Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение ГБУЗ ПК "Краевая больница им. Вагнера Е.А. г. Березники" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Никитиной Л.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на поставку салфеток антисептических, спиртовых (изв. N 0356500005621000341),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0356500005621000341 Заказчиком проводился электронный аукцион на поставку салфеток антисептических, спиртовых. Начальная (максимальная) цена контракта - 2 524 500,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
17.06.2021 г. между Заказчиком и ИП Никитиной Л.В. заключен контракт N 0356500005621000341/СМП на сумму 934 065,00 руб.
В связи с тем, что индивидуальным предпринимателем поставлен товар несоответствующий требованиям технического задания, 30.08.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 7.2 контракта).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены. 01.09.2021 г. решение опубликовано на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС), отправлено в адрес Поставщика Почтой России заказным письмом с уведомлением. Поскольку Заказчиком не получено уведомление о вручении решения Поставщику, датой надлежащего уведомления считается 04.10.2021 г. Решение Заказчика вступило в силу 15.10.2021 г.
Вместе с тем, 29.09.2021 г. Поставщиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (N44 от 29.09.2021 г.).
В соответствии с ч.19 ст.95 Закона о закупках, Поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, если в контракте было предусмотрено право заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В ч.20 ст.95 Закона о закупках установлено, что решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия такого решения, направляется заказчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу заказчика, указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о его вручении заказчику. Выполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) требований настоящей части считается надлежащим уведомлением заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) подтверждения о вручении заказчику указанного уведомления.
Согласно ч.21 ст.95 Закона о закупках решение поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления поставщиком (подрядчиком, исполнителем) заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Упомянутое решение Поставщика получено Заказчиком 04.10.2021 г. (в материалы обращения предоставлено почтовое уведомление с отметкой о вручении), вступило в силу 15.10.2021 г.
Таким образом, на момент вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения обязательств по контракту, контракт также расторгнут Поставщиком.
Относительно доводов, изложенных в обращении, Комиссия считает необходимым отметить следующее.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. Поставщик обязуется поставить салфетки антисептические, спиртовые (далее - товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить поставленный товар.
1.2. Количество, ассортимент и требования к поставляемому товару определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок начала поставки товара: С даты заключения Контракта.
1.4. Срок окончания поставки товара: 30.09.2021 г.
3.1. Товары, поставляемые Поставщиком Заказчику, должны соответствовать качеству, техническим и функциональным характеристикам, указанным в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
3.2. При исполнении Контракта по согласованию Заказчика с Поставщиком допускается поставка товара, качество, технические и функциональные характеристики (потребительские свойства) которого являются улучшенными по сравнению с качеством и соответствующими техническими и функциональными характеристиками Товара, указанными в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту). В указанном случае соответствующие изменения должны быть оформлены в виде дополнительного соглашения и внесены Заказчиком в реестр контрактов.
3.5. Приемка Товара (партии Товара) (далее - приемка Товара) осуществляется в два этапа.
3.6. Приемка Товара в части соответствия их количества, комплектности требованиям, установленным Контрактом, осуществляется Заказчиком в течение 10 (рабочих)дня(ей) со дня доставки Товара.
3.7. На первом этапе осуществляется приемка Товаров по количеству и ассортименту на
соответствие требованиям Контракта, в т.ч. проверяется соответствие количества, и
ассортимента поставленного Товара, сведениям, указанным в сопроводительных документах.
3.8. При поставке Товара Поставщик предоставляет полный пакет документов на Товар, в т.ч.:
- сопроводительный документ на Товар (Товарную накладную или Товарно-транспортную накладную или универсальный передаточный документ);
- счет;
- счет-фактуру (при необходимости);
- документы, подтверждающие качество Товара (сертификаты соответствия/декларации о соответствии, выданные органом по сертификации, аккредитованным Росстандартом, для Товаров, подлежащих обязательной сертификации);
- документ о приемке - (универсальный передаточный документ или акт приемки-передачи Товара).
Сопроводительный документ на Товар должен быть оформлен в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и содержать информацию:
· о дате оформления сопроводительного документа;
· о Поставщике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения);
· о Заказчике (полное наименование, идентификационный номер налогоплательщика, место нахождения);
· о наименовании Товара;
· о наименования производителя Товара;
· о количестве Товара;
· о должностном лице, составившем сопроводительный документ (доверенность, должность, Ф.И.О.);
· о цене и общей стоимости Товара;
3.9. Приемка Товара по количеству и ассортименту проводится в день поставки Товара, сопроводительных документов и документов, подтверждающих качество Товара, в поврежденной упаковке или не соответствующий указанным в сопроводительных документах и Контракте наименованиям и количеству, а также если Товар подлежит изъятию из гражданского оборота.
3.11. При обнаружении несоответствия количества и (или) ассортимента поставленного Товара(партии Товара), установленному в Контракте, Заказчиком оформляется мотивированный отказ Поставщику от приемки Товара в письменной форме в день приемки Товара направляется (передается) Поставщику. При этом весь Товар (вся партия Товара) считается не поставленным до момента устранения нарушений, выявленных при приемке Товара.
3.12. Срок устранения Поставщиком несоответствий, выявленных при приемке товара, не должен превышать 5 дней с момента получения мотивированного отказа.
В соответствии с п.1.4 приложения N1 "Техническое задание", срок поставки товара: по заявке в период действия договора с момента заключения до 30.09.2021 г, не чаще 1 раза в месяц. Заявка выполняется в течение 5 (рабочих) дней.
Приложением N1 к техническому заданию определены функциональные, технические и качественные характеристики товара, а именно:
Наименование товара |
Товарный знак, страна происхождения |
N |
Характеристика КТРУ |
Наименование показателя / характеристики |
Значение показателя / характеристики |
Салфетка антисептическая |
Товарный знак - отсутствует, страна происхождения - Россия |
1 |
Нет |
Материал |
Нетканый материал |
2 |
Нет |
Размер (длина х ширина) |
6х10см |
||
3 |
Нет |
Требования к стерильности |
Стерильно |
||
4 |
Нет |
Пропитка |
Этиловый спирт высшей очистки |
28.07.2021 г. Поставщиком получена заявка Заказчика на поставку товара.
02.08.2021 г. Поставщиком поставлен товар, не соответствующий требованиям технического задания, а именно п.3 "Требования к стерильности" - Стерильно.
Кроме того, поставка осуществлена без предоставления сопроводительных документов, требования к которым установлены в п.3.8 контракта.
В связи с изложенным Заказчиком составлен акт рекламаций б/н от 02.08.2021 г., который направлен в адрес ИП Никитиной Л.В.
На упомянутый акт ответа Поставщика в адрес Заказчика не поступало, замена товара в срок, установленный п.3.12 контракта не произведена.
В связи с изложенным 11.08.2021 г. Заказчиком в адрес Поставщика направлена претензия с требованием в течение пяти дней с момента ее получения устранить недостатки, зафиксированные в акте рекламации от 02.08.2021 г.
Ответа на данную претензию в адрес Заказчика также не поступило.
На основании изложенного, 30.08.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пояснениям представителя Поставщика, упомянутый акт и претензия в адрес ИП Никитиной Л.В. не поступало.
31.08.2021 г. Заказчику осуществлена повторная поставка товара, соответствующего требованиям контракта.
Представитель Заказчика поставку товара не отрицает. Вместе с тем поясняет, что сопроводительная документация на поставленный товар, предусмотренная п.3.8 контракта, отсутствовала, товар не принят Заказчиком.
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия сторонами решений об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Поставщика вступило в силу одновременно с аналогичным решением Заказчика, приходит к выводу, что сведения об ИП Никитиной Л.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ИП Никитиной Л.В, в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 октября 2021 г. N РНП-59-438
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2021