Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия)
рассмотрев обращение МКУ "Управление технического заказчика" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ПКФ "КСОРЗ-М" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на Выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в микрорайоне Гарцы Мотовилихинского района города Перми (изв.N 0156300008721000205),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300008721000205 Администрацией города Перми (далее - Уполномоченный орган) проводился электронный аукцион на выполнение работ по строительству сетей водоснабжения в микрорайоне Гарцы Мотовилихинского района города Перми. Начальная (максимальная) цена контракта - 27 757 921,09 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
06.08.2021 г. между Заказчиком и ООО ООО ПКФ "КСОРЗ-М" заключен контракт N 23 на сумму 27 619 131,48 руб.
В соответствии с ч. 10 ст. 83.2 Закона о закупках контракт заключается на условиях, указанных в документации и (или) извещении о закупке, заявке победителя электронной процедуры, по цене, предложенной победителем, либо по цене за единицу товара, работы, услуги, рассчитанной в соответствии с частью 2.1 настоящей статьи, и максимальному значению цены контракта.
Согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках, исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или иными правовыми актами (статья 310 ГК РФ).
В силу ч. 3 ст. 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Согласно ч.1 ст.708 ГК РФ, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Право принятия сторонами решения об одностороннем отказе от исполнения контракта предусмотрено п.10.3 контракта.
Кроме того, в п.10.3.1 контракта установлено, что Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения настоящего контракта в случае нарушения Подрядчиком сроков выполнения работ, в том числе этапов работ, предусмотренных графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N3), в том числе этапов работ, по его вине более чем на 10 (десять) рабочих дней, а также прекращения или приостановления выполнения работ при наличии обстоятельств, очевидно свидетельствующих о том, что в предусмотренный настоящим контрактом срок объект не будет передан Заказчику.
04.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по причине того, что Исполнителем нарушены сроки выполнения этапов работ, отставание от графика производства работ составило более 60 календарных дней.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
05.10.2021 г. решение направлено в адрес Подрядчика Почтой России заказным письмом с уведомлением, по электронной почте, опубликовано в ЕИС.
Решение получено Подрядчиком по электронной почте 05.10.2021 г. (подтверждается представителем Подрядчика), датой надлежащего уведомления считается 05.10.2021 г. Решение об одностороннем отказе от исполнения контакта должно вступить в силу 18.10.2021 г.
Таким образом, Заказчиком соблюден порядок расторжения контракта.
В соответствии с условиями контракта:
1.1. По настоящему Контракту Подрядчик обязуется на свой риск и под свою ответственность, в конечный и промежуточные сроки, выполнить работы по строительству сетей водоснабжения в микрорайоне Гарцы Мотовилихинского района города Перми (далее - Объект), в соответствии с техническим заданием Заказчика (Приложение N 1), ведомостью объемов конструктивных решений (элементов) и комплексов (видов) работ и сметой контракта (Приложение N 2), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), проектной и рабочей документацией (Приложение N 4), графиком оплаты выполненных работ (Приложение N 5), перечнем возможных видов и объемов работ, которые Подрядчик должен выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по Контракту (Приложение N 6), являющимися неотъемлемой частью Контракта, техническими регламентами, а Заказчик обязуется обеспечить контроль за ходом выполнения работ, произвести приемку и оплату выполненных надлежащим образом работ в размере и сроки, установленные настоящим Контрактом.
1.3. Результатом выполненных работ по настоящему Контракту является законченный строительством Объект, в отношении которого получено заключение органа государственного строительного надзора о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и заключение федерального экологического надзора в случаях предусмотренных частью 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, готовый к вводу в эксплуатацию и в отношении которого подписан акт приемки законченного строительством объекта по унифицированной форме N КС-11, утвержденной постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а, Постановлением Госкомстата РФ от 11.11.1999 N 100.
2.1. Работы, предусмотренные настоящим Контрактом, должны быть выполнены в следующие
сроки:
начало выполнения работ: с даты заключения контракта;
окончание выполнения работ: не позднее 362 (трехсот шестидесяти двух) календарных дней с даты заключения контракта.
Сроки выполнения отдельных этапов работ (промежуточные сроки) по настоящему Контракту определяются в соответствии с графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
4.1. При выполнении настоящего Контракта Подрядчик обязан:
4.1.1. в установленные настоящим Контрактом сроки выполнить работы, предусмотренные техническим заданием, в соответствии с проектной и рабочей документацией, графиком выполнения строительно-монтажных работ, требованиями настоящего Контракта и действующих на момент выполнения работ правовых и нормативных актов, строительных норм и правил, технических регламентов и сдать Заказчику результат выполненных работ;
обеспечить выполнение работ по контракту в соответствии с проектной и рабочей документацией;
обеспечить поставку необходимых для строительства или реконструкции материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение;
4.1.2. принять площадку для производства работ по акту приема-передачи в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты подписания настоящего Контракта;
4.1.3. оборудовать площадку в соответствие с нормами действующего законодательства РФ в области обустройства строительных площадок и Правилами благоустройства территории города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы N 277 от 15.12.2020:
- установить ограждение строительной площадки высотой не менее 2 м, обеспечить надлежащее содержание ограждения;
- пешеходную зону ограждения оборудовать освещением в темное время суток;
- обеспечить строительную площадку биотуалетом, мойкой колес с отстойником и фильтрацией;
- обеспечить складирование строительных материалов;
- обеспечить ежедневную уборку строительной площадки и территории за ограждением не менее 5 м от строительного мусора;
- установить информационный стенд с указанием наименования Объекта и его адреса, указанием информации о Заказчике, о Подрядчике, с указанием руководителей Подрядчика, номеров контактных телефонов Подрядчика для связи, плановых сроках выполнения работ, изображением Объекта (паспорт Объекта) в соответствии с проектом организации строительства (далее - ПОС). Проект паспорта Объекта и схему пожарного проезда согласовать с Заказчиком;
4.1.4. в течение 5 (Пяти) рабочих дней с даты подписания настоящего Контракта предоставить Заказчику копию приказа о назначении уполномоченного представителя Подрядчика;
4.1.5. Обеспечить:
4.1.5.1. получение всех требуемых разрешений (в т. ч. разрешение на производство земляных работ) и согласований на производство работ от соответствующих уполномоченных органов от имени Заказчика на основании выданной Заказчиком доверенности согласно требованиям действующего законодательства,
4.1.5.2. временное подключение к инженерным коммуникациям в соответствующих организациях, необходимых для выполнения работ по настоящему Контракту. Самостоятельно провести все согласования по временному подключению к инженерным сетям;
4.1.5.3. производство работ, приобретение и поставку необходимых для строительства материалов, изделий, конструкций и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование, хранение, монтаж в полном соответствии с проектной и рабочей документацией, строительными нормами и правилами, техническими регламентами.
4.1.13. Привлечь к исполнению настоящего Контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в размере 15 (Пятнадцати) процентов от цены настоящего Контракта. Данное условие не применяется, если сам Подрядчик является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией.
4.1.24. Подрядчик обязан в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты подписания Контракта определить конкретные виды и объемы работ из числа видов работ, предусмотренных Приложением N 6 к Контракту, и направить в адрес Заказчика.
4.1.24.1. Определенные по предложению Подрядчика конкретные виды и объемы работ, которые Подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц, в совокупном стоимостном выражении должны составлять не менее 25 процентов цены Контракта исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренных проектной и рабочей документацией и Приложением N 2 к Контракту.
4.1.25. Подрядчик вправе в течение 10 (Десяти) рабочих дней с даты подписания Контракта откорректировать сроки выполнения этапов работ путем внесения изменений в график выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 3 к Контракту) в рамках срока выполнения Контракта и представить Заказчику для согласования.
Дополнительно представить в адрес Заказчика в течение 20 (Двадцати) рабочих дней с даты подписания Контракта детализированный сетевой график выполнения строительно-монтажных работ на электронном носителе Microsoft Project и бумажном носителе для согласования и утверждения.
4.2.1. Подрядчик вправе при выполнении настоящего Контракта заключать договоры субподряда со специализированными организациями и физическими лицами. В этом случае Подрядчик несет полную ответственность перед Заказчиком за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств субподрядчиками и обеспечивает контроль за ходом работ, выполняемых субподрядчиками.
В соответствии с актами осмотра объекта от 27.09.2021 г., 30.09.2021 г. работы на объекте Подрядчиком не велись.
По состоянию на 04.10.2021 г. Подрядчиком не выполнены подготовительные работы в части:
- разбивки трассы,
- оборудования строительной площадки в соответствии с условиями контракта.
Также Подрядчиком не исполнены обязательства, предусмотренные п.п. 4.1.5, 4.1.5.2, 4.1.5.3, 4.1.5.4, 4.1.24.1, 4.1.25 контракта.
В связи с изложенным 04.10.2021 г. Заказчиком принято решение об отказе от исполнения контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с пояснениями представителя Подрядчика 10.08.2021 г. ООО "ПКф КСОРЗ-М" передало Заказчику документы, необходимые для постановки на учет в Инспекции государственного технического надзора Пермского края.
12.08.2021 г. Подрядчиком получена проектно-сметная документация и принят объект.
Подрядчиком произведена закупка материалов, необходимых для выполнения работ (подтверждающие документы предоставлены в материалы обращения), разработан и направлен в адрес Заказчика проект производства работ.
30.08.2021 г. Подрядчиком получено разрешение на строительство, 01.09.2021 г. получен обходной лист для получения разрешения на земляные работы.
Подрядчиком получены разрешения на земляные работы от:
ООО "Пермская сетевая компания" (22.09.2021 г.),
ООО "Новогор-Прикамье" (10.09.2021 г.),
АО "Газпром газораспределение Пермь"
ПАО "Ростелеком" (15.09.2021 г.),
Подземметаллзащита (15.09.2021 г.),
Пермская дирекция дорожного движения (17.09.2021 г.).
Сданы документы на получение разрешения от МКУ "Пермблагоустройство" и МУП "Горсвет".
Не согласовано разрешение ОАО "МРСК Урал", уведомление о замечаниях по согласованию направлено в адрес Заказчика 10.09.2021 г. Подрядчик пояснил, что до устранения замечаний Заказчиком приступить к выполнению работ не предоставлялось возможным.
Кроме того, представитель Подрядчика пояснил, что в сентябре 2021 г. в организации у 10 сотрудников ООО "ПКФ КСОРЗ-М" выявлен COVID-19, что затрудняло процесс согласования и выполнения работ.
Представителем Подрядчика в материалы обращения также предоставлен реестр заключенных и исполненных контрактов, общей суммой более 470 млн. руб.
Комиссия отмечает, что из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, учитывая тот факт, что Обществом предпринимались попытки исполнить контракт, с учетом непредвиденных обстоятельств, связанных с болезнью части сотрудников, пришла к выводу о том, что сведения об ООО ПКФ "КСОРЗ-М" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО ПКФ "КСОРЗ-М" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 октября 2021 г. N РНП-59-445
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2021