Резолютивная часть оглашена
25.10.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (Самарское УФАС России) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС) в составе:
рассмотрев в порядке, установленном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Административным регламентом по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденным Приказом ФАС России от 19 ноября 2014 г. N 727/14, жалобу ООО "ИКС-ФАРМ" на положения аукционной документации при проведении закупки по объекту: поставка медицинских изделий: анализатор бактериологический для идентификации и определения антимикробной чувствительности ИВД, полуавтоматический (извещение N 0142200001321023022; начальная (максимальная) цена контракта - 10 441 000,00 руб.),
в присутствии представителей:
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступила жалоба на ГКУ Самарской области ''Самарафармация'' на положения документации об электронном аукционе по объекту: Поставка медицинских изделий: анализатор бактериологический для идентификации и определения антимикробной чувствительности ИВД, полуавтоматический.
Заявитель считает, что при формировании аукционной документации Заказчиком были допущены нарушения Закона о контрактной системе, просит признать нарушение положений Закона о контрактной системе, представитель Заказчика против доводов Заявителя возражал, просил в удовлетворении жалобы отказать, представили письменные пояснения.
Изучив материалы жалобы, письменные пояснения, документацию об электронном аукционе, протоколы, заявки участников, проведя в соответствии с ч.15 ст.99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Самарского УФАС России установила следующее.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе, наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной, требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии. Требования заказчика разработаны с учётом потребности, специфики, осуществляемой деятельности и направленностью применения закупаемых товаров.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно аукционной документации Заказчику требовалось - Анализатор бактериологический для идентификации и определения антимикробной чувствительности ИВД, полуавтоматический (КТРУ - 26.60.12.119 Аппараты электродиагностические прочие).
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены чрезмерные требования к объекту закупки. Так Заявителем указано, что Заказчик указал код вида НКМИ, что противоречит положениям действующего законодательства. Как пояснил Заказчик, в целях реализации мероприятия "Модернизация лабораторий государственных бюджетных учреждений здравоохранения, осуществляющих диагностику инфекционных болезней" в ГКУ СО "Самарафармация" поступило письмо Министерства здравоохранения Самарской области N МЗ-07/765-вн от 31.08.2021 г., в котором определен перечень медицинских изделий с кодами вида номенклатурной классификации медицинских изделий для оснащения лабораторий, а именно: "N 24. Анализатор идентификации микроорганизмов/чувствительности к антимикробным препаратам ИВД, полуавтоматический. НКМИ 245270".
Заявителем указано, что требование о возможности идентификации широкого спектра микроорганизмов, видов является необоснованным.
Вместе с тем, как пояснил Заказчик широкая база данных микроорганизмов, должна включать клинически значимые и условно-патогенные микроорганизмы, вызывающе инфекционные заболевания.
Заявителем в своей жалобе указано, что Заказчик предъявляет необоснованные требования в части определения клинически значимых микроорганизмов, высоковирулентных организмов, грамположительных и грамотрицательных бактерий.
Вместе с тем, как пояснил Заказчик указанные патогены необходимы для максимально информативного анализа, выделение и определение кинической значимости данных бактерий позволяет оценить правильную противомикробную терапию.
Относительно довода о необоснованном установлении требования о наличии функции автоматического заполнения тест-систем суспензией микроорганизмов Заказчик пояснил, что наличие данной функции минимизирует контакт сотрудников лаборатории с биологически опасным материалом, не требует ручных манипуляций снижая время на подготовку к анализу и риски разлития суспензий, что, в целом, повышает эффективность работы лаборатории.
Относительно довода о необоснованном установлении требования о наличии функции автоматической герметизации тест-систем на борту анализатора Заказчик пояснил, что наличие данной функции минимизирует контакт сотрудников лаборатории с биологически опасным материалом, не требует ручных манипуляций снижая время на подготовку к анализу и риски развития суспензий, что, в целом повышает эффективность работы лаборатории.
По мнению Заявителя чрезмерным требованием является наличие подготовки тест-систем не требующая добавления дополнительных питательных сред, бульонов. Заказчик пояснил, что указанное позволяет минимизировать дополнительные расходы материалов с температурным хранением, что также позволяет снизить скрытые расходы и необходимость контроля. Функция автоматического удаления отработанных тест-систем в корзину для отходов позволяет минимизировать время на обслуживание анализатора.
Согласно п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утвержден Президиумом Верховного Суда Российской Федерации "28" июня 2017 года) по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
В соответствии с п. 2 указанного Обзора нарушением является включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, лишь в отсутствие специфики использования такого товара.
Законом о контрактной системе не предусмотрены ограничения по включению в документацию об аукционе требований к товару, которые являются значимыми для заказчика и отвечают его потребностям. Основной задачей законодательства о контрактной системе является не только обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, но и выявление лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования. Закон о контрактной системе не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого для государственных нужд товара в документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
В ответ на запросы, формируемые для обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в Учреждение поступило 4 коммерческих предложения, что свидетельствует о возможности как минимум 4 хозяйствующих субъектов поставить товары, предусмотренные аукционной документацией.
Кроме того, объектом закупки является поставка товара, а не его производство. Заявителем не представлено доказательств невозможности приобретения медицинского оборудования, соответствующего требованиям аукционной документации, а также свидетельствующих о том, что содержащиеся в документации положения, создали преимущество отдельным участникам перед другими, либо являются непреодолимыми для потенциальных участников закупки.
На основании изложенного, положения документации об электронном аукционе не противоречат нормам 44-ФЗ и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки. А отсутствие у заявителя жалобы возможности оказать услуги в соответствии с требованиями документации об электронном аукционе не может свидетельствовать об ограничении круга потенциальных участников торгов.
Руководствуясь ч.8 ст.106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "ИКС-ФАРМ" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 27 октября 2021 г. N 899-14583-21/4
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2021