Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия)
рассмотрев жалобу ООО "ИнвестПроект" (далее - Заявитель) на действия ГКУ ПК "Управление капитального строительства Пермского края" (далее - Заказчик), Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края (далее - Уполномоченный орган) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Пожарное депо на 4 выезда в г. Чердынь" (изв. N 0156200009921000757) (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках), нарушены действиями Заказчика, Уполномоченного органа.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0156200009921000757 Уполномоченным органом проводился открытый конкурс в электронной форме на строительство объекта капитального строительства "Пожарное депо на 4 выезда в г. Чердынь".
В соответствии с извещением о проведении открытого конкурса в электронной форме, конкурсной документацией:
1) извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 21.09.2021 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - открытый конкурс в электронной форме;
3) начальная максимальная цена контракта - 4 952 103,56 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 18.10.2021 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в проекте контракта установлены требования, которые не позволяют сделать однозначный вывод об объеме закупаемых работ, ограничивают количество возможных участников закупки, поскольку Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование о наличии у участника производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов. Кроме того, Заявитель полагает, что начальная (максимальная) цена контракта недостоверна.
Представители Уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласны, пояснили, что установленные требования относятся к Подрядчику, не противоречат требованиям Закона о закупках, не ограничивают количество возможных участников закупки, поскольку не препятствуют подаче заявки на участие в закупке.
В соответствии с ч.1 ст.54.1 Закона о закупках под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
В ч.2 ст.54.1 Закона о закупках установлено, что для проведения открытого конкурса в электронной форме заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию.
Согласно п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках, конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с ч.3 ст.54.3 Закона о закупках, к конкурсной документации должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.
Согласно ч.1 ст.33 Закона о закупках Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.
В ч.2 ст.33 Закона о закупках установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно ч.3 ст.33 Закона о закупках, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с п.3 раздела 5 информационной карты конкурсной документации, описание объекта закупки, информация о количестве товара указаны в Приложении 3 "Техническое задание", в Приложении 4 "Проект контракта".
Во исполнение изложенных выше требований Закона о закупках, Заказчиком, Уполномоченным органом в составе конкурсной документации опубликован проект государственного контракта.
В п.4.4.28 проекта контракта установлено, что Подрядчик обязан выполнить иные работы, определенно не упомянутые в тексте Контракта и в приложениях к нему, но необходимые для получения положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и обеспечения соответствия проектируемого объекта требованиям ГОСТ, СНиП и т.д.
Кроме того, в п.11 Технического задания установлены требования к этапам и составу проектно-изыскательских работ, в том числе для 1 этапа установлено:
"Инженерные изыскания проводятся на площадке строительства и по трассам инженерных сетей до точек врезки:
- инженерно-геодезические;
- инженерно-геологические;
- инженерно-экологические;
- инженерно-метеорологические;
- инженерно-геофизические (по необходимости);
- иные изыскания (при необходимости).
Таким образом, по мнению подателя жалобы невозможно достоверно определить объем и вид работ, которые обязан выполнить Подрядчик по настоящему контракту.
Согласно пояснениям Заказчика, Уполномоченного органа при формировании объекта оспариваемой закупки перечень необходимых видов работ, которые являются обязательными для Подрядчика, предусмотрен в разделе 11 Технического задания (далее - ТЗ).
Наряду с необходимыми видами работ в указанном разделе ТЗ предусмотрены иные виды работ (при необходимости). Иные виды работ, необходимость выполнения которых может возникнуть на этапе исполнения контракта, не могут быть заранее отражены в документации исчерпывающим объемом в силу объективной неизвестности со стороны Заказчика, Уполномоченного органа о возможной потребности в выполнении подобного рода работ, поскольку предусматриваются различными технологиями и нормативно техническим актами, принятыми для аналогичного вида работ и необходимыми для их полного завершения по настоящему договору с надлежащим качеством и сдачи результата работ Заказчику.
Комиссия принимает довод Заказчика, Уполномоченного органа о том, что в законодательстве отсутствует обязанность Заказчика дублировать в проекте контракта все необходимые нормы и требования к выполнению работ, однако в целях исключения рисков получения некачественного результата работ, в проекте контракта и иных документах установлены соответствующие пункты.
В п.4.4.19 проекта контракта установлено, что Подрядчик обязан на основании доверенности Заказчика обеспечить получение всех необходимых технических условий и иных необходимых исходных данных. Подрядчик направляет в адрес Заказчика запрос о выдаче доверенности в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней с момента возникновения необходимости получения (изменения, дополнения) исходных данных, с указанием сведений о лицах, на чье имя должна быть выдана доверенность и месте ее предоставления. При несвоевременном извещении Заказчика о необходимости получения (изменения, дополнения) исходных данных, получение которых возможно только на основании выданной Заказчиком доверенности, Подрядчик в дальнейшем не может ссылаться на отсутствие таких исходных данных, как основание освобождения от ответственности за нарушение обязательств по Контракту.
Согласно ч.6 ст.48 Градостроительного Кодекса РФ установлено, что в случае, если подготовка проектной документации осуществляется индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом на основании договора подряда на подготовку проектной документации, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, застройщик, технический заказчик, лицо, ответственное за эксплуатацию здания, сооружения, региональный оператор обязаны предоставить таким индивидуальному предпринимателю или юридическому лицу:
1) градостроительный план земельного участка или в случае подготовки проектной документации линейного объекта проект планировки территории и проект межевания территории (за исключением случаев, при которых для строительства, реконструкции линейного объекта не требуется подготовка документации по планировке территории, а также случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи);
2) результаты инженерных изысканий (в случае, если они отсутствуют, договором подряда на подготовку проектной документации должно быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий);
3) технические условия подключения (технологического присоединения), предусмотренные статьей 52.1 настоящего Кодекса (в случае, если функционирование проектируемого объекта капитального строительства невозможно обеспечить без подключения (технологического присоединения) такого объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
При этом Постановлением Правительства РФ N 87 от 16.02.2008 г. установлены требования к составу разделов проектной документации и требования к их содержанию.
В п.14 технического задания установлен перечень исходных данных, которые предоставляет Заказчик Подрядчику после заключения контракта, а именно:
- Заключение по комплексному обследованию объекта незавершенного строительства "Пожарное депо на 4 въезда в г. Чердынь, шифр СК-441.20-ТО;
- Градостроительный план земельного участка;
- Договор безвозмездного пользования земельным участком;
- Проектно-сметная документация по Объекту шифр 96/14-00, разработанная ООО СК "ЕвроСтрой".
Комиссией установлено, что Заказчиком предоставляются исходные данные соответствующие требованиям Градостроительного Кодекса РФ.
При этом согласно пояснениям Уполномоченного органа под "иными исходными данными" в данном конкретном случае понимаются любые сведения, которые могут потребоваться Подрядчику для надлежащего исполнения контракта и выполнения проектно-изыскательских работ, определить которые на этапе проведения закупки не предоставляется возможным.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что упомянутые положения проекта контракта не противоречат положениям Закона о закупках, относятся к Подрядчику, не ограничивают право участника закупки на подачу заявки, в том числе и на право подачи заявки Заявителем. Более того, согласно пояснениям представителя Заявителя, ООО "Инвест Проект" подало заявку на участие в закупке.
В связи с изложенным, нарушений требований Закона о закупках в действиях Заказчика, Уполномоченного органа не может быть установлено.
В п.4.4.11 проекта контракта установлено, что Подрядчик обязан в течение 3 (трех) дней после заключения контракта предоставить Заказчику копии документов, подтверждающих наличие в собственности (аренде) или на ином вещном праве помещения, необходимого для выполнения работ соответствующего требованиям СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 "Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы", вместимостью не менее 10 человек".
Таким образом, Заказчиком, Уполномоченным органом установлено требование к наличию у участника закупки ресурсов, необходимых для выполнения работы, являющихся предметом контракта, что противоречит положениям ч.3 ст.33 Закона о закупках.
Исходя из изложенного, Заказчиком, Уполномоченным органом нарушены требования п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках.
В указанных действиях должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа содержатся признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.
В части доводов, относительно нарушений требований Закона о закупка при определении начальной (максимальной) цены контракта, Комиссия поясняет следующее.
В соответствии с п.1 ч.3 ст.99 Закона о закупках, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи.
Согласно п.3 ч.8 ст.99 Закона о закупках, органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Следовательно, у Комиссии Пермского УФАС России отсутствуют полномочия по рассмотрению доводов, касающихся определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, в связи с чем упомянутые доводы не подлежат рассмотрению.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "ИнвестПроект" на действия ГКУ ПК "Управление капитального строительства Пермского края", Министерства по регулированию контрактной системы в сфере закупок Пермского края при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по корректировке проектно-сметной документации на строительство объекта капитального строительства "Пожарное депо на 4 выезда в г. Чердынь" (изв. N 0156200009921000757) обоснованной в части довода относительно установления требования о наличии у участника закупки ресурсов, необходимых для выполнения работы, являющихся предметом контракта.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного органа нарушение требований п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о закупках.
3. В целях устранения выявленного нарушения выдать предписание Заказчику, Оператору электронной площадки.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика, Уполномоченного органа к административной ответственности за допущенные нарушения Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 22 октября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2021