Резолютивная часть решения оглашена 25.11.2021 года
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу общества с ограниченной ответственностью "Химзащита" (далее- заявитель, ООО "Химзащита", общество) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты для нужд государственного казенного учреждения Владимирской области "Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области" (N закупки 0128200000121005722) в открытом заседании в присутствии представителя заявителя _. (доверенность от 28.01.2021 N3), представителей заказчика - государственного казенного учреждения Владимирской области "Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области" _. (доверенность от 22.09.2021 N 1221-01-08), _. (доверенность от 07.10.2021 N 1349-01-08).
22.10.2021 г. в соответствии с пунктом 3.33 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией был объявлен перерыв до 25.10.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-962 /2021 Комиссия Владимирского УФАС России,
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба заявителя на положения документации при проведении электронного аукциона на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты для нужд государственного казенного учреждения Владимирской области "Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области" (N закупки 0128200000121005722).
Заявитель полагает, что документация рассматриваемого электронного аукциона содержит нарушения действующего законодательства, а именно требование абзаца 2 пункта 4.2 и подпункта 5.6.2 пункта 5.6 проекта государственного контракта при поставке детских противогазов не может быть исполнено, так как указанные противогазы не входят в область распространения ТР ТС 019/2011.
На основании изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать предписание об устранении нарушений.
Представитель заказчика возразил относительно существа жалобы, выразив мнение о том, что документация рассматриваемого электронного аукциона соответствует действующему законодательству, сертификат соответствия установлен в соответствии с требованиями ТР ТС 019/2011.
Таким образом, представитель заказчика просит признать жалобу необоснованной в полном объеме.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
09.09.2021 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок были размещены извещение о проведении электронного аукциона N 0128200000121005722 и документация об электронном аукционе на поставку средств индивидуальной защиты для нужд государственного казенного учреждения Владимирской области "Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области".
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 4 611 308,75 рублей.
В силу требований пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок описание объекта закупки должно носить объективный характер. Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено о необходимости использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Из буквального толкования названных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Кроме того, в силу части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок, к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.
В соответствии с абзацем 2 пункта 4.2 проекта государственного контракта противогазы должны соответствовать требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты"(далее ТР ТС 019/2011).
В силу пункта 5.6 проекта государственного контракта при поставке товара поставщиком предоставляется в том числе Сертификат соответствия (если товар подлежит обязательному подтверждению соответствия согласно требованиям законодательства Российской Федерации и международных договоров) - 1 (Одна) штука на все количество поставляемого Товара".
Правила и порядок подтверждения соответствия продукции требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011 "О безопасности средств индивидуальной защиты" указаны в части 5 ТР ТС 019/2011.
Согласно пункту 5.4 ТР ТС 019/2011 подтверждение соответствия средств индивидуальной защиты требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза осуществляется в следующих формах: 1) декларирование соответствия; 2) сертификация.
Согласно пункту 5.6 ТР ТС 019/2011 средства индивидуальной защиты в зависимости от степени риска причинения вреда пользователю (класса) подлежат подтверждению соответствия согласно формам, приведенным в приложении N 4 к настоящему техническому регламенту Таможенного союза.
В силу пункта 17 части II приложения N4 к ТР ТС 019/2011 приобретаемые заказчиком противогазы, как средства индивидуальной защиты от химических факторов (средства индивидуальной защиты органов дыхания фильтрующие), в случае распространения на конкретную модель требований ТР ТС 019/2011 подлежат подтверждению соответствия исключительно в форме сертификата.
Сведения о всех выданных сертификатах соответствия, в том числе требованиям ТР ТС 019/2011, находятся в открытом доступе в сети Интернет - Единый реестр сертификатов соответствия и деклараций о соответствии, ведения которого осуществляет Федеральная службы по аккредитации (Указ Президента Российской Федерации от 24 января 2011 года N 86 "О единой национальной системе аккредитации").
В соответствии с приложением N1 к информационной карте "Показатели товара" по позициям 2,3,4,5 к поставке требуются противогазы детские ((для детей дошкольного возраста (от 1,5 до 7 лет) и детей школьного возраста (старше 7 лет)).
На заседании комиссии Владимирского УФАС России было указано, что на товарном рынке представлены только три модели детских противогазом (указанное не было опровергнуто заказчиком):
1. Противогазы детские ПДФ-2Д, ПДФ-2Ш производства АО "Сорбент".
2. Противогазы детские ПДФ-2ДУ, ПДФ-2ШУ производства АО "АРТИ-Завод".
3. Противогазы детские ПФД-Бриз, ПФШ-Бриз производства ООО "Бриз-Кама".
В соответствии с Единым реестром сертификатов соответствия и деклараций о соответствии нет ни одной записи, свидетельствующей о выдаче сертификатов соответствия требованиям ТР ТС 019/2011 в отношении хотя бы одной модели противогазов детских.
Таким образом, требование пункта 5.6 проекта государственного контракта является не выполнимым.
Таким образом, анализ положений документации электронного аукциона позволяет сделать вывод о том, что требование пункта 5.6 проекта государственного контракта, в части предоставления сертификатов на детские противогазы является нестстоятельным.
С учетом изложенного, рассматриваемая аукционная документация требует внесения соответствующих изменений в целях устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок и приведения требований заказчика в соответствие с требованиями Закона о контрактной системе в сфере закупок.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Химзащита" на положения документации при проведении электронного аукциона на действия заказчика при проведении электронного аукциона на поставку средств индивидуальной защиты для нужд государственного казенного учреждения Владимирской области "Служба обеспечения выполнения полномочий в области гражданской обороны, пожарной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций Владимирской области" (N закупки 0128200000121005722) обоснованной.
2. Признать заказчика нарушившим требования статьи 64 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
3. Вынести в отношении заказчика, аукционной комиссии, оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 25 октября 2021 г. N 033/06/33-962/2021 (ключевые темы: контрактная система в сфере закупок - электронный аукцион - сертификат соответствия - подтверждение соответствия - чрезвычайная ситуация)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2021