Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение ГБУ ПК "ЦСА" г. Перми (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "АЛМИ" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на Оказание услуг по комплексной уборке помещений ГБУ ПК "ЦСА" г. Перми (изв. N 1056500002120000017),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 1056500002120000017 Заказчиком проводился электронный аукцион на оказание услуг по комплексной уборке помещений ГБУ ПК "ЦСА" г. Пермь. Начальная (максимальная) цена контракта - 1 775 780,48 руб.
Заслушав позицию Заказчика, исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
03.08.2021 г. между Заказчиком и ООО "АЛМИ" заключен гражданско-правовой договор N 62 на оказание услуг по комплексной уборке помещений ГБУ ПК "ЦСА" г. Перми на сумму 832 277,72 руб.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Исполнитель обязуется оказать услуги по комплексной уборке помещений ГБУ ПК "ЦСА" г. Перми (далее - услуги), а Заказчик обязуется оплатить оказанные услуги.
1.2. Объем и требования к оказываемым услугам, срок и место оказания определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), являющимся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
2.1. Цена Контракта составляет 832 277(Восемьсот тридцать две тысячи двести семьдесят семь) рублей 72 копейки, НДС не облагается в соответствии с применяемой Исполнителем системой налогообложения.
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
7.4.1. Если Исполнитель не приступает к исполнению Контракта в срок, установленный Контрактом или нарушает график оказания услуг, предусмотренный Контрактом, или оказывает услуг так, что окончание ее к сроку, предусмотренному Контрактом, становится явно невозможно, либо в ходе оказания услуги стало очевидно, что услуга не будет оказана надлежащим образом в установленный Контрактом срок (пункты 2, 3 статьи 715 Гражданского кодекса Российской Федерации).
7.4.2. Если отступления в услуге от условий Контракта или иные недостатки результата услуги в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 Гражданского кодекса Российской Федерации).
7.4.3. Иные основания, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Согласно Техническому заданию (Приложение N 1 к контракту), срок оказания услуг: с 01 января 2021 года по 31 декабря 2021 года.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст.702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст. 715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с невыполнением условий контракта 17.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95 Закона о закупках).
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о закупках Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе принято Заказчиком и размещено в разделе дополнительной информации о контракте 17.09.2021 г. и направлено Исполнителю посредством электронной почты.
Подтверждения надлежащего уведомления Заказчиком не получено.
Следовательно, в силу положений ч.ч. 12, 13 ст. 95 Закона о закупках, датой надлежащего уведомления признается 18.10.2021 г. Решение вступает в силу 29.10.2021 г.
Согласно п.10 ч.2 ст.103 Закона о закупках в реестр контрактов включается информация об исполнении контракта (отдельного этапа исполнения контракта), в том числе информация о стоимости исполненных обязательств (об оплате контракта, отдельного этапа исполнения контракта), о начислении неустоек (штрафов, пеней) в связи с ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных контрактом, стороной контракта, заключение по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (отдельного этапа исполнения контракта) (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций).
В соответствии с ч.3 ст.103 Закона о закупках информация, указанная в пунктах 8, 10, 11 и 13 части 2 настоящей статьи, направляется заказчиками в указанный орган в течение пяти рабочих дней с даты соответственно изменения контракта, исполнения контракта (отдельного этапа исполнения контракта), расторжения контракта, приемки поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Согласно ч.6 ст.104 Закона о закупках в случае, в случае расторжения контракта по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта заказчик в течение трех рабочих дней с даты расторжения контракта направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, информацию, предусмотренную частью 3 настоящей статьи, а также копию решения суда о расторжении контракта или в письменной форме обоснование причин одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что обращение Заказчика поступило в Пермское УФАС России 21.10.2021 г., то есть до вступления данного решения в законную силу.
Тем не менее, Комиссия отмечает, что из обращения Заказчика следует, что причиной принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта послужило выявление фактов ненадлежащего исполнения обязательств по Контракту.
В адрес Комиссии были представлены материалы (докладные, претензии, письма Заказчика), согласно которым факты ненадлежащего оказания услуг выявлялись Заказчиком:
- в феврале 2021 года (выявлено 2 факта ненадлежащего исполнения контракта, к Обществу применены штрафные санкции в размере 1387,14 руб.);
- в марте 2021 года (выявлено 2 факта ненадлежащего исполнения контракта, к Обществу применены штрафные санкции в размере 1387,14 руб.);
- в апреле 2021 года (выявлено 9 фактов ненадлежащего исполнения контракта, к Обществу применены штрафные санкции в размере 6 242,11 руб.);
-в мае 2021 года (выявлено 10 фактов ненадлежащего исполнения контракта, к Обществу применены штрафные санкции в размере 6 935,68 руб.);
- в сентябре 2021 года.
Из пояснений Общества следует, что последнее не отрицает допущенных нарушений. Оплата оказанных услуг производилась Заказчиком с учетом применения штрафных санкций.
Согласно информации, размещенной в ЕИС, Заказчиком принято и оплачено исполнения по контракту на общую сумму (с учетом применения штрафных санкций) 532 050,73 рублей.
Комиссия отмечает, что вышеописанные обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО "АЛМИ" обязательства по контракту исполнялись, услуги оказывались. То есть, Общество не уклонялось от исполнения контракта и не совершало каких-либо иных действий, носящих недобросовестный характер.
Более того, как отмечалось ранее, Заказчиком услуги в период с января по сентябрь 2021 года оплачивались, решение об одностороннем отказе ранее не принималось, существенные недостатки в оказанных услугах не усматривались.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном поставщике, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Поставщика, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, такие доказательства в материалах дела отсутствуют.
Поскольку материалы обращения не содержат достаточных доказательств, указывающих на наличие в действиях Поставщика вины, Комиссия приходит к выводу, что документы, предоставленные Заказчиком, не могут достоверно и неопровержимо свидетельствовать о недобросовестном исполнении условий контракта, следовательно, у Комиссии отсутствуют достаточные основания для признания в действиях Поставщика наличия признаков недобросовестности.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом того, что вина Поставщика не является доказанной, пришла к выводу о том, что сведения об Обществе не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "АЛМИ" в реестр недобросовестных поставщиков.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 26 октября 2021 г. N РНП-59-443
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2021