Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: |
|
Заместитель председателя Комиссии:
Члены Комиссии: |
|
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Мед" (вх. N 5971 от 14.10.2021) на действия государственного учреждения здравоохранения "Суворовская центральная районная больница" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации (закупка N 0366200035621005736) (далее - Электронный аукцион), руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), без участия представителей государственного учреждения здравоохранения "Суворовская центральная районная больница" (далее - Заказчик), государственного казенного учреждения Тульской области "Центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение), общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Мед" (далее - Заявитель, Общество), уведомленных о дате, времени рассмотрения дела посредством видеоконференцсвязи,
УСТАНОВИЛА:
Заявитель считает, что документация об электроном аукционе сформирована Заказчиком с нарушением действующего законодательства, указывает, что Законом установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Между тем, при описании объекта закупки Заказчиком установлены уникальные характеристики закупаемого товара, которые соответствуют товару только производителя FUJIFILM.
Общество поясняет, что после направления запроса о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе Заказчиком внесены изменения в описание объекта закупки в части описания видеопроцессора, после чего, по мнению Заявителя, данному описанию стал соответствовать товар двух производителей.
Однако, по мнению Общества, в оставшейся части описания закупаемой системы эндоскопической визуализации соответствует товар только одного производителя FUJIFILM.
Заявитель указывает, что все компоненты, входящие в состав системы эндоскопической визуализации, должны быть совместимы для обеспечения работоспособности комплекса. При этом Заявитель в своей жалобе указывает, что согласно руководствам по эксплуатации производителей (FUJIFILM, OLYMPUS, PENTAX) с видеопроцессорами их производства будут совместимы только видеоколоноскопы их производства.
Из жалобы следует, что характеристика закупаемого товара (видеоколоноскоп), указанная в подпункте 9.11 части II ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ на поставку системы эндоскопической визуализации документации об электронном аукционе, не соответствует характеристикам других производителей кроме производителя FUJIFILM.
Также из жалобы следует, что Заказчику требуется, исходя из описания объекта закупки, видеопроцессор и источник света, представленные разными блоками, в то время как у производителя PENTAX источник света встроен в видеопроцессор.
Вышеуказанное содержание документации об электронном аукционе, по мнению Заявителя, влечет ограничение конкуренции и нарушение Заказчиком норм Закона.
Кроме этого в жалобе Заявитель ставит под сомнение правильность обоснования Заказчиком начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчиком, Уполномоченным учреждением представлены письменные возражения на рассматриваемую жалобу, в которых они поясняют, что Заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя характеристики, которые будут иметь значение для последующего использования товара. Полагают, что на рынке существует множество производителей эндоскопического оборудования, в связи с чем предположение Заявителя об ограничении конкуренции ввиду установления уникальных характеристик является ошибочным.
В частности, Заказчик указал в пояснениях, что при установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимального исключения любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи. Заказчик, формируя требования к характеристикам эндоскопического комплекса для оперативных вмешательств, исходил из специфики деятельности и потребности в медицинских изделиях, способствующих своевременному и качественному оказанию пациентам медицинской помощи. Достижение эффективности и результативности осуществления закупок не представляется возможным в отсутствие надлежащего описания объекта закупки, установленного в соответствии с потребностью заказчика и требованиями законодательства.
Все оборудование и инструменты, представленные в аукционной документации, легко доступны и взаимозаменяемы, однако их приобретение в комплексе приводит к экономии столь необходимого времени и денежных средств, возможности полноценного функционирования.
Довод об ограничении конкуренции в описании "видеоколоноскопа для взрослых длинного" Заказчик считает необоснованным, полагает, что Заявитель в своей жалобе указал множество моделей производителей с необходимой длиной общей и рабочей части. Также отмечает, что длина видеоколоноскопа, является клинически важным параметром.
Довод жалобы о том, что видеопроцессор и источник света должны быть представлены различными блоками, Заказчик также считает необоснованным, поскольку в описании закупаемого товара не указано, какой требуется источник света: отдельно стоящий или встроенный, а указана его возможность совместимости с видеопроцессором и технические характеристики самого оборудования.
Изучив представленные в Управление Федеральной антимонопольной службы по Тульской области документы, заслушав доводы участников рассмотрения данной жалобы, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона, Правилами внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении вышеуказанного электронного аукциона, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 части 3 статьи 99 Закона контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного частями 5, 8 и 10 настоящей статьи, с учетом части 4 настоящей статьи осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Согласно пункту 3 части 8 статьи 99 Закона органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи), в том числе в отношении определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги.
Таким образом, в силу статьи 99 Закона рассмотрение вопросов, связанных с определением и обоснованием начальной (максимальной) цены контракта, не входит в полномочия ФАС России и ее территориальных органов.
Извещение и документация о проведении электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации (далее - документация об электронном аукционе) 29.09.2021 размещены в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
06.10.2021 в документацию об электронном аукционе были внесены изменения, которые также размещены в единой информационной системе.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 8 205 400,00 рублей.
Контракт на поставку системы эндоскопической визуализации по результатам Электронного аукциона не заключен.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона заказчиком в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В силу части 2 статьи 33 Закона документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, из положений частей 1, 2 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона в их взаимосвязи следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом зафиксировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, повысить шансы на приобретение соответствующих товара, работы, услуги с такими характеристиками, которые им необходимы, а с другой стороны не ограничить количество участников закупки.
В пункте 1 "Наименование поставляемого товара. Количество и единицы измерения поставляемого товара" части II. ТЕХНИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ документации об электронном аукционе установлено количество поставляемого товара:
N п/п |
Наименование поставляемого товара |
Единица измерения (по ОКЕИ) |
Количество поставляемого товара |
1. |
Система эндоскопической визуализации |
штука |
1 |
В пункте 3 Технического задания содержится описание объекта закупки (требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара:
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемое значение показателей |
Обоснование использования показателей, требований, условных обозначений и терминологии |
|
Система эндоскопической визуализации |
КОД КТРУ: 26.60.12.119-00000374 |
|
|
Монитор медицинский, шт. |
|
|
1 | |||
_ |
|
|
|
2 |
Стойка мобильная для медицинского оборудования, шт. |
не менее 1 |
Устройство, которое разработано как инструментальный держатель (может быть как стеллаж с закрытыми стенками) и используется для монтажа и упорядочивания нескольких медицинских устройств, которые предназначены для взаимодействия друг с другом (интегрированная аппаратура). Оно обычно передвижное и имеет встроенные заземленные розетки, выдвижные полки, рабочие поверхности и может быть оборудован даже встроенным трансформатором. Это устройство, когда снабжено соответствующей аппаратурой, становится системой и требует идентификации как система в целом. |
_ |
|
|
|
3 |
Видеопроцессор эндоскопический, эндосокпический видеоинформационный центр, шт. |
не менее 1 |
Видеоинформационный эндоскопический центр для подключения видеоэндоскопов гастроскопы, колоноскопы с изменяемой жесткостью, дуоденоскопы, бронхоскопы, энтероскопы, ультразвуковые эндоскопы) |
_ |
|
|
|
4 |
Источник света эндоскопический, осветитель, шт. |
не менее 1 |
Источник света эндоскопический |
4,1 |
Совместимость с предлагаемым процессором |
Наличие |
Совмещение прибора с видеоцентром необходимо для работы видеосистемы |
_ |
|
|
|
5 |
Ёмкость для воды автоклавируемая, шт. |
не менее 1 |
|
_ |
|
|
|
6 |
Тестер для проверки на герметичность, шт. |
не менее 1 |
|
_ |
|
|
|
7 |
Помпа для подачи воды, шт. |
не менее 1 |
предназначено для подачи воды через эндоскопы, которые снабжены системой смыва. |
_ |
|
|
|
8 |
Экстрактор вакуумный, шт. |
не менее 1 |
Предназначен для удаления (отсасывания) различных жидкостей, фрагментов тканей из ран в процессе операций. |
_ |
|
|
|
9 |
Видеоколоноскоп для взрослых длинный, шт. |
не менее 1 |
|
_ |
|
|
|
9.11 |
Длина рабочей части, мм |
Не менее 1690 |
Оптимальная длина рабочей части при исследованиях толстого кишечника |
_ |
|
|
|
10 |
Видеогастроскоп для взрослых, шт. |
не менее 1 |
|
_ |
|
|
|
В ходе рассмотрения дела факт соответствия объекта закупки товару единственного производителя Заказчик не подтвердил.
Согласно части 9 статьи 105 Закона к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, при рассмотрении жалобы в антимонопольном органе бремя доказывания Законом возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие положения документации об электронном аукционе.
Поскольку подача жалобы заявителем на положения документации об электронном аукционе предполагает, что положениями указанной документации ущемляются права и законные интересы конкретного участника закупки, положение части 9 статьи 105 Закона указывает, что заявленные доводы должны подтверждаться сведениями или документами, позволяющими антимонопольному органу установить, что имеются объективные нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок и, вместе с тем, нарушены права и законные интересы заявителя.
В материалы дела Заявителем, не представлены документы (руководства по эксплуатации), из которых возможно достоверно установить тот факт, что с видеопроцессорами производства FUJIFILM, OLYMPUS, PENTAX будут совместимы только видеоколоноскопы их производства. Следовательно, поскольку данный довод материалами дела не подтвержден и не опровергнут, Комиссия признает его необоснованным.
Комиссией также установлено, что в подпункте 4.1 части II Техническое задание документации об электронном аукционе содержится характеристика:
4 |
Источник света эндоскопический, осветитель, шт. |
не менее 1 |
Источник света эндоскопический |
4,1 |
Совместимость с предлагаемым процессором |
Наличие |
Совмещение прибора с видеоцентром необходимо для работы видеосистемы |
Ввиду чего Комиссия приходит к выводу о том, что довод жалобы, согласно которому Заказчику требуется, исходя из описания объекта закупки, видеопроцессор и источник света, представленные разными блоками, не нашел своего подтверждения. Документы, свидетельствующие об обратном, Заявителем в материалы дела не представлены.
Исходя из отчета по определению и обоснованию начальной (максимальной) цены контракта на поставку системы эндоскопической визуализации Заказчиком при описании объекта закупки использовались характеристики товара двух производителей. При этом в пункте 9.11 части II Техническое задание документации об электронном аукционе установлена следующая спорная характеристика:
9 |
Видеоколоноскоп для взрослых длинный, шт. |
не менее 1 |
|
_ |
|
|
|
9.11 |
Длина рабочей части, мм |
Не менее 1690 |
Оптимальная длина рабочей части при исследованиях толстого кишечника |
Исходя из вышеназванного отчета указанная характеристика закупаемого видеоколоноскопа соответствует двум моделям двух производителей (Fujinon TC-530 WL3, Япония и Pentax EC-3890LK, Япония). При этом, Заявителем в материалы дела не представлены иные документы, позволяющие опровергнуть данный факт.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеперечисленные положения аукционной документации не противоречат Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, не ограничивают круг таких участников.
Комиссией не выявлено, а Заявителем не представлено объективных доказательств того, что обращение спорных товаров на соответствующем рынке невозможно или затруднено; и формирование объекта данной закупки подобным образом фактически ограничивает число потенциальных участников данной закупки, создает одним участникам закупки преимущество перед другими.
В силу части 1 статьи 1 Закона настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные, в том числе на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг.
Таким образом, одной из целей Закона, является удовлетворение потребностей заказчиков в товарах (работах, услугах), которые необходимы для осуществления ими своих функций, при соблюдении определенных, установленных Законом ограничений. Следовательно, принцип повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг должен пониматься как право заказчика на приобретение именно тех товаров (работ, услуг), которые наиболее полно соответствуют потребностям заказчика по своим качественным (функциональным) характеристикам.
Статьей 6 Закона определено, что контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Согласно части 1 статьи 8 Закона контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок.
Соответственно принцип обеспечения конкуренции, закрепленный в статье 8 Закона, по мнению Комиссии, не должен толковаться в ущерб потребностям заказчиков и пониматься как запрет на осуществление закупки на поставку товара с такими качественными характеристиками, которые хотя и в наибольшей степени соответствуют потребностям заказчика, но не могут быть заказаны по причине того, что требуемым характеристикам отвечает товар только одного производителя. Иное толкование норм Закона означало бы, что заказчики лишались бы доступа к необходимым товарам, вынужденно закупая лишь товары, которые производятся не менее чем двумя и более производителями.
Исходя из того, что предметом данного аукциона является право на заключение контракта на поставку системы эндоскопической визуализации, то участником данной закупки может выступить любой хозяйствующий субъект, готовый поставить товар, отвечающий требованиям документации об аукционе в электронной форме и удовлетворяющий потребности Заказчика.
При этом необходимо учитывать, что отсутствие у Заявителя товара, обладающего характеристиками, установленными в документации об электронном аукционе, не свидетельствует об ограничении круга потенциальных участников торгов, так как возможности каждого хозяйствующего субъекта различны, однако действующее законодательство не содержит указание на обязанность заказчика при формировании требований к объекту закупки исходить из возможностей всех либо какого-то конкретного хозяйствующего субъекта.
Комиссия также отмечает, что исходя из смысла статьи 33 Закона, потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. Заказчик самостоятельно принимает решение по формированию требований к закупаемому товару в соответствии со спецификой его деятельности при соблюдении ограничений, установленных законодательством.
Заявителем документального подтверждения доводов жалобы, с точки зрения достаточности представленных доказательств, которые бы позволяли сделать вывод о том, что участнику закупки (потенциальному участнику) создаются какие-либо препятствия для подачи заявки, а также для исполнения своих обязанностей по контракту представлено не было.
Закон предусматривает право заказчика определить в документации об аукционе такие требования к объекту закупки, которые соответствуют потребностям заказчика с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств.
Из буквального толкования вышеназванных положений следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на выбор поставщика (подрядчика, исполнителя), обладающего возможностью исполнить условия, соответствующие потребности заказчика, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
Ввиду изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что вышеуказанные, оспариваемые положения документации об электронном аукционе не противоречит Закону и не нарушают прав и законных интересов потенциальных участников данной закупки, в том числе Заявителя, ввиду чего доводы жалобы признаются необоснованными.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статьи 99, 106 Закона, Административным регламентом, Правилами, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ренессанс-Мед" (вх. N 5971 от 14.10.2021) на действия государственного учреждения здравоохранения "Суворовская центральная районная больница" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на право заключения контракта на поставку системы эндоскопической визуализации (закупка N 0366200035621005736) необоснованной.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с частью 9 статьи 106 Закона.
Председатель Комиссии: |
|
Заместитель председателя Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 21 октября 2021 г. N 071/06/105-1000/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021