Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение Управления МВД России по г. Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ГП Артэкс" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на оказание услуг по обеспечению горячим питанием лиц, содержащихся в Изоляторе временного содержания Управления МВД России г. Перми, в Спецприемнике для лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России г. Перми и в СПЗЛ дежурных частей отделов полиции Управления МВД России по г. Перми, лиц без гражданства, содержащихся в ЦВСИГ Управления МВД России по г. Перми (изв. N 0356100001119000122),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356100001119000122 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по обеспечению горячим питанием лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания Управления МВД России г. Перми, в Спецприемнике для лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России г. Перми и в СПЗЛ дежурных частей отделов полиции Управления МВД России по г. Перми, лиц без гражданства, содержащихся в ЦВСИГ Управления МВД России по г. Перми. Начальная (максимальная) цена контракта - 10 232 700,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
14.10.2019 г. между Заказчиком и ООО "ГП Артэкс" (далее - Исполнитель) заключен контракт на оказание услуг по обеспечению горячим питанием лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания Управления МВД России г. Перми, в Спецприемнике для лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России г. Перми и в СПЗЛ дежурных частей отделов полиции Управления МВД России по г. Перми, лиц без гражданства, содержащихся в ЦВСИГ Управления МВД России по г. Перми на сумму 9 209 430,00 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Исполнителем обязательств, предусмотренных Контрактом, 24.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 9 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по обеспечению ежедневного трехразового горячего питания лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания Управления МВД России по г. Перми (далее-ИВС), в спецприемнике для лиц, подвергнутых административному аресту Управления МВД России по г. Перми (далее-СПАА), лиц без гражданства, содержащихся в центре временного содержания иностранных граждан Управления МВД России по г. Перми (далее-ЦВСИГ) и в специальных помещениях для задержанных лиц дежурных частей отделов полиции Управления МВД России по г. Перми (далее-СПЗЛ) - (далее Услуги) в соответствии установленными нормами, указанными в Приложениях N3, N4, N5, N6, N7, N8,а Заказчик обязуется оплатить услуги Исполнителя за счет средств федерального бюджета в соответствии с условиями настоящего Контракта.
2.1. Услуги по настоящему контракту оказываются по следующим адресам:
- ИВС Пермский край, г. Пермь, ул. Уральская, 90;
- СПАА Пермский край, г. Пермь, ул. Героев Хасана, 47в;
- ЦВСИГ Пермский край, г. Пермь, ул. Ласьвинская, 98д;
- ОП (отдел полиции) N 1 дислокация в Дзержинском районе г.Перми, ул. Подлесная, 47;
- ОП (отдел полиции) N 2 дислокация в Индустриальном районе г. Перми, ул. Космонавта Леонова, 17;
- ОП (отдел полиции) N 3 дислокация в Кировском районе г. Перми, ул. Кировоградская, 72;
- ОП (отдел полиции) N 4 дислокация в Мотовилихинском районе г. Перми, ул. Уральская, 88а;
- ОП (отдел полиции) N 5 дислокация в Орджоникидзевском району г. Перми, ул. Веденеева, 100;
- ОП (отдел полиции) N 6 дислокация в Ленинском районе г. Пермь, ул. Екатерининская, 44;
- ОП (отдел полиции) N 7 дислокация в Свердловском районе г. Перми, ул. Куйбышева, 64.
2.2. Срок оказания услуг - с момента подачи первой заявки, после заключения контракта, но не ранее 01.12.2020 г. и по 30.11.2021 г.
4.1. Исполнитель обязан:
4.1.1. Оказывать услуги надлежащим образом в соответствии с условиями Контракта.
4.1.2. Осуществлять сбор и вывоз оборотной тары.
4.1.3. При осуществлении деятельности, составляющей предмет Контракта, соблюдать установленные санитарные, технологические и иные нормативные требования.
4.1.4. Предоставлять Заказчику ежемесячно, в срок до 10-го числа месяца, следующего за отчётным, документы, подтверждающие поставку питания: счет (счет-фактуру), акт оказанных услуг содержащие информацию о фактически оказанных услугах в отчетном месяце.
4.1.5. Предоставлять акт сверки Заказчику раз в полугодие и по требованию Заказчика.
4.1.6. Информировать Заказчика о предполагаемых изменениях и последствиях, которые могут возникнуть у Заказчика в ходе или в результате оказания услуг, если таковые последствия предвидятся Исполнителем;
4.1.7. Осуществлять производственный контроль при организации питания в объеме, предусмотренном действующими нормативными правовыми актами при оказании услуг по настоящему Контракту;
4.1.8. Устранить выявленные Заказчиком недостатки (допоставить горячие питание, заменить питание ненадлежащего качества питанием надлежащего качества) в течение 1,5 часов с момента получения уведомления от Заказчика посредством телефонной, факсимильной или электронной связи по номеру или адресу, указанного в разделе 12 Контракта.
4.1.9. Незамедлительно информировать Заказчика в случае невозможности исполнения обязательств по настоящему Контракту.
4.1.10. Предоставить Заказчику по его требованию санитарно-эпидемиологическое заключение на помещения приготовления пищи (пищеблоки), а также транспорт, используемый для доставки питания;
4.1.11. Обеспечить наличие полного перечня оборудования, посуды и инвентаря, необходимого для правильного и полноценного производственного процесса в соответствии с санитарными нормами;
4.1.12. По требованию Заказчика предоставить необходимую документацию по Услугам, оказываемым в рамках настоящего Контракта, в том числе первичные документы бухгалтерского учета и документы бухгалтерской отчетности и иную отчетную документацию;
4.1.13. Своими силами и за свой счет устранять допущенные по его вине недостатки, которые могут повлечь отступления от условий Контракта и Спецификаций к Контракту (Приложение N1, N 2, N 3,N4, N5, N6, N7, N8 к Контракту);
4.1.14. В течение 2 (двух) рабочих дней с момента заключения контракта представить Заказчику список лиц, привлекаемых к оказанию услуг на объекте Заказчика, с указанием паспортных данных и приложением копий документов, удостоверяющих личность, для проведения проверки указанных лиц и предоставления допуска на объект Заказчика.
4.1.15. Возместить Заказчику причиненных убытков в случае расторжения государственного контракта в связи с ненадлежащим исполнением или неисполнением поставщиком государственного контракта и осуществлением в связи с этим Заказчиком новой закупки.
4.1.16. При предоставления обеспечения контракта и (или) обеспечения гарантийных обязательств в виде банковской гарантии, в случае отзыва в соответствии с законодательством Российской Федерации у банка, предоставившего банковскую гарантию в качестве обеспечения исполнения контракта, лицензии на осуществление банковских операций предоставить новое обеспечение исполнения контракта не позднее одного месяца со дня надлежащего уведомления заказчиком поставщика о необходимости предоставить соответствующее обеспечение.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Своевременно направить Исполнителю заявку на приготовление пищи по количеству лиц, находящихся в ИВС, СПАА, ЦВСИГ и СПЗЛ. Заявка подается посредством факсимильной связи или электронной почтой или нарочным путем (т.е. путем направления Исполнителем к Заказчику своего представителя для получения письменной заявки от Заказчика).
4.2.2. Своевременно производить оплату за услуги, оказанные в соответствии с условиями Контракта.
4.3. Заказчик имеет право:
4.3.1. Контролировать правильность качество готовых блюд, доставленных Исполнителем, в том числе путем снятия проб представителем Заказчика в ходе приемки каждой доставки питания, с записью о разрешении к выдаче в бракеражном журнале.
4.3.2. В случае предоставления для оплаты документов оформленных ненадлежащим образом, не производить оплату до устранения выявленных нарушений.
4.3.3. В любое время, без предварительного предупреждения Исполнителя, проводить проверку качества, объемов и порядка оказания услуг, в том числе непосредственно в месте приготовления питания, а также контролировать процесс доставки питания от Исполнителя к Заказчику, запрашивать документы, подтверждающие качество и безопасность продуктов.
4.3.4. Требовать от поставщика возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном (расторгнутом)государственном контракте, и ценой замещающей сделки(нового государственного контракта), заключенного Заказчиком взамен прекращенного (расторгнутого) государственного контракта.
Заказчик также вправе потребовать от поставщика возмещения убытков в виде разницы между ценой, установленной в прекращенном (расторгнутом) государственном контракте, и текущей ценой товаров независимо от того, заключалась ли Заказчиком взамен прекращенного (расторгнутого) государственного контракта аналогичная (замещающая) сделка - новый государственный контракт (п.2 ст.393.1 ГК РФ). Текущей ценой признается цена, взимаемая в момент прекращения договора за сопоставимые товары, работы или услуги в месте, где должен был быть исполнен государственный контракт, а при отсутствии текущей цены в указанном месте - цена, которая применялась в другом месте и может служить разумной заменой с учетом транспортных и иных дополнительных расходов.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со ст. 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Согласно ч. 1 ст. 782 Гражданского кодекса Российской Федерации заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
9.8. Заказчик имеет право расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в случае установления фактов:
- обеспечение Исполнителем питания лиц, содержащихся в ИВС, СПАА, ЦВСИГ и СПЗЛ менее 3-х раз в день;
- в случае несоответствия требованиям к качеству готовых блюд;
- доставки готовой пищи, позднее 2-х часов с момента приготовления;
- неоднократного несвоевременного доставления питания;
- неоднократное непредставление сопроводительных документов;
- неоднократное нарушение сроков предоставления документов, предусмотренных п. 3.18 Контракта.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что 15.09.2021 г. в адрес Заказчика поступило уведомление Исполнителя о прекращении оказания услуг по Контракту. В период с 16.09.2021 г. по 24.09.2021 г. услуги Исполнителем не оказывались. 22.09.2021 г. Исполнителю вручено требование об устранении недостатков в срок до 23.09.2021 г., однако, Исполнитель к оказанию услуг не приступил. 24.09.2021 г. Исполнителю повторно вручено требование об устранении недостатков в срок до 24.09.2021 г.
Также, Заказчиком в адрес Исполнителя направлялись претензии (исх. N 40/1-3665 от 20.02.2021 г.; исх. N 40/1-6798 от 24.03.2021 г.; исх. N 40/1-8418 от 19.04.2021 г.; исх. N 40/1-18372 от 09.09.2021 г.; исх. N 40/1-18745 от 15.09.2021 г.) о выявленных недостатках исполнения контракта и уплаты штрафов на суммы 5000,00 руб.
По состоянию на 24.09.2021 г. Исполнитель к исполнению обязанностей по Контракту не приступил.
На основании указанного выше, 24.09.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. 27.09.2021 г. указанное решение вручено Исполнителю, о чем свидетельствует подпись директора ООО "ГП Артэкс", и размещено в ЕИС.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 08.10.2021 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В письменных пояснениях Исполнитель указал, что в связи с ростом цен на продукты питания из-за пандемии COVID-19 Исполнитель в декабре 2020 г. обращался в адрес Заказчика с целью подписания дополнительного соглашения по увеличению цены контракта, поскольку первоначальная цена была рассчитана исходя из цен на периоды с 2016-2018 годы.
01.12.2020 г. в адрес Заказчика было направлено письмо с предложением подписать дополнительное соглашение об увеличении цены, однако, ответа от Заказчика не поступило.
27.12.2020 г. в адрес Заказчика было повторно направлено письмо с предложением подписать дополнительное соглашение об увеличении цены. Заказчик в подписании дополнительного соглашения отказал.
05.04.2021 г. в адрес Заказчика было повторно направлено письмо о убытках Исполнителя в период исполнения Контракта.
Также Исполнитель обратил внимание, что согласно разделу 2 приложения N 6 Технического задания Ориентировочная наполняемость ЦВСИГ - 111 человек в сутки (из них: 100 мужчин, 10 женщин, 1 ребенок), вместе с тем, ввиду вступления в силу указа N 274 от 18.04.2020 г., наполняемость ЦВСИГ составляла 8 человек, что значительно меньше количества, указанного в Техническом задании. Данный обстоятельства ведут к увеличенному расходованию средств Исполнителем.
Как указывает Исполнитель, в сентябре текущего года все поставки продуктов в адрес Исполнителя были прекращены ввиду имеющихся долгов, также стала невозможна работа сотрудников Исполнителя, и доставка питания по адресам Заказчика. В том же месяце Исполнитель уведомил Заказчика о невозможности исполнения контракта.
Антимонопольный орган отмечает, что оснований для включения сведений об Исполнителе в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия отмечает, что из имеющихся документов следует, что услуги по организации питания Исполнителем оказывались. Так, согласно документам, размещенным в ЕИС, услуги, оказанные Исполнителем, принимались Заказчиком без замечаний и были оплачены.
Также Комиссией принят во внимание факт о том, что заполняемость ЦВСИГ не соответствует объемам, указанным в Техническом задании. Указанное несоответствие объемов влечет образование убытков со стороны Исполнителя.
Согласно, сведениям, размещенным в ЕИС, Заказчиком принято и оплачено исполнение контракта за период 18.01.2021 - 08.10.2021 на общую сумму 3 604 131,61 руб.
Антимонопольный орган приходит к выводу, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Указанный спор носит гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Исполнителя, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Исполнителем действий в целях его исполнения, о взаимодействии Исполнителя с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Исполнителем предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Исполнителя, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что обществом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Исполнителя.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Исполнителем, взятых на себя обязательств, сведения об ООО "ГП Артэкс" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ГП Артекс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 21 октября 2021 г. N РНП-59-434 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - реестр недобросовестных поставщиков - полиция - исполнитель)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021