Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение Пермской городской Думы (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "ИНСАЙН" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по изготовлению нагрудного знака депутата Пермской городской Думы (закупка у единственного поставщика),
УСТАНОВИЛА:
02.08.2021 г. между Пермской городской Думой и ООО "Инсайн" на основании п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 г. "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) заключен муниципальный контракт N41на выполнение работ по изготовлению нагрудного знака депутата Пермской городской Думы. Цена контракта - 19 170,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
В связи с тем, что Обществом изготовлен и поставлен товар, несоответствующий требованиям технического задания, 21.09.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена пунктом 8.2 контракта).
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены. 24.09.2021 г. решение опубликовано на сайте Единой информационной системы (далее - ЕИС), 22.09.2021 г. отправлено в адрес Подрядчика Почтой России заказным письмом с уведомлением. 30.09.2021 г. Заказчику стало известно о вручении решения представителю Подрядчика, датой надлежащего уведомления считается 30.09.2021 г. Решение Заказчика вступило в силу 11.10.2021 г.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Закона о закупках, Заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать два миллиона рублей или не должен превышать десять процентов совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем пятьдесят миллионов рублей. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. На заказчиков, осуществляющих деятельность на территории иностранного государства, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом не распространяются ограничения в части установления цены контракта, не превышающей шестисот тысяч рублей. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с условиями контракта:
1.2. Подрядчик обязуется выполнить работы по изготовлению нагрудного знака депутата Пермской городской Думы в соответствии с условиями Контракта и приложения 1 к Контракту "Техническое задание", являющегося его неотъемлемой частью, а Муниципальный заказчик обязуется принять и оплатить выполненные Подрядчиком работы в соответствии с условиями Контракта.
3.1. Место выполнения работ: место нахождения Подрядчика.
3.2. Место доставки продукции: г.Пермь, ул.Ленина, 23, 4 этаж, каб.421.
3.2.1. В случае соответствия продукции количеству и ассортименту, указанным в техническом задании, уполномоченными представителями сторон подписывается акт о приемке выполненных работ по форме, согласно приложению 2 к Контракту;
3.4. Муниципальный заказчик в течение пяти рабочих дней после дня получения от Подрядчика продукции в полном объеме проводит его проверку на предмет соответствия характеристикам, указанным в техническом задании, а также на соответствие требованиям технических регламентов, документов в области стандартизации, установленным для указанной продукции;
3.4.1. в случае соответствия продукции характеристикам, указанным в техническом задании, а также требованиям Технических регламентов, Муниципальный заказчик подписывает товарную накладную. Дата подписания товарной накладной является датой окончания приемки выполненных работ;
3.4.2. в случае выявления недостатков продукции, то есть несоответствия поставленной продукции характеристикам, указанным в техническом задании, а также требованиям Технических регламентов, Муниципальный заказчик в указанный срок направляет Подрядчику посредством электронной почты и/или факсимильной связи, и/или заказным письмом с уведомлением требование об устранении выявленных недостатков.
Продукция, несоответствующая характеристикам, указанным в техническом задании, а также требованиям Технических регламентов, возвращается Подрядчику в течение пяти рабочих дней после получения Подрядчиком требования об устранении недостатков на основании акта возврата продукции по форме согласно приложению 3 к Контракту. Получение продукции с выявленными недостатками от Муниципального заказчика осуществляется Подрядчиком своими силами и средствами по адресу, указанному в п.3.1 Контракта.
3.5. в случае, указанном в подпункте 3.4.2 Контракта, Подрядчик в течение пяти рабочих дней после дня получения требования об устранении выявленных недостатков своими силами и средствами осуществляет допоставку продукции по адресу, указанному в п.3.1 Контракта, вместе с сопроводительными документами на допоставленную продукцию.
3.7. Срок выполнения работ по Контракту: в течение 50 дней с момента заключения Контракта.
В приложении 1 к контракту "Техническое задание" в числе прочих установлены требования к изготавливаемому товару:
- на поверхности не должно быть острых кромок (п.8 технического задания),
- на лицевой поверхности на голубом фоне нанесены две горизонтальные цветовые полосы: вверху, шириной 5 мм - белая, внизу, шириной 6 мм - красная,
- коробка пластиковая с прозрачной крышкой размерами: длина - 40 мм, ширина - 40 мм, высота - 20 мм.
06.09.2021 г. Заказчику поставлена готовая продукция в соответствующем количестве. Сторонами составлен акт о приемке выполненных работ от 06.09.2021 г.
В регламентированный Контрактом срок проведена проверка поставленной продукции на соответствие требованиям контракта.
10.09.2021 г. Заказчиком в адрес Подрядчика направлена претензия (исх.N И-01-01-02-800) с указанием выявленных недостатков, а именно:
- по обеим полосам происходит сужение ширины цветовых полос (слева направо),
- размеры коробки отличаются от указанных в контракте - длина 37 мм, ширина - 37 мм, высота - 17 мм,
- имеется острая кромка по левому и правому краю лицевой стороны Нагрудного знака депутата Пермской городской Думы.
17.09.2021 г. в адрес Подрядчика направлен акт возврата продукции.
Замена продукции в соответствии с требованиями п.3.5 контракта Подрядчиком не произведена, в связи с чем 21.09.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с пояснениями представителя Подрядчика, макет Нагрудного знака, в соответствии с которым была изготовлена продукция, в частности, с сужением ширины цветовых полос, был согласован Заказчиком. При этом представитель ООО "ИНСАЙН" отмечает, что невозможно изготовить нагрудный знак с шириной цветовых полос, указанной в техническом задании без изменения размеров самого знака.
Подрядчик был готов устранить замечания по размеру коробки и наличию острой кромки в регламентированный контрактом срок, о чем сообщил Заказчику в ответе на претензию от 10.09.2021 г. (исх.N 2021/01 от 14.09.2021 г., отправлена и получена Заказчиком 15.09.2021 г., что не отрицается представителем Заказчика).
Антимонопольный орган отмечает, что из материалов обращения, пояснений сторон, следует факт наличия между сторонами спора относительно причин, послуживших основанием для принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 2 ст. 104 Закона о закупках, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, достоверные и неоспоримые доказательства намеренного ненадлежащего исполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, приходит к выводу, что сведения об ООО "ИНСАЙН" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "ИНСАЙН" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 25 октября 2021 г. N РНП-59-439
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2021