТ 32300-2013. |
1 класс |
В связи с чем, Подрядчиком были направлены запросы поставщикам на краску, соответствующую необходимым характеристикам.
При направлении запросов цен на материалы Подрядчик выяснил, что требуемая Заказчиком краска снята с производства и отсутствует на рынке. В связи с чем, Заказчику была предложена замена на другую, имеющуюся на рынке краску, на что Заказчик ответил отказом.
При обращении индивидуального предпринимателя к Заказчику последним были предоставлены два сертификата по которым: по одному из них краска соответствует характеристике: класс пожарной опасности - не более КМ-0, по другому краска соответствует характеристике: Стойкость к мокрому истиранию по ГОСТ 32300-2013 - 1 класс.
Таким образом, Заказчик не указал краска какого производителя соответствует всем требуемым характеристикам.
По мнению индивидуального предпринимателя, бездействие Заказчика по решению возникшей проблемы, отказ в замене отсутствующей на рынке акрилатной краски, привели к невозможности выполнения Подрядчиком работ, согласно заявки.
Изучив представленные ГУ "КРОД" материалы, Комиссия Коми УФАС России усматривает в действиях индивидуального предпринимателя факт недобросовестности в части исполнения взятых на себя обязательств по договору от 27.07.2021 N 0307200030621001245.
Одним из доводов индивидуального предпринимателя о невозможности исполнения договора от 27.07.2021 N 0307200030621001245 являлся довод о существенно увеличившихся ценах на строительные материалы.
Комиссия Коми УФАС России на заявленный выше довод отмечает следующее.
В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Согласно части 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В соответствии с частью 1 статьи 451 ГР КФ существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из его существа.
Изменение обстоятельств признается существенным, когда они изменились настолько, что, если бы стороны могли это разумно предвидеть, договор вообще не был бы ими заключен или был бы заключен на значительно отличающихся условиях.
В силу части 2 статьи 451 ГК РФ если стороны не достигли соглашения о приведении договора в соответствие с существенно изменившимися обстоятельствами или о его расторжении, договор может быть расторгнут, а по основаниям, предусмотренным пунктом 4 настоящей статьи, изменен судом по требованию заинтересованной стороны при наличии одновременно следующих условий:
1) в момент заключения договора стороны исходили из того, что такого изменения обстоятельств не произойдет;
2) изменение обстоятельств вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при той степени заботливости и осмотрительности, какая от нее требовалась по характеру договора и условиям оборота;
3) исполнение договора без изменения его условий настолько нарушило бы соответствующее договору соотношение имущественных интересов сторон и повлекло бы для заинтересованной стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишилась бы того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора;
4) из обычаев или существа договора не вытекает, что риск изменения обстоятельств несет заинтересованная сторона.
Согласно части 1 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Частью 3 статьи 401 ГК РФ определено, что если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Комиссия Коми УФАС России полагает, что рост цен на строительные материалы нельзя признать таким обстоятельством, которое подрядчик не мог предвидеть при заключении контракта, изменение рыночных цен в сторону увеличения является естественным следствием экономических процессов.
Повышение цен на подлежащий использованию в рамках работ по договору товар, установленное иными лицами, нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака как непредотвратимость.
Увеличение цены товара не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, освобождающим от ответственности согласно статье 401 ГК РФ.
Исходя из пункта 1 статьи 2 ГК РФ предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Руководствуясь данной нормой, следует, что лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность, должно прогнозировать возможную экономическую ситуацию. Наступление у такого лица убытков является риском предпринимательской деятельности, а значит, отсутствуют основания для расторжения договора в связи с изменением обстоятельств.
Индивидуальный предприниматель, подавая заявку на участие в электронном аукционе, выразил согласие на выполнение работ на условиях закупки, в том числе используя материалы с заявленными Заказчиком характеристиками, более того, при участии в электронном аукционе снизил начальную (максимальную) цену контракта более чем на 25% (с 9 276 311,00 руб. до 5 400 000,00 руб., то есть на 3 876 311,00 руб.).
Таким образом, ИП Панахову И.А.о., как субъекту, осуществляющему предпринимательскую деятельность на свой риск, надлежало до подачи заявки на участие в электронном аукционе оценить все возможные риски, связанные с исполнением договора в случае признания его победителем электронного аукциона.
Следовательно, индивидуальный предприниматель, заключая договор на выполнение указанных выше работ, согласился со всеми условиями, обозначенными в таком договоре.
Следует отметить, что довод индивидуального предпринимателя о снятии с производства требуемой Заказчику краски акрилатной с заявленными характеристиками Комиссия Коми УФАС России принять не может, поскольку заявленный довод индивидуальным предпринимателем ничем не подтвержден.
Представленный Комиссии Коми УФАС России скриншот электронной переписки с одним из поставщиков лакокрасочной продукции не подтверждает заявленное выше, поскольку из ответа такого поставщика следует, что он вообще не производит краски с классом опасности КМ 0. Указанное не означает, что иными производителями такая краска не производится.
Также Комиссия Коми УФАС России не может принять во внимание в качестве доказательства заявленного выше довода ответ менеджера активных продаж Пуфас (Сатурн) о том, что краска КМ0 бывает только селикатной, о том, что краска КМ0 не бывает 1 класса истирания, о том, что лак - антисептик акриловый защитный не может быть КМ-0 и что нельзя покрывать никаким лаком крашеную краской КМ0 поверхность, поскольку это субъективное мнение конкретного лица.
Индивидуальным предпринимателем не представлено доказательств, что указанное лицо является экспертом в области лакокрасочных материалов.
Касаемо довода индивидуального предпринимателя о том, что им в адрес Заказчика было направлено предложение о замене краски акрилатной на влагостойкую моющуюся, Комиссия Коми УФАС России считает необходимым отметить следующее.
Согласно части 7 статьи 95 Закона о контрактной системе при исполнении контракта (за исключением случаев, которые предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 6 статьи 14 настоящего Федерального закона) по согласованию заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) допускается поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которых являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками, указанными в контракте.
В ходе обзора Комиссией Коми УФАС России письма индивидуального предпринимателя от 30.07.2021 установлено, что в указанном предложении о замене краски акрилатной на влагостойкую моющуюся не указаны характеристики предлагаемого товара.
Следовательно, сделать вывод о том, что индивидуальным предпринимателем предложен товар с улучшенными характеристиками по сравнению с характеристиками, заявленными Заказчиком, не представляется возможным.
Иных оснований изменения договора в части замены характеристик спорной краски Закон о контрактной системе не содержит.
С учетом вышеизложенного, принимая во внимание отсутствие обстоятельств, перечисленных в пункте 15 раздела III Правил, для принятия решения об отказе во включении информации о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), а именно отсутствие со стороны заказчика нарушений к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения договора, направления его подрядчику и размещения в единой информационной системе, наличие фактов существенного нарушения индивидуальным предпринимателем условий договора, отсутствие со стороны подрядчика достаточных доказательств, подтверждающих принятие мер для надлежащего исполнения условий такого договора, а также доказательств, свидетельствующих о том, что надлежащее исполнение условий договора оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, руководствуясь частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Коми УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить представленную ГУ "КРОД" информацию в отношении ИП Панахова И.А.о. (ИНН: 110100921364) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом ГУ "КРОД" от исполнения договора N 0307200030621001245 от 27.07.2021 на выполнение работ по текущему ремонту помещений главного корпуса Государственного учреждения "Коми республиканский онкологический диспансер" по адресу г. Сыктывкар, шоссе Нювчимское дом N 46, заключенного между ГУ "КРОД" и индивидуальным предпринимателем по итогам закупки, осуществленной путем проведения электронного аукциона, извещение N 0307200030621001245, согласно приложению N 1 сроком на два года.
2. Датой включения информации в отношении ИП Панахова И.А.о. в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) считать дату размещения указанной информации в единой информационной системе в сфере закупок.
3. По результатам внеплановой проверки при рассмотрении обращения в действиях заказчика - ГУ "КРОД" нарушений требований Закона о контрактной системе не установлено.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__>
<__.>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми от 20 октября 2021 г. N РНП-11-188
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 25.10.2021