На основании Уведомления о проведении внеплановой проверки от 18.10.2021 г. N 012612-21, в связи с информацией от <_> (вх. N 016556 от 04.10.2021 г.) Управлением Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю была проведена внеплановая проверка соблюдения Пермской городской думой (далее - Заказчик) требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках, Закон о контрактной системе) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сопровождению системы электронного документооборота и нормотворческой деятельности Пермской городской Думы (изв. N 0156300025820000028).
Продолжительность проверки: с 19.10.2021 г. по 22.10.2021 г.
Предметом настоящей проверки является проверка соблюдения Заказчиком требований Закона о закупках при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сопровождению системы электронного документооборота и нормотворческой деятельности Пермской городской Думы (изв. N 0156300025820000028).
В ходе проведения проверки Комиссией установлено следующее.
Согласно извещению N 0156300025820000028 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по сопровождению системы электронного документооборота и нормотворческой деятельности Пермской городской Думы.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона, аукционной документацией:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 02.12.2020 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 1 600 000,00 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 10.12.2020 г.
В соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 11.12.2020 г N 735ЭА/3/1, победившей в электронном аукционе признана единственная заявка, признанная соответствующей требованиям документации, поступившая от ЗАО "ТРИНИТИ УРАЛ" (идентификационный номер 136).
23.12.2020 г. между Заказчиком и ЗАО "ТРИНИТИ УРАЛ" заключен муниципальный контракт N 64 на сумму 1 600 000,00 руб.
В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о закупках, под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Согласно ст. 42 Закона о контрактной системе, заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Требования к извещению о проведении аукциона в электронной форме и требования к аукционной документации, в совокупности, установлены ст. 42, 63, 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 10 ст. 42 Закона о контрактной системе, в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона о контрактной системе, при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 14 Закона о контрактной системе).
В силу ч. 4 ст. 14 Закона о контрактной системе, федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 (далее - Постановление N 1236) установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно п. 2(1) Постановления N 1236, для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о закупках, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В ч.1 ст.33 Закона о закупках установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Из приведенных выше норм Закона о закупках следует, что действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и потребностей последнего. В частности, при описании объекта закупки Заказчик вправе указывать такие параметры к товарам, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок.
Согласно п. 3 раздела 5 информационной карты аукционной документации, описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 2 "Техническое задание (Спецификация)", в Приложении 3 "Проект контракта".
Согласно условиям проекта контракта, Исполнитель оказывает Заказчику следующие услуги:
консультирование и обучение пользователей, работающих в Системе,
устранение ошибок, возникающих при эксплуатации Системы,
настройка Системы,
профилактические мероприятия Системы,
модернизация Системы.
Согласно разделу I технического задания к Контракту Система состоит из следующих модулей:
1.1 серверная часть в составе:
1.1.1 платформы - IBM Lotus Domino Server 9.0.1 FP5;
1.1.2 контейнера сервлетов Apache Tomcat 8.0.15 Server;
1.1.3 системы управления базами данных СУБД PostgreSQL Server 9.5;
1.1.4 системы электронного документооборота CompanyMedia версии 4.6;
1.1.5 системы СМ-Нормотворчество 3 - система, интегрированная с системой электронного документооборота (указанной в подпункте 1.1.4 настоящего технического задания), предназначенная для формирования вопросов, относящихся к деятельности коллегиальных органов Пермской городской Думы, подготовки повесток и протоколов коллегиальных органов, решений коллегиальных органов;
1.2 рабочее место сотрудника заказчика (далее - пользователя) в составе:
1.2.1 программного клиента для IBM Notes 9.0.1FP3;
1.2.2 web-доступа (в режимах: просмотр - чтение, редактирование).
В соответствии с пунктом 2.5 Контракта модернизация Системы включает:
создание и регистрацию, изменение, удаление учетных записей пользователей Системы с разграничением прав (серверная часть Системы, указанная в подпункте 1.1.1 настоящего технического задания) по заявке заказчика,
внесение изменений в коды программного обеспечения (серверная часть Системы, указанная в подпункте 1.1.4 настоящего технического задания) по заявке заказчика,
проведение работ по переводу функционала Системы на новую платформу на базе отечественного программного обеспечения (реестр отечественного программного обеспечения) по заявке заказчика.
Таким образом, в соответствии с Контрактом Исполнитель оказывает услуги по сопровождению, модернизации Системы, которые не связаны с предоставлением Заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Как следует из пояснений Заказчика, само неисключительное бессрочное право использования программного обеспечения Lotus Domino в целях организации системы электронного документооборота и нормотворчества, им было приобретено в 2007 году.
Следовательно, поскольку оказание услуг по рассматриваемой закупке не входит в перечень, установленный п. 2(1) Постановления N 1236, запреты, установленные Постановлением N 1236 при проведении рассматриваемой закупки не применяются. И как следствие этого, Заказчиком правомерно в аукционной документации и извещении о проведении аукциона не указана информация о запретах, применяемых согласно Постановлению N 1236 (п. 24 информационной карты аукционной документации).
Доказательств обратного материалы проверки не содержат.
Исходя из совокупности изложенного, Комиссия приходит к выводу, что нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика не может быть установлено.
ВЫВОД:
В действиях Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сопровождению системы электронного документооборота и нормотворческой деятельности Пермской городской Думы (изв. N 0156300025820000028) нарушений требований Закона о закупках не установлено.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 октября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021