В связи с поступившей от АНО "Дозор" (вх. 31554-ЭП/21 от 07.10.2021) в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
Местной Администрации внутригородского муниципального образования Санкт-Петербурга муниципальный округ Владимирский округ (далее - Заказчик), по доверенности;
в отсутствии представителей:
АНО "Дозор" (далее - Заявитель), надлежащим образом уведомленного о месте и времени проведения Инспекции УФАС;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству территории муниципального образования (извещение N 0172300004821000021).
Адрес проверяемой организации: 191119, Санкт-Петербург, ул. Правды, д. 12, корп. 2;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме размещено 31.08.2020 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС), номер извещения 0172300004821000021.
Начальная (максимальная) цена контракта - 8 127 601,37 рублей.
Заявитель в обращении указывает на неправомерные действия Заказчика, выразившие по мнению Заявителя, в несоответствии конкурсной документации Закону о контрактной системе.
Информация, изложенная в обращении, пояснения представителей Заказчика, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
1. Согласно п. 13 Раздела 8 Возможность одностороннего отказа от исполнения контракта:
"Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику.
Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) указанных требований настоящего пункта считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.".
В ходе заседания Инспекции УФАС Заказчиком были даны пояснения, из которых следует, что:
"Действительно, положения ч. 20 ст. 95 Закона о контрактной системе сообщают о иной трактовке данного положения.
Заказчик же при разработке конкурсной документации опирался на Распоряжение Комитета по государственному заказу Санкт-Петербурга от 20 декабря 2013 г. N 113-р "Об утверждении методических рекомендаций для заказчиков Санкт-Петербурга"
Согласно которому:
"9.13. Решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении заказчику"
Таким образом, в документации действительно имеются разночтения с положениями ст. 95 Закона о контрактной системе, но вызваны они не целенаправленными действиями Заказчика, а ошибкой (опечаткой) в Методических рекомендациях.
На основании вышеизложенного, Заказчик полагает, что в данном случае имеется не нарушение положений Закона о контрактной системе, а техническая ошибка (опечатка)".
Согласно ч. 20 ст. 95 Закона о контрактной системе решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать:
информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 25 статьи 95 настоящего Федерального закона.
Таким образом, в действиях Заказчика установлено нарушение п. 13 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Заявитель указывает, что Заказчик установил следующее положение в Техническом задании:
"В течение 1 рабочего дня после подписания контракта Сторонами Подрядчик предоставляем Заказчику копии договоров с перевозчиками отходов на вывоз отходов, в соответствии с действующими тарифами, копию лицензии лица, осуществляющего обезвреживание и размещение отходов по договору с перевозчиками отходов, а также копию договора между перевозчиком отходов и лицом, осуществляющим обезвреживание и размещение строительных и иных отходов, в соответствии с Федеральным законом N 89-ФЗ от 24.06.1998 "Об отходах производства и потребления".
По мнению Заявителя, данное положение требование ограничивает участников закупки в выборе способа вывоза, обезвреживания и размещения отходов, что в свою очередь противоречит Закону о контрактной системе.
Однако в обращении Заявитель не указывает, чем конкретно данное положение ограничивает участников закупки в выборе способа вывоза, обезвреживания и размещения отходов.
Данное положение Технического задания соответствует действующему Законодательству на момент публикации документации, доказательств обратного Заявителем не представлено.
Таким образом, Инспекция УФАС приходит к выводу, что данный довод не находит подтверждения.
3. Заявитель указывает, что Заказчик установил следующее положение в критериях оценки заявок:
Уровень шкалы |
Обеспеченность участника закупки сотрудниками (специалистами) среднего звена |
Значение субфактора Х3.1 без учета коэффициента значимости субфактора |
1. |
Сведения не представлены и/или не соответствуют требованиям настоящего пункта конкурсной документации и/или не соответствует уровням шкалы 2, 3, 4. |
0 |
2. |
Представлены сведения и документа о наличии в штате участника закупки следующих специалистов: 1) не менее 1 инженерно-технических специалиста с высшим профильным образованием или мастеров участка эксплуатации (производственного участка) с высшим профильным образованием или с профильным средним специальным образованием по специальностям "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство", или "Садово-парковое и ландшафтное строительство", или "Комплексное обслуживание городских территорий", или "Зеленое строительство и садово-парковое хозяйство", или "Инженер"; 2) не менее 1 инженера по технике безопасности/охране труда с высшим профильным образованием; 3) не менее 1 руководителя проекта; 4) не менее 4 рабочих зеленого хозяйства и/или рабочих по комплексному обслуживанию/озеленению/благоустройству. |
20 |
3. |
Представлены сведения и документа о наличии в штате участника закупки следующих специалистов: 1) не менее 2 инженерно-технических специалиста с высшим профильным образованием или мастеров участка эксплуатации (производственного участка) с высшим профильным образованием или с профильным средним специальным образованием по специальностям "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство", или "Садово-парковое и ландшафтное строительство", или "Комплексное обслуживание городских территорий", или "Зеленое строительство и садово-парковое хозяйство", или "Инженер"; 2) не менее 1 инженера по технике безопасности/охране труда с высшим профильным образованием с опытом работы не менее 5 лет; 3) не менее 1 руководителя проекта с высшим образованием по специальностям "Садово-парковое и ландшафтное строительство", или "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство", или "Инженер", или средним специальным образованием по вышеуказанным специальностям при наличии стажа по специальности не менее 10 лет; 4) не менее 10 рабочих зеленого хозяйства и/или рабочих по комплексному обслуживанию/озеленению/благоустройству. |
50 |
4. |
Представлены сведения и документа о наличии в штате участника закупки следующих специалистов: 1) не менее 3 инженерно-технических специалиста с высшим профильным образованием или мастеров участка эксплуатации (производственного участка) с высшим профильным образованием или с профильным средним специальным образованием по специальностям "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство", или "Садово-парковое и ландшафтное строительство", или "Комплексное обслуживание городских территорий", или "Зеленое строительство и садово-парковое хозяйство", или "Инженер"; 2) не менее 1 инженера по технике безопасности/охране труда с высшим профильным образованием с опытом работы не менее 5 лет; 3) не менее 1 руководителя проекта с высшим образованием по специальностям "Садово-парковое и ландшафтное строительство", или "Лесное хозяйство и ландшафтное строительство", или "Инженер", или средним специальным образованием по вышеуказанным специальностям при наличии стажа по специальности не менее 10 лет; 4) не менее 20 рабочих зеленого хозяйства и/или рабочих по комплексному обслуживанию/озеленению/благоустройству. |
100 |
По мнению Заявителя, требование о таком количестве сотрудников для получения максимального балла является завышенным. Что в локальных сметах, являющихся приложением N1 к Техническому заданию, работы, требующие наличие данных сотрудников, имеет значительно меньший объем относительно общего количества работ, что ведет за собой отсутствие необходимости поставщика (подрядчика, исполнителя) иметь в штате не менее 20 рабочих зеленого хозяйства и/или рабочих по комплексному обслуживанию/озеленению/благоустройству.
Заказчик, в соответствии с письмом Минфина России от 13.08.2020 N 24-02-08/70973 "Об установлении в документации открытого конкурса в электронной форме критериев оценки заявок на участие, величин значимости этих критериев, порядка рассмотрения и оценки заявок" самостоятельно устанавливает в документации о закупке критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок.
В соответствии с Локальной ресурсной ведомостью:
Раздел 1 п.1 - Затраты рабочих по среднему разряду - 243,35 чел-ч
Раздел 1 п.2 - Затраты рабочих по среднему разряду - 18,37 чел-ч
Раздел 1 п.3 - Затраты рабочих по среднему разряду - 21,2 чел-ч
Раздел 1 п.4 - Затраты рабочих по среднему разряду - 87,29 чел-ч
Раздел 1 п.6- Затраты рабочих по среднему разряду - 62,24 чел-ч
Раздел 1 п.7- Затраты рабочих по среднему разряду - 62,24 чел-ч
Трудовые ресурсы - по разделу 1 - 338,44 чел-ч
и т.д.
Всего затраты рабочих (нормативные) - более 2800 чел-ч. Что составляет в свою очередь 350 трудодней (2800/8 ч). Что в свою очередь составляет 17,5 рабочих дней при максимальном количестве рабочих (350/20 чел)
Документацией предусмотрено 5 смет (по разным адресам)
Таким образом, на каждый адрес Заказчик для начисления максимального количества баллов посчитал 4 рабочих.
При этом 2800/ 5 смет =560 чел.ч
560/8=70 трудодней
70/4 рабочих=17,5 рабочих дней
17,5 рабочих дней это практически четыре недели.
Таким образом, Инспекция УФАС приходит к выводу, что данный довод не находит подтверждения.
Учитывая изложенное, Инспекция УФАС, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пункта 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика, его аукционной комиссии нарушения п. 13 ч. 1 ст. 50 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения законодательства о контрактной системе не выдавать, в связи с заключением государственного контракта.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении членов аукционной комиссии Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 21 октября 2021 г. N 11-156/21 (ключевые темы: участники закупок - односторонний порядок - исполнение контракта - антимонопольный орган - конкурсная документация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2021