Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителя Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):
в отсутствие представителей ИП Югай Е.С. (далее - Заявитель), уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 32593/21 от 18.10.2021) на действия Заказчика при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации и проведению комплекса мероприятий культурно-исторической направленности в низкий туристский сезон (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, оператора электронной площадки при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, в том числе при размещении заказов на энергосервис, для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 30.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172200007021000023. Начальная (максимальная) цена контракта - 39 942 000, 00 рублей.
В жалобе Заявитель обжалует действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе и выразившиеся в установлении ненадлежащего порядка оценки заявок на участие в конкурсе.
Информация, изложенная в жалобе, мотивированный отзыв Заказчика, а также информация, содержащаяся в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные ст. 54.4 настоящего Федерального закона требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе, для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе, порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил, в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. 27 Правил, показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по показателям "квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг" и "опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема", следовательно, в случае использования таких показателей, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваиваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваиваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваиваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Введение Заказчиком такого коэффициента означает, что количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки, будет увеличено или уменьшено по условиям выбора лучшего предложения конкурса на размер коэффициента. Такая корректировка будет иметь пропорциональный, то есть соразмерный, характер, обусловленный результатами арифметического, а не произвольного вычисления.
Право Заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм федерального закона и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Иной подход не отвечал бы самой цели Закона о контрактной системе, предусмотренной в его ст. 1 (повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок), и, как следствие, не обеспечивал выявление объективно лучшего условия исполнения контракта и допускал неэффективное использование денежных средств, затрачиваемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Конкурсной документацией в оспариваемой части предусмотрен следующий порядок оценки:
Коэффициент значимости критерия: 0,4.
1. Критерий оценки - Квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для оказания услуг
1. В составе заявки участник закупки должен представить предложение о конкретной кандидатуре режиссера-постановщика, имеющего опыт реализации не менее 5 крупных культурных проектов и мероприятий, в качестве режиссёра-постановщика, с 2016 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе, на открытых площадках в формате мультимедийной программы, предусматривающей использование видео/проекционных/лазерных технологий;
Для подтверждения опыта в реализации крупных культурных проектов и мероприятий в составе заявки участником закупки должны быть предоставлены документы, подтверждающие привлечение кандидата к работе в качестве режиссёра (режиссёра-постановщика). В качестве документов должны быть предоставлены копии договоров и актов на привлечение к работе в качестве режиссера (режиссера-постановщика).
В составе заявки участник закупки должен представить копию Гарантийного письма, подтверждающего намерение заявленного лица на участие в мероприятии (документ составляется в свободной форме и должен включать следующую информацию: место и дату составления Гарантийного письма, ссылку на предмет закупки, условия сотрудничества, подпись заявленного лица).
2. В составе заявки участник закупки должен представить предложение о конкретной кандидатуре сценариста, имеющего степень кандидата искусствоведения, а также опыт формирования сценариев для не менее 5 крупных культурных проектов и мероприятий в период с 2016 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе, которые должны быть проведены на открытых площадках в формате мультимедийной программы, предусматривающей использование видео/проекционных/лазерных технологий.
Для подтверждения степени кандидата искусствоведения в составе заявки участником закупки должна быть предоставлена копия (фото) диплома о присвоении степени кандидата искусствоведения.
Для подтверждения опыта формирования сценариев для крупных культурных проектов и мероприятий в составе заявки участником закупки должны быть предоставлены документы, подтверждающие привлечение кандидата к работе в качестве сценариста. В качестве документов должны быть предоставлены копии договоров и актов на привлечение к работе в качестве сценариста.
В составе заявки участник закупки должен представить копию Гарантийного письма, подтверждающего намерение заявленного лица на участие в мероприятии (документ составляется в свободной форме и должен включать следующую информацию: место и дату составления Гарантийного письма, ссылку на предмет закупки, условия сотрудничества, подпись заявленного лица).
3. В составе заявки участник закупки должен представить предложение о конкретной кандидатуре технического директора, имеющего опыт проведения не менее 5 крупных культурных проектов и мероприятий в период с 2016 г. до даты подачи заявки на участие в конкурсе, которые должны быть проведены на открытых площадках в формате мультимедийной программы, предусматривающей использование видео/проекционных/лазерных технологий;
Для подтверждения опыта проведения крупных культурных проектов и мероприятий в качестве технического директора в составе заявки участником закупки должны быть предоставлены документы, подтверждающие привлечение кандидата к работе в качестве технического директора. В качестве документов должны быть предоставлены копии договоров и актов на привлечение к работе в качестве технического директора.
В составе заявки участник закупки должен представить копию Гарантийного письма, подтверждающего намерение заявленного лица на участие в мероприятии (документ составляется в свободной форме и должен включать следующую информацию: место и дату составления Гарантийного письма, ссылку на предмет закупки, условия сотрудничества, подпись заявленного лица).
Таблица оценки по показателю
Уровень шкалы |
Значение показателя |
Количество баллов |
а) |
Документы не представлены и/или не соответствуют уровню шкал |
0 баллов |
б) |
Представлены сведения, соответствующие всем требованиям установленным документацией о кандидатуре: режиссера-постановщика или сценариста или технического директора. |
30 баллов |
в) |
Представлены сведения, соответствующие всем требованиям установленным документацией о кандидатуре: режиссера-постановщика и сценариста или технического директора. |
60 баллов |
г) |
Представлены сведения, соответствующие всем требованиям установленным документацией о кандидатуре: режиссера-постановщика, сценариста, технического директора. |
100 баллов |
2. Критерий оценки - "Квалификация участников закупки"
Участник для подтверждения сведений об опыте участника по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема представляет копии контрактов или соглашений о предоставлении субсидий (договоров) за счет средств местного, регионального, федерального бюджета со всеми приложениями, дополнениями и изменениями к контрактам, соглашениям (договорам) (при наличии), акты сдачи-приемки оказанных услуг, подтверждающие надлежащее оказание услуг.
Под оказанием услуг сопоставимого характера и объема для контрактов, понимаются услуги, соответствующие всем следующим показателям:
- Заказчиком услуг являются органы исполнительной власти и их подведомственные учреждения, а также органы муниципальной власти;
- Предмет оказания услуг: оказание услуг по организации и проведению праздничных, культурно-массовых мероприятий на отрытых площадках в формате мультимедийной программы, предусматривающей использование видео/проекционных/лазерных технологий);
- Стоимость каждого из ранее исполненного контрактов на выполнение указанных работ должна составлять не менее 16 000 000,00 рублей;
- Контракты должны быть заключены не ранее 01.01.2016 г;
Под оказанием услуг сопоставимого характера и объема для соглашений о предоставлении субсидии (договоров), понимаются услуги, соответствующие всем следующим показателям:
- Главным распределителем бюджетных средств в соглашении являются федеральные или региональные органы исполнительной власти;
- Предмет оказания услуг: оказание услуг по организации и проведению праздничных, культурно-массовых мероприятий на отрытых площадках в формате мультимедийной программы, предусматривающей использование видео/проекционных/лазерных технологий);
- Сумма в соглашении о предоставлении субсидии (договоре) за счет средств, регионального, федерального бюджета должна быть не менее 16 000 000,00 руб.;
- Дата подписания соглашения о предоставлении субсидий (договора): не ранее 01.01.2016
В случае если по исполнению контракта прилагаемого в составе заявки участника будет начислен штраф или пеня такой контракт не будет оценён.
В случае если цена контракта прилагаемого в составе заявки участника будет расходится с приложенным к нему актом сдачи-приемки оказанных услуг и это расхождение не будет отраженно соответствующим приложением, дополнением или изменением такой контракт не будет оценён.
При отсутствии в составе заявки на участие в конкурсе копий документов (копии контрактов), заявке такого участника по данному показателю присваивается значение равное 0 баллов.
Наименование показателя |
Порядок оценки |
Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема |
Количество баллов, присуждаемых по критерию оценки по данному показателю (Ci1) выставляются пропорционально в зависимости от количества контрактов, поданных на участие в конкурсе и рассчитываются в соответствии с п.24 правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 года N1085 по формуле: а) в случае если , - по формуле: Ci1 = КЗ б) в случае если , - по формуле: Ci1 = КЗ при этом Ci1max=КЗ где: КЗ - коэффициент значимости показателя. - предложение участника закупки, заявка (предложение) которого оценивается; - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки; Кпред- предельно необходимое значение Заказчику; Кпред= 9 контрактов/договоров; Ci1max- количество баллов по критерию оценки (показателю), присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное значение, установленное Заказчиком. |
16.5. Присуждение каждой заявке порядкового номера по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в ней условий исполнения контракта производится по результатам расчета итогового рейтинга по каждой заявке. Итоговый рейтинг заявки вычисляется как сумма рейтингов по каждому критерию оценки заявки.
Расчет итогового рейтинга по каждой заявке осуществляется по формуле:
Рi= ЦБi *0,6+ НЦБi*0,4
Рi- итоговый рейтинг, присуждаемый заявке;
ЦБi - количество баллов, присуждаемых заявке по критерию "Цена контракта";
НЦБi- количество баллов, присуждаемых заявке по нестоимостным критериям оценки.
Проанализировав вышеуказанную часть конкурсной документации, Комиссия УФАС отмечает, что установленное Заказчиком условие, согласно которому под оказанием услуг сопоставимого характера и объема для контрактов, понимаются услуги, в которых Заказчиком являются органы исполнительной власти и их подведомственные учреждения, а также органы муниципальной власти, не способствует выявлению лучшего предложения об исполнении контракта, поскольку порядок выполнения работ, являющихся объектом рассматриваемой закупки, является единым, как для работ выполняемых в рамках государственного заказа, так и для работ, выполняемых в рамках гражданско-правового договора.
Таким образом, указанное условие создает необоснованное преимущество для участников закупки, имеющих опыт выполнения работ, аналогичных предмету рассматриваемой закупки в рамках государственных или муниципальных закупок, что не предусмотрено действующим законодательством.
Комиссией УФАС также констатирует, что выше установленный Заказчиком порядок оценки по показателю "Опыт участника закупки по успешному оказанию услуг сопоставимого характера и объема" имеет однозначное указание по предоставлению в качестве опыта контрактов (договоров) исключительно со стоимостью не менее 16 000 000,00 руб., а также обязательное требование об отсутствие штрафов и пеней к учитываемым контрактам.
Комиссия УФАС отмечает, что несоответствие представленных участником закупки контрактов указанным условиям порядка в рассматриваемой части не может являться надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки опыта, соответствующего объекту конкурса.
Кроме того, указанное условие не учитывает законность и обоснованность примененных заказчиками штрафов и пени по представляемым участником закупки контрактам, равно как не учитывают возможность обжалования и отмены применённых по таким контрактам санкций.
Таким образом, участник закупки, представивший в качестве подтверждения контракт, по которому Заказчиком необоснованно были применены штрафные санкции, и которые обжалуются участником в судебном порядке, будет находиться в заведомо худшем положении.
Также Комиссия УФАС отмечает, что предоставление субсидии не свидетельствует об опыте участника по успешному выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема, а, следовательно, не может свидетельствовать о надлежащей квалификации участника закупки.
Комиссия УФАС также отмечает, что, устанавливая требование о том, что участник закупки должен представить в составе заявки документы, подтверждающие квалификацию трудовых ресурсов в части наличия опыта проведения крупных культурных проектов и мероприятий, не дает четкого определения понятия "крупное культурное мероприятие", что создает субъективность указанного показателя.
Таким образом, действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок в рассматриваемой части, нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
2. В отношении остальных доводов жалобы Комиссия УФАС пришла к выводу, что конкурсная документация содержит предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией, и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю) и инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией, что соответствует требованиям законодательства о контрактной системе.
В силу ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе, любой участник закупки, а также осуществляющие общественный контроль общественные объединения, объединения юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Из анализа ч.ч. 1 и 9 ст. 105 Закона о контрактной системе следует, что именно на заявителя жалобы возложена обязанность по доказыванию обоснованности доводов жалобы с предоставлением соответствующих документов.
В данной части конкурсная документация содержит исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией, и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателям), при этом, каких-либо доказательств, свидетельствующих о невозможности выявления лучших условий исполнения контракта на основании спорного порядка оценки, Заявителем не представлено.
Доказательств, которые подтверждали бы наличие каких-либо ограничительных факторов, Заявитель не представил.
Таким образом, жалобу следует признать обоснованной частично.
3. Комиссия УФАС отмечает, что в материалах дела отсутствуют сведения, позволяющие утверждать, что выявленное нарушение повлияло на права и законные интересы Заявителя и повлияло на результаты закупки.
Таким образом, в соответствии с п. 3.35 Административного регламента, Комиссией УФАС принято решение обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что выявленное нарушение повлияло на результаты закупки.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 105, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Югай Е.С. частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении выявленного нарушения не выдавать в связи с отсутствием доказательств того, что оно повлияло на результаты закупки.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 22 октября 2021 г. N 44-4747/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2021