Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Кировского УФАС России) в составе:
<_>;
В присутствии (лично):
<_>
КОГКУ "Центр по техническому сопровождению государственных закупок";
рассмотрев жалобу ООО "Риа - Сервис",
У С Т А Н О В И Л А:
19.10.2021 г. в Кировское УФАС России поступила жалоба ООО "Риа - Сервис" (далее - Заявитель) на действия КОГКУ "Кировская областная пожарно - спасательная служба" (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции региональной системы оповещения Кировской области для обеспечения государственных нужд Кировской области (номер извещения 0340200003321010640). Уполномоченное учреждение - КОГКУ "Центр по техническому сопровождении государственных закупок".
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены нормы ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) при формировании конкурсной документации:
- в локальной смете указано оборудование конкретного производителя <_> без указания слова "или эквивалент";
- согласно закупочной документации поставщик должен поставить оборудование по заранее зафиксированной цене, что противоречит закупочной процедуре, проводимой с целью минимизации государственных бюджетных расходов за счет выявления наилучшего (наименьшего) ценового предложения, как одного из критериев закупки;
- Заказчиком нарушена ч. 6.1, ч. 7 ст. 110 Закона о контрактной системе, так как локальный сметный расчет, являющийся приложением к контракту с использованием сметных нормативов, сметных цен строительных ресурсов, выполнен не по Методике составления сметы контракта;
- оборудование должно быть передано Заказчику в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" по первичным документам (КС - 2, КС - 3) и принято на бухгалтерский учет.
В соответствии с ч. 1 ст. 106 Закона о контрактной системе, Заявителю, Заказчику, Уполномоченному учреждению направлено уведомление о дате и времени рассмотрения жалобы. Рассмотрение жалобы назначалось на 25.10.2021 г., откладывалось на 26.10.2021 г.
На заседании Комиссии Кировского УФАС России:
Представители Заявителя поддержали доводы жалобы, а также дополнения к жалобе. Пояснили, что поскольку локальный сметный расчет Заказчика является одновременно и НМЦК и приложением к контракту, Заказчик не вправе использовать понижающий коэффициент в сметном расчете и применять данный расчет в качестве приложения к проекту контракта. Локальный сметный расчет не может быть изменен на стадии заключения контракта. Заказчик ограничивает число участников закупки.
Представитель Заказчика с доводами жалобы не согласен, просил признать ее необоснованной. Пояснил, что предмет закупки выполнение работ, а не поставка товара, требования к товарам при выполнении работ в конкурсной документации не выставлены. Проектная рабочая сметная документация приложена к закупке в качестве результата работ. Проектная рабочая сметная документация, утвержденная Заказчиком является результатом работы по Государственному контракту от 13.04.2020 г. на выполнение работ по внесению изменений в рабочий проект реконструкции региональной системы оповещение Кировской области и определяет результата работы по реконструкции региональной системы оповещения. Сводный сметный расчет стоимости строительства N ССРСС "Внесение изменений в "Рабочий проект реконструкции региональной системы оповещения Кировской области" в рамках мероприятий по мобилизационной подготовке для обеспечения государственных нужд Кировской области" проверен КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве", о чем имеется заключение, размещенное в составе конкурсной документации. Заказчик не имеет права вносить изменения в утвержденную, проверенную сметную документацию. Утвержденная Заказчиком сметная документация является обоснованием начальной (максимальной) цены контракта.
Относительно указания единственного производителя товара пояснил, что в ЕИС имеются сведения о проведении аналогичных закупок в которых используется оборудование <_>указанное в смете у Заказчика, победители данных закупок разные юридические лица, следовательно, довод об ограничении конкуренции несостоятелен. Товар можно купить у производителя и выполнить работы, предусмотренные проектной рабочей документацией.
Кроме того, на баланс Заказчик поставит часть системы оповещения, а не конкретное оборудование. Региональная система оповещения не объект капитального строительства, поэтому положения Закона о контрактной системе не могут быть применены.
Относительно применения кода ОКПД пояснил, что в <_>отсутствует конкретное ОКПД на выполнение работ по реконструкции региональной системы оповещения, соответственно, исходя из результата выполненных работ (часть системы гражданской обороны) выбран код ОКПД 84.22.12.900.
Уполномоченное учреждение явку представителя не обеспечило, направило письменные пояснения, в которых указало, что проект контракта и техническое задание утверждаются заказчиком, требования, являющиеся ключевыми для заказчика, не могут удовлетворять всех возможных участников закупки. Включение в документацию показателей, которые приводят к исключению из круга участников закупки лиц, не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в закупке.
Изучив представленные документы, выслушав позиции Заявителя, Заказчика, Комиссия Кировского УФАС России приходит к следующим выводам.
23.09.2021 года на официальном сайте закупок - zakupki.gov.ru было размещено извещение N 0340200003321010640 о проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции региональной системы оповещения Кировской области для обеспечения государственных нужд Кировской области. Начальная (максимальная) цена контракта (договора) - 5 799 999,98 руб.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
Довод Заявителя об указании в локальной смете оборудования конкретного производителя без указания эквивалентности является необоснованным в силу следующего.
В силу части 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования (часть 1 статьи 54.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 53.4 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать описание объекта закупки, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик на комиссии пояснил, что сметная документация проверена КОГАУ "Управление государственной экспертизы и ценообразования в строительстве", вносить какие-либо изменения в части добавления слов "или эквивалент" не в компетенции Заказчика.
Техническое задание конкурсной документации указание на оборудование конкретного производителя <_>не содержит. Указание на оборудование конкретного производителя в сметной документации включено с целью определения начальной (максимальной) цены контракта.
Комиссия Кировского УФАС России считает, что невключение Заказчиком в утвержденную сметную документация обязательной оговорки об эквивалентности допущено Заказчиком в отношении материалов и оборудования, которое непосредственно не является предметом контракта, обусловлено объективной необходимостью следования за разработанным и утвержденным проектом, объект закупки соответствует потребностям Заказчика и обеспечивает эффективное использование бюджетных средств.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, конкурсная документация, наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать предусмотренные статьей 54.4 Закона о контрактной системе требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса в электронной форме, к составу заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки или ограничения доступа к участию в открытом конкурсе в электронной форме.
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 2 статьи 54.4 Закона о контрактной системе заявка на участие в открытом конкурсе в электронной форме состоит из двух частей и предложения участника открытого конкурса в электронной форме о цене контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 54.4 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать согласие участника открытого конкурса в электронной форме на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных конкурсной документацией и не подлежащих изменению по результатам проведения открытого конкурса в электронной форме (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 6 части 6 статьи 54.4 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме должна содержать документы, подтверждающие квалификацию участника открытого конкурса в электронной форме. При этом отсутствие этих документов не является основанием для признания заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, не соответствующей требованиям документации о таком конкурсе.
В соответствии с частью 8 статьи 53 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник конкурса, который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, указанных в конкурсной документации, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
Техническим заданием документации установлены требования к используемым товарам при выполнении работ, Заказчиком не установлено требование о предоставлении конкретных показателей в составе заявки на участие в конкурсе.
Согласно положениям конкурсной документации участник закупки в составе первой части заявки представляет согласие участника открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ на условиях, предусмотренных конкурсной документацией.
Смета является обоснованием определения начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 1085).
Для оценки заявок (предложений) Заказчиком установлены в документации о закупке следующие критерии оценки: Цена контракта - значимость критерия 60%; Квалификация участников закупки - значимость критерия 40%.
Величина критериев оценки заявок установлена Заказчиком в соответствии с Правилами N 1085 и не нарушают положения Закона о контрактной системе.
Относительно довода Заявителя о постановке оборудования на баланс установлено следующее.
Согласно пояснениям Заказчика на баланс ставится часть региональной системы оповещения Кировской области, что подтверждается выпиской из сметы Заказчика, затраты находятся на 310 КОСГУ.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.11.20217 г. N 209 н "Об утверждении Порядка применения классификации операций сектора государственного управления" на статью КОСГУ 310 "Увеличение стоимости основных средств" относятся расходы учреждений на приобретение или изготовление объектов, которые относятся к основным средствам.
Товар, используемый при выполнении работ, не ставится на баланс и не передается в собственность заказчику, в связи с чем в конкурсной документации установлено требование о предоставлении участником закупки в составе первой части заявки исключительно согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов. Заявитель не представил доказательств, документов и сведений, подтверждающих обоснованность доводов.
Доводы Заявителя являются необоснованными.
Таким образом, Заказчиком при формировании конкурсной документации и описании объекта закупки соблюдены требования ст. 33 Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителя жалобы о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом о контрактной системе порядке.
На основании изложенного и в соответствии со ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия Кировского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "Риа - Сервис" на действия КОГКУ "Кировская областная пожарно - спасательная служба" при проведении открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по реконструкции региональной системы оповещения Кировской области для обеспечения государственных нужд Кировской области (номер извещения 0340200003321010640).
В соответствии с ч. 9 ст. 106 ФЗ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента его принятия.
Зам. председателя комиссии <_>
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 26 октября 2021 г. N 043/06/33-916/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2021