Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС)
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "Городской противотуберкулезный диспансер" (далее - Заказчик);
ООО "Восход Групп" (далее - Заявитель);
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 31657-ЭП/21 от 08.10.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на выполнение работ по монтажу системы видеонаблюдения в здании Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Городской противотуберкулезный диспансер" в 2021 году (извещение N 0372200068421000096) (далее - аукциона), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200068421000096. Начальная (максимальная) цена контракта - 19 647 830, 78 рублей.
В жалобе ООО "Восход Групп" указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в:
- неправомерном описании объекта закупки;
- неправомерных положениях инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном аукционе.
Согласно представленным в порядке ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе возражениям Заказчик с доводами жалобы не согласен и считает ее необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Частью 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с ч.ч. 3 - 6 ст. 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных ч.ч. 3 или 3.1 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается (ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе).
Согласно ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Приказом Минфина России от 04.06.2018 N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Приказ N 126н) установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N 1, приложении N 2 к настоящему приказу (далее при совместном упоминании - Приложения).
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
Заказчиком, при формировании закупки в качестве кода на весь объем выполняемых работ был выбран код ОКПД2 43.21.10.290 - "работы электромонтажные прочие, не включенные в другие группировки".
Так же, с целью обоснования применения соответствующих запретов и ограничений Заказчиком, при описании объекта закупки, для каждой позиции поставляемого товара установлен соответствующий код ОКДП2.
Так, в рамках описания объекта закупки (поставляемых товаров) были использованы коды ОКДП2:
27.12.40.000 - "Части электрической распределительной или регулирующей аппаратуры".
27.20.23.190 - "Батареи аккумуляторные прочие".
26.30.50.133 - "Система сбора и обработки информации с каналом передачи проводным".
26.30.40.120 - "Части и комплектующие радио- и телевизионной передающей аппаратуры и телевизионных камер".
Использование данных кодов обусловлено возможностью применения единого ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, документацией о закупке установлено условие допуска по Приказу N 126н:
Закон о контрактной системе и иное законодательство не содержат положений, ограничивающих возможность Заказчика в объединении нескольких кодов общероссийских классификаторов в один лот. Так же, порядок присвоения определенного кода общероссийского классификатора остается на усмотрение Заказчика и так же не регулируется положениями Закона о контрактной системе.
Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (далее - Перечень), утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.2016 N 471-р.
Позиция Заявителя сводится к собственному субъективному и оценочному суждению о наибольшем соответствии тех или иных товарных позиций кодам ОКПД2, утверждая необходимость применения для ряда товаров кодов, соответствующих перечню постановления Правительства N878.
С учетом невозможности закупки в одном лоте позиций товаров, включенных в постановление Правительства N878 и не включенных в него, Заявитель фактически на основании собственных убеждений и оценочных суждений предлагает аннулировать закупку.
Заказчик, в свою очередь, полагает, что коды ОКДП2, избранные в составе документации о закупке, соответствуют реальным потребительским свойствам товаров, объединены в рамках единого лота в соответствии с требованиями ограничений и запретов, предусмотренных статьей 14 Закона, соответствуют потребностям Заказчика.
Так же, Заявителем необоснованно выдвинуто предположение о намеренном искажении наименования позиций в составе описания объекта закупки и сметных расчетов, что "препятствует возможности определении цены, количества и наименования товара".
Вместе с тем, количество, полное наименование позиций товаров, расчет их цены полностью определены Заказчиком в Приложении N2 к Техническому заданию, например:
Позиция N1 "Защитная часть электрической аппаратуры" Приложения N5 к Техническому заданию соответствует позиции сметного расчета:
Заказчик был вынужден сменить название товара из сметного расчета на более общую формулировку с целью избегания употребления товарных знаков в составе объекта закупки, однако содержание позиции и ее суть соответствуют сопутствующей графе сметного расчета.
Следует отметить, что описание товаров в составе Приложения N5 к Техническому заданию идет в том же порядке, в котором данные товары указаны в Приложении N2 к Техническому заданию.
В том числе, вопреки позиции Заявителя, код ОКПД2 27.20.23.190 - "Батареи аккумуляторные прочие" не применялся Заказчиком в рамках документации к позициям видеоаппаратуры.
Комиссия УФАС отмечает, что при формировании технического задания заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Таким образом, при осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика. При этом, Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, так как Закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право Заказчика включать в документацию требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, так и норм, обязывающих Заказчика устанавливать в документации, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров.
Комиссия УФАС констатирует, что частью 9 ст. 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Учитывая данные обстоятельства, Комиссия УФАС не имеет достаточных оснований для признания довода жалобы обоснованным.
2. В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать инструкцию по заполнению заявки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию первых частей заявок. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить первую часть заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
При этом заказчикам надлежит учитывать нормы, установленные ч. 2 ст. 64 Закона о контрактной системе, согласно которым документация об электронном аукционе не может содержать требования к оформлению и форме заявки на участие в таком аукционе.
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Требования к товарам, которые поставляются Заказчику установлены Заказчиком в Приложении N 5 "Требования к конкретным значениям показателей товаров, поставляемых при выполнении работ" к Техническому заданию документации об аукционе.
Инструкция по заполнению первой части заявки содержится в разделе 19 информационной карты аукционной документации и предусматривает ряд положений, регламентирующих порядок предоставления сведений в отношении значений показателей.
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика сообщил, в том числе, следующее:
В инструкции по заполнению заявки указано следующее положение: "В случае установления (определения) в Приложении N5 минимального и максимального значений (диапазон значений, интервал значений) показателя товара (выше, более, больше, ниже, максимум, менее, меньше, N1 (min) .... N2 (max), <, минимум, >) с использованием или без союза "и", участником закупки, в заявке должно быть представлено конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не меньшее минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений указанного показателя товара, установленных в Приложении N5 относительно указанного показателя товара (не равное им), выраженное в единицах измерениях, определенных в Приложении N5 относительно указанного показателя товара, не содержащее указания на сведения относительно минимальности и максимальности его значения (слов и знаков: выше, более, больше, ниже, максимум, менее, меньше, N1 (min) .... N2 (max), <, минимум, >)".
Исходя из данного положения инструкции следует, что участникам в своих заявках необходимо представить конкретное не интервальное количественное (числовое) значение такого показателя товара, не меньшее минимального значения и не превышающее максимального значения диапазона (интервала) значений указанного показателя товара, установленных в Приложении N5 относительно указанного показателя товара (не равное им).
Таким образом, указанное положение инструкции не содержит противоречий.
В инструкции по заполнению заявки указано следующее положение: "При установлении заказчиком в Приложении N5 максимального и минимального значения, в случаях, когда показатель товара в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями не может быть выражен одним численным значением, в случаях когда заказчиком используется обозначение "_." с сочетанием слов и знаков: не менее, не меньше, не ниже, не ранее, не раньше, не младше, от, , не более, не больше, не выше, не позже, не позднее, не старше,
, участник закупки указывает минимальное значение (не содержащее слов и знаков: не менее, не меньше, не ниже, не ранее, не раньше, не младше, от,
) и максимальное значение (не содержащее слов и знаков: не более, не больше, не выше, не позже, не позднее, не старше,
) из возможных значений диапазона (интервала) показателя товара, установленных в документации и соответствующие выбору участника".
Исходя из данного положения инструкции следует, что в случае установления заказчиком обозначение "_." (четвероточие) с использованием отдельных слов и знаков участник должен указать минимальное значение и максимальное значение без использования слов и знаков.
Таким образом, указанное положение инструкции не содержит противоречий.
В инструкции по заполнению заявки указано следующее положение: "При установлении заказчиком в Приложении N5 максимального и минимального значения, в случаях, когда показатель товара в связи с функциональными (потребительскими), техническими, технологическими, качественными и иными особенностями не может быть выражен одним численным значением, в случаях когда заказчиком используется обозначение "_" (троеточие) с сочетанием слов и знаков: не менее, не меньше, не ниже, не ранее, не раньше, не младше, от, , более, выше, больше, позже, старше, позднее, >, не более, не больше, не выше, не позже, не позднее, не старше,
, ниже, менее, меньше, ранее, раньше, младше, до, <, такие значения показателей не подлежат изменению, и участник закупки предоставляет сведения точно соответствующие требованиям, установленным в документации".
Исходя из данного положения инструкции следует, что в случае установления заказчиком обозначение "_" (троеточие) с использованием отдельных слов и знаков участник должен указать значения показателей без изменений.
Указанное положение инструкции не содержит противоречий.
Таким образом следует, что инструкция по заполнению первой части заявки содержит исчерпывающий перечень требований, позволяющих заполнить первую часть заявки надлежащим образом.
Частью 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона.
В случае, если у участника закупки возникли затруднения в восприятии положений документации, он был вправе направить соответствующий запрос на предоставление разъяснений положений документации об аукционе, однако данным правом не воспользовался.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В нарушение указанной нормы Заявителем не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенных доводов, в том числе, в части невозможности подготовки заявки на участие в аукционе и ограничения количества участников закупки, а также документов и сведений, свидетельствующих о нарушении заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 8, 33, 59, 64, 66, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Восход Групп" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 14 октября 2021 г. N 44-4786/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021