Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
ФГБОУ ВО "Санкт-Петербургский государственный экономический университет" (далее - Заказчик):
ООО "Сейгал" (далее - Заявитель):
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 32535-ЭП/21 от 16.10.2021) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения запроса котировок в электронной форме на оказание комплекса услуг по техническому обслуживанию и планово-предупредительному ремонту автоматических установок пожарной сигнализации, пожаротушения, систем дымоудаления, оповещения и управления эвакуацией при пожаре, внутреннего противопожарного водопровода на объектах Заказчика (извещение номер 0372100053521000046) (далее - запрос котировок), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении запроса котировок размещено 30.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100053521000046. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 930 247,90 рублей.
Заявитель обжалует неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по его мнению, в незаконном признании его уклонившимся от заключения государственного контракта.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе пояснениям Заказчик не отрицает факт несоблюдения им процедуры заключения государственного контракта.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения сторон, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Под запросом котировок в электронной форме понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении запроса котировок в электронной форме, победителем такого запроса признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товара, работы, услуги и соответствующий требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме (ч. 1 ст. 82.1 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе в рамках отношений, указанных в ч. 1 ст. 1 настоящего Федерального закона, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), окончательных предложений. Указанные заявки, окончательные предложения и электронные документы, направленные при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), должны быть подписаны усиленной электронной подписью и поданы с использованием электронной площадки, специализированной электронной площадки. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок, обмен электронными документами осуществляется с использованием единой информационной системы.
В соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 10 ст. 82.1 Закона о контрактной системе победителем запроса котировок в электронной форме признается участник закупки, заявке на участие в запросе котировок в электронной форме которого присвоен первый номер.
Подпунктом "в" п. 1 ч. 10 ст. 82.1 Закона о контрактной системе установлено, что не позднее одного рабочего дня со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в запросе котировок в электронной форме, установленной в извещении о проведении запроса котировок в электронной форме, члены комиссии по осуществлению закупок подписывают усиленными электронными подписями сформированный заказчиком с использованием электронной площадки протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с п. 3 ч. 12 ст. 82.1 Закона о контрактной системе протокол подведения итогов запроса котировок в электронной форме должен содержать присвоенные заявкам на участие в запросе котировок в электронной форме порядковые номера в соответствии с пп. "б" п. 1 ч. 10 настоящей статьи.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Согласно сведениям протокола N ЗКЭФ-44-27(21) подведения итогов запроса котировок от 08.10.2021 победителем запроса котировок признано ООО "Сейгал".
По результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем электронной процедуры, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником этой процедуры, заявка которого на участие в этой процедуре признана соответствующей требованиям, установленным документацией и (или) извещением о закупке (ч. 1 ст. 83.2 Закона о контрактной системе).
В течение трех рабочих дней с даты размещения на электронной площадке проекта контракта, подписанного усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры, и предоставления таким победителем соответствующего требованиям извещения о проведении закупки, документации о закупке обеспечения исполнения контракта заказчик обязан разместить в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы контракт, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика (ч. 7 ст. 83.2 Закона о контрактной системе).
Частью 13 ст. 82.1 Закона о контрактной системе установлено, что заключение контракта с победителем запроса котировок в электронной форме осуществляется в порядке, установленном ст. 83.2 настоящего Федерального закона, с учетом следующих особенностей:
1) заказчик осуществляет действия, предусмотренные ч. 2 ст. 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме;
2) победитель запроса котировок в электронной форме осуществляет действия, предусмотренные ч. 3 ст. 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления заказчиком действий в соответствии с п. 1 настоящей части. При этом формирование и размещение протокола разногласий не допускаются;
3) заказчик осуществляет действия, предусмотренные ч. 7 ст. 83.2 настоящего Федерального закона, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем осуществления победителем запроса котировок в электронной форме действий в соответствии с п. 2 настоящей части, но не ранее срока, предусмотренного п. 4 настоящей части;
4) контракт может быть заключен не ранее чем через два рабочих дня, следующих за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме.
В соответствии с ч. 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного ч. 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный ч. 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные ст. 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
14.10.2021 в 17 часов 49 минут Заказчиком в единой информационной системе размещен протокол N ЗКЭФ-44-27(21) признания участника уклонившимся от заключения контракта, в котором указана, в том числе, следующая информация:
"10. В соответствии с пп. 1 п. 13 статьи 82.1 Закона N 44-ФЗ Заказчиком не позднее трех часов с момента размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов запроса котировок в электронной форме в адрес участника был направлен на подписание проект контракта 08.10.2021 в 16:30 часов.
В соответствии с пп. 2 п. 13 статьи 82.1 Закона N 44-ФЗ победитель запроса котировок в электронной форме не позднее одного рабочего дня, следующего за днем с даты размещения заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке документов, предусмотренных частью 5 ст. 83.2. N 44-ФЗ, победитель электронной процедуры размещает на электронной площадке проект контракта, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени такого победителя, а также документ и (или) информацию в соответствии с частью 3 ст. 83.2. N 44-ФЗ, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта и подписанные усиленной электронной подписью указанного лица.
В соответствии с п. 2 ст. 96 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе установить требование обеспечения исполнения контракта в извещении об осуществлении закупке. В соответствии с требованиями извещения о проведении запроса котировок, участник должен предоставить обеспечение исполнения контракта в размере 10% от начальной (максимальной) цены контракта, что составляет: 193 024,79 рублей.
11. В соответствии с п. 5 ст. 96 Закона N 44-ФЗ в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта
12. В соответствии ч. 13 ст. 83.2 и п. 5 ст. 96 Закона N 44- ФЗ победитель запроса котировок в электронной форме ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "СЕЙГАЛ", ИНН 7802829892 признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта".
08.10.2021 Заказчик размещен в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи документ "Проект контракта", который по своему содержанию фактически являлся протоколом N ЗКЭФ-44-27(21) подведения итогов запроса котировок от 08.10.2021.
При этом процедура формирования и размещения протокола разногласий в рамках рассматриваемой закупки не предусмотрена законодательством (п. 2 ч. 13 ст. 82.1 Закона о контрактной системе).
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия УФАС приходит к выводу, что Заявитель фактически не имел возможности осуществить действия, предусмотренные п. 2 ч. 13 ст. 82.1 Закона о контрактной системе, в связи с нарушением Заказчиком процедуры заключения государственного контракта.
На основании вышеизложенного, Комиссия УФАС приходит к выводу, что в действиях Заказчика усматриваются нарушения ч.ч. 2 и 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе, а доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленные в действиях Заказчика нарушения являются существенными, что дает основания для выдачи обязательного для исполнения предписания об их устранении.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст.ст. 5, 8, 82.1, 83.2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Сейгал" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения ч.ч. 2 и 13 ст. 83.2 Закона о контрактной системе
3. Выдать Заказчику, его котировочной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 октября 2021 г. N 44-4853/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021