Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия по контролю закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя комиссии: |
"_", руководителя управления; |
Членов комиссии: |
"_", начальника отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, "_", главного специалиста - эксперта отдела контроля закупок и антимонопольного контроля органов власти, |
при участии представителей сторон:
Заявителя - Общества с ограниченной ответственностью "Медикс" (далее - Заявитель, ООО "Медикс"):
- "_", Директора Общества на основании Решения N 4 от 08.08.2018 (при очном участии, отсутствовал после объявленного перерыва),
государственного Заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" (далее - Заказчик, ГБУЗ РХ "Черногорская МБ"):
- "_" (отсутствовал после объявленного перерыва), на основании доверенности от 11.01.2021 года б/н,
уполномоченного органа - Государственного комитета по регулированию контрактной системы в сфере закупок Республики Хакасия (далее - Госкомзакуп Хакасии, уполномоченный орган):
- "_" (отсутствовал после объявленного перерыва), на основании доверенности от 11.01.2021 N 1,
рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "Медикс" на действия государственного заказчика - Государственного бюджетного учреждения здравоохранения республики Хакасия "Черногорская межрайонная больница" при проведении электронного аукциона на поставку медицинского оборудования (автоматическая установка для дезинфекции эндоскопов) (закупка N 0380200000121005546) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Хакасское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика сформировавшего описание объекта закупки таким образом, что по совокупности параметров подходит только один тип оборудования, а именно Моечно-дезинфицирующий автоматический репроцессор для гибких эндоскопов AER ENDOCLENS-NSX, что существенно ограничивает конкуренцию и отсутствует возможность предложить эквивалентное оборудование.
На рассмотрении жалобы Заявитель поддержал доводы, изложенные в жалобе. Представители Заказчика и Уполномоченного органа не согласились с доводами Заявителя, представив в материалы дела пояснения, запрашиваемые документы и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик, Уполномоченный орган и его комиссия действовали в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
25.10.2021 в ходе рассмотрения жалобы был объявлен перерыв до 17:00 25.10.2021. После объявленного перерыва в материалы дела Заказчиком представлены дополнения: запрос от 25.10.2021 о предоставлении ценового предложения согласно установленного технического задания по закупке N 0380200000121005546 с коммерческим предложением ООО "Компания Базис-Восток Мед", предлагающего к поставке установку моечную для промывки эндоскопов Olympus OER-AW, производитель: "Олимпас, Медикал Системс Корп." (Япония).
От Заявителя поступило Руководство по эксплуатации процессора эндоскопа Olympus OER-AW и таблица с характеристиками по установке моечной для промывки эндоскопов Olympus OER-AW.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 12.10.2021;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 2 275 289,22 рублей;
3) источник финансирования - за счет средств, полученных в рамках региональной программы "Модернизация первичного звена здравоохранения на территории Республики Хакасия"
4) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - Аукцион;
5) документация об аукционе ЭА/21-005416 от 12 октября 2021 г. утверждена руководителем контрактной службы ГБУЗ РХ "Черногорская МБ" "_" (в соответствии с п.2.1.7 Порядка взаимодействия, утвержденного постановлением Правительства Республики Хакасия);
6) дата и время начала подачи заявок 12.10.2021 11:58;
7) дата и время окончания подачи заявок 20.10.2021 08:00;
8) дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников - 21.10.2021;
9) дата и время проведения аукциона 22.10.2021;
10) Аукцион признан несостоявшимся, поскольку подана единственная заявка - ООО "ЛенМедПрофи", которая признана соответствующей установленным требованиям;
11) на момент рассмотрения жалобы Контракт не заключен.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 указанного Закона.
Согласно требованиям пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
При этом частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе определено, что запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Вместе с тем, объектом закупки является поставка медицинского оборудования (автоматическая установка для дезинфекции эндоскопов).
Согласно пояснений Заказчика, при формировании аукционной документации Заказчик осуществил сбор и анализ общедоступной ценовой информации рынка медицинских изделий. В обосновании начальной (максимальной) цены контракта на поставку медицинского оборудования (автоматическая установка для дезинфекции эндоскопов) Заказчиком использован метод сопоставимых рыночных цен. В адрес Заказчика поступило коммерческое предложение, в котором ООО "ЛенМедПрофи" сообщает о готовности осуществить поставку товара - AER ENDOCLENS-NSX. В качестве двух других коммерческих предложений Заказчик использовал информацию с ЕИС о двух заключенных государственных контрактах:
- N 03612000150210024880001 от 08.06.2021 на поставку моюще-дезинфицирующей машины, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия, и специалистов, осуществляющих техническое обслуживание медицинских изделий (реестровый N 3650700545521000152). Согласно условиям контракта, осуществлена поставка товара - Моечно-дезинфицирующий автоматический репроцессор для гибких эндоскопов ENDOCLENS NSX с принадлежностями, 2020 г. Производитель: "Адвансд Стерилизейшн Продактс", страна происхождения: Малайзия;
- N 0820500000821002588 от 31.05.2021 на поставку медицинских изделий - автоматическая установка для дезинфекции эндоскопов, ввод в эксплуатацию медицинского оборудования, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинское оборудование (реестровый N 2253701738721000069). Согласно условиям контракта, осуществлена поставка товара - Моечно-дезинфицирующий автоматический репроцессор для гибких эндоскопов ENDOCLENS NSX с принадлежностями, 2020 г. Производитель: "Адвансд Стерилизейшн Продактс", страна происхождения: Малайзия.
Кроме того, на рассмотрении жалобы представитель Заказчика указал, что под описание объекта рассматриваемой закупки помимо моечно-дезинфицирующего автоматического репроцессора для гибких эндоскопов ENDOCLENS NSX (Малайзия) подходит также установка моечная для промывки эндоскопов Olympus OER-AW, производитель: "Олимпас, Медикал Системс Корп." (Япония).
При этом, в опровержение слов представителя Заказчика Заявителем в материалы дела представлено Руководство по эксплуатации процессора эндоскопа Olympus OER-AW, из которого следует, что установка моечная для промывки эндоскопов Olympus OER-AW не походит под указанное Заказчиком описание объекта закупки по ряду характеристик и их значений.
Принимая во внимание указанные пояснения сторон с представленными в материалы дела доказательствами, Комиссия, проанализировав описание объекта закупки Заказчика, а также руководство по эксплуатации репроцессора эндоскопов Olympus OER-AW, установила следующие несоответствия (указанный перечень не является исчерпывающим):
Наименование характеристики, установленной в техническом задании |
Показатель Характеристики, установленный в техническом задании |
Отсутствие/несоответствие характеристики или значения для репроцессора эндоскопов Olympus OER-AW со ссылкой на Руководство по эксплуатации |
|
Назначение: Автоматическая очистка и дезинфекция гибких волоконно-оптических и видео эндоскопов всех типов (гастро/колоно/бронхо) различных производителей, в том числе Olympus, Pentax, Fujinon, Karl Storz, включая модели с дополнительным водным каналом и дуоденоскопов с каналом элеватора |
Наличие |
Отсутствие дуоденоскопов с каналом элеватора (стр. 3) |
|
Закрепленное на корпусе машины устройство для безопасной загрузки эндоскопа в камеру системы, удерживающее эндоскоп без помощи рук во время загрузки оператором дистального конца эндоскопа в систему |
Наличие |
Отсутствие в приводимом эквиваленте устройства для безопасной загрузки эндоскопа в камеру системы, в комплектности устройства отсутствует устройство для загрузки эндоскопа. В описание по загрузке эндоскопов в репрессор, так же отсутствует указанное устройство (стр. 16-19, 67-69). |
|
Объем бака (резервуара) для дезинфицирующего средства, л |
Не более 12 |
Несоответствие указанного объема бака (резервуара) для дезинфицирующего средства (стр. 236). Объем бака с дезинфицирующим раствором составляет 17,5 л. |
|
Цветной жидкокристаллический сенсорный дисплей: |
Наличие |
Наличие "Панели управления" с аналоговыми дисплеями, индикаторами(лампами) и кнопками в количестве 2 штук (стр. 24-28) |
|
Кронштейн для загрузки эндоскопа в камеру |
Наличие |
Отсутствие кронштейна для загрузки эндоскопа в камеру (стр. 16-19, 67-69) |
|
Герметичный порт в крышке для экспресс-контроля дезинфицирующего средства |
Наличие |
Отсутствие герметичного порта в крышке для экспресс-контроля дезинфицирующего средства (стр. 20) |
|
Прерывание цикла обработки эндоскопов при открывании крышки |
Наличие |
Блокировка работы установки осуществляется нажатием кнопки (стр. 135) |
|
Время мойки и дезинфекции, мин |
Не более 19 |
Время мойки и дезинфекции зависит от состава используемого дезинфицирующего раствора (стр. 122-123). Установление интервала от 01 до 60 мин. |
|
Время дезинфекции без цикла очистки, мин |
Не более 14 |
||
Время автоматической самообработки системы фильтрации моечной машины, включающая дезинфекцию фильтра тонкой очистки и водоподводящих шлангов, с использованием растворов, находящихся в самой машине, мин |
Не более 30 |
Отсутствие системы автоматической само обработки системы фильтрации, включающею дезинфекцию фильтра тонкой очистки и водоподводящих шлангов, с использованием растворов, находящихся в самой машине (стр. 153-161) |
|
Индикатор степени очистки воды |
Наличие |
Данный параметр отсутствует |
|
Диапазон изменения давления исходной воды, подаваемой на установку: |
|
|
|
Нижняя граница значения диапазона, бар |
Не более 4 |
||
Верхняя граница значения диапазона, бар |
Не менее 6 |
При этом, представитель Заказчика также затруднился обозначить производителей (помимо вышеуказанного), товар которого будет соответствовать всем характеристикам, определенным Заказчиком в техническом задании.
Таким образом, Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств относительно того, какой товар, помимо ENDOCLENS NSX (Малайзия), может удовлетворить потребности Заказчика.
Согласно пункту 2 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, включение заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
Учитывая изложенное, Заказчик сформировавший описание объекта закупки под определенного производителя, допустил нарушение пункта 1 части 1 и части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП РФ.
Жалоба ООО "Медикс" обоснована.
В рамках внеплановой проверки установлено следующее.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утверждены Постановлением Правительства РФ от 08 февраля 2017 года N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 145).
Пунктом 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:
а) код позиции каталога, формируемый в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил;
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
д) справочная информация:
коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии);
информация о типовых контрактах, типовых условиях контрактов, подлежащих применению при закупке товара, работы, услуги (при наличии);
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости);
и) дополнительная информация в соответствии с пунктом 19 настоящих Правил.
Согласно пункта 4 Правил, Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию: а) наименование товара, работы, услуги; б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии); в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
В силу пункта 5 Правил, заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил предусмотрено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с положениями Извещения и документации об Аукционе, объектом закупки является поставка медицинского оборудования (автоматическая установка для дезинфекции эндоскопов), при этом в КТРУ имеется позиция 32.50.50.190-00002161: машина моюще-дезинфицирующая для гибких эндоскопов, соответствующая потребности Заказчика.
Заказчиком в техническом задании аукционной документации указаны характеристики согласно позиции КТРУ 32.50.50.190-00002161, но вместе с тем, указаны и дополнительные характеристики с обоснованием их включения посредством отсылки на конкретный пункт ГОСТа.
Вместе с тем, установлено, что обоснование включения нижеследующих дополнительных характеристик, со ссылкой на ГОСТ, не соответствует и не подтверждает информацию, указанную в приведенных пунктах ГОСТа. Например (список не является исчерпывающим):
Дополнительная характеристика, установленная Заказчиком в техническом задании |
Обоснование включения характеристики, указанное в техническом задании |
Информация, указанная в ГОСТах |
Верхняя граница значения диапазона, бар |
ГОСТ ISO 15883-1-2011, п.5.23.3 Максимальная граница давления воды для обработки эндоскопов без повреждения при превышения давления в каналах МДМ |
5.23.3 Производитель МД машины должен запросить от пользователя подробную характеристику доступного источника воды и рекомендовать пользователю необходимую обработку воды. Если пользователем не предоставлена надежная информация, то качество доступной воды должно быть проверено в соответствии с 6.4. |
Герметичный порт в крышке для экспресс-контроля дезинфицирующего средства |
ГОСТ ISO 15883-1-2011, п.5.1.5 Необходимо для контроля за концентрацией средства, без прерывания процесса |
5.1.5 Конструкцией МД машины должна быть предусмотрена возможность обеспечения доступа без использования инструментов для решения повседневных задач, выполнение которых предполагается возложить на оператора. Должное внимание следует уделять средствам доступа для технического обслуживания и текущего ремонта компонентов и общей очистки. Панели следует делать легко снимаемыми и устанавливаемыми. В информации для заказчика следует указать ограничение доступа к машине, если она, например, будет устанавливаться около стены [см. 10, перечисление м)]. |
Система водоподготовки |
ГОСТ Р ИСО 15883-4-2012, п 4.9.1 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 8 июня 2015 г. N 20 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СП 3.1.3263-15 П. 5.9 для обеспечения требования к качеству подаваемой в машину воды, устанавливаются дополнительные средства очистки водопроводной воды. |
4.9.1 Общие положения Должны быть предусмотрены средства обеспечения того, что оборудование для обработки воды, являющееся частью МДМ (умягчители, деионизаторы, фильтры и т.д.), работает в диапазоне (например, по скорости потока, давлению подачи), указанном производителем оборудования для обработки воды. |
Таким образом, Заказчик при включении дополнительных характеристик в описание объекта закупки указал в качестве обоснования необходимости их использования ссылку на ГОСТ, однако само обоснование по применению дополнительных характеристик не соответствует информации, указанной в приведенных ГОСТах, следовательно, не может подтверждать и являться надлежащим обоснованием необходимости использования такой информации, что свидетельствует о несоблюдении Заказчиком пункта 6 Правил, утв. Постановлением N 145, и является нарушением части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В действиях Заказчика, допустившего вышеуказанное нарушение, содержатся признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента принято решение выдать Заказчику, Уполномоченному органу и его комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об аннулировании закупки N 0380200000121005546, поскольку выявленные нарушения являются существенным и повлияли на результаты определения поставщика.
На основании изложенного и руководствуясь положениями Закона о контрактной системе, Административным регламентом, Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Медикс" обоснованной.
2. Признать Заказчика нарушившим часть 6 статьи 23, пункт 1 части 1 и часть 3 статьи 33, пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, уполномоченному органу и его комиссии, оператору электронной площадки выдать предписание об аннулировании закупки.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель комиссии: |
"_" |
Члены комиссии: |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Хакасия от 25 октября 2021 г. N 019/06/33-1026/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.10.2021