Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия Мурманского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии Мурманского УФАС России:
Чечениной С.А. - руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии Мурманского УФАС России:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Неплюевой А.В. - главного специалиста эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителей:
Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Базоевой Л.В. (по доверенности),
Общества с ограниченной ответственностью "А+Инжиниринг" - Мурашова Д.С. (по доверенности),
Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области - Шварцкопа А.А. (по доверенности),
рассмотрев жалобу ООО "А+ Инжиниринг" на действия Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при проведении электронного аукциона на поставку передвижных комплексов фото-видео фиксации нарушений правил дорожного движения (0149200002321006015) в соответствии со статьёй 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
20.09.2021 в Единой информационной системе в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) размещено извещение о проведении аукциона в электронной форме, а также аукционная документация.
Организация, осуществляющая размещение: Комитет по конкурентной политике Мурманской области.
Заказчик: Государственное областное казенное учреждение по управлению автомобильными дорогами Мурманской области.
Наименование объекта закупки: Поставка передвижных комплексов фото-видео фиксации нарушений правил дорожного движения.
Начальная (максимальная) цена контракта: 57 840 000,00 р.
ООО "А+ Инжиниринг" обратилось с жалобой на действия Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при проведении электронного аукциона. Заявитель в жалобе ссылается, что Заказчиком неправомерно установлен запрет допуска товаров в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 N1236, а требования к закупаемому товару, установленные в описании объекта закупки, указывают на конкретного производителя.
На вышеуказанные доводы подателя жалобы заказчиком были представлены в письменной форме и в устном порядке возражения, согласно которым в оспариваемой части положения аукционной документации не противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
Заседание Комиссии Мурманского УФАС России начато в 10 часов 30 минут 25 октября 2021 года и проведено в соответствии с требованиями статьи 106 Закона о контрактной системе.
Комиссия Мурманского УФАС провела проверку обоснованности установления Заказчиком запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и установила следующее.
Пунктом 38 раздела 1 Информационной карты аукционной документации в соответствии со статьей 14 Закона, постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства РФ от 20.07.2021 N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Пунктом 2(1) Постановления N1236 регламентировано, что для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Как ранее было указано, Заказчик закупает передвижной комплекс фото-видео фиксации нарушений правил дорожного движения. По своей сути комплекс представляет собой материальный носитель с программным обеспечением, используемым посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений). Исходя из этого, Заказчиком обосновано установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с требованиями постановления Правительства N1236.
Жалоба в этой части признается необоснованной.
Рассмотрев довод Заявителя, согласно которому, требования к закупаемому товару, установленные в описании объекта закупки, указывают на конкретного производителя, Комиссия Мурманского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
По мнению Заявителя, следующие характеристики к товару, установленные Заказчиком, соответствуют только одному производителю:
- "Время работы комплекса от собственного источника питания при температуре окружающего воздуха -20°С, часов" со значением характеристики "не менее 24";
- п. 3.2.2. Оборудование должно сохранять свои характеристики при температуре окружающей среды от минус 60°С до плюс 50°С, что обусловлено использованием в ветреных районах в холодное время года с учетом применения без использования специально выделенных средств обогрева.
- п. 3.2.9. Комплекс должен обеспечивать реализацию функций контроля скорости с максимальной абсолютной погрешностью в диапазоне измерения скорости до не более 2 км/ч - до не менее 320 км/ч, не более 1 км/ч.
Установлено, что ГОСТ Р 57144-2016. "Национальный стандарт Российской Федерации. Специальные технические средства, работающие в автоматическом режиме и имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи, для обеспечения контроля за дорожным движением. Общие технические требования"" не содержит требований к вышеуказанным характеристикам, в то же время, заказчику в рамках Закона о контрактной системе, предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности в закупаемых товарах, работах, услугах, при соблюдении условий по обоснованию применения указанных в документации характеристик.
Так, аукционная документация Заказчика содержит обоснование применения вышеуказанных характеристик в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Необходимо также отметить, что объектом закупки является поставка товара, а не его производство, ввиду чего поставщиком такого товара может быть любое заинтересованное лицо, в том числе и не его производитель.
Более того, в соответствии с пунктом 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28 июня 2017 года, по общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Таким образом, довод Заявителя признается необоснованным.
Комиссия Мурманского УФАС России, руководствуясь статьями 99, 106 Закона о контрактной системе,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "А+ Инжиниринг" на действия Государственного областного казенного учреждения по управлению автомобильными дорогами Мурманской области при проведении электронного аукциона на поставку передвижных комплексов фото-видео фиксации нарушений правил дорожного движения (0149200002321006015) необоснованной.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председателя комиссии
Мурманского УФАС России: С.А. Чеченина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 25 октября 2021 г. N 051/06/106-736/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2021