Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) в составе:
председатель Комиссии: _ - начальник отдела контроля закупок;
члены Комиссии: _ - старший государственный инспектор отдела контроля закупок, _ - ведущий специалист - эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
в результате рассмотрения обращения заказчика ФГБO УВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении о включении в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений в отношении ООО "Вектор" (ИНН 5003144465) в связи принятием решения Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного Аукциона "Оказание услуг по уборке учебно-лабораторных, социально-бытовых помещений и прилегающей территории ФГБОУ ВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова" в 2021 году" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - N 0313100008921000129, далее - Аукцион), в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе,
на заседании Комиссии Удмуртского УФАС России по средствам видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя Заказчика: _ (доверенность N63 от 25.06.2021),
в отсутствии:
представителя ООО "Вектор", уведомленного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (уведомление от 22.10.2021 NОП01-17-05/6029э),
УСТАНОВИЛА:
11.08.2021 Заказчик разместил в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение и документацию о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 13 002 331,56 рублей.
03.09.2021 по итогам проведения Аукциона между Заказчиком и победителем Аукциона - ООО "Вектор" заключен контракт (далее - Контракт, реестровый номер Контракта - 1183103274021000127). Цена контракта составляет - 4 160 745,96 руб.
Согласно решению Заказчика от 07.09.2021, размещенного в ЕИС 07.09.2021, Заказчик в одностороннем порядке отказался от исполнения Контракта в связи с не исполнением обязательств, предусмотренных контрактом.
19.10.2021 Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступило в силу.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, представленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, заслушав пояснения лиц, участвующих в рассмотрении дела, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса РФ, по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной; в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором. Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 1 статьи 782 ГК РФ заказчик вправе отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление Правительства) утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Согласно пункту 15 Правил Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое поведение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки недобросовестным поставщиком и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины.
В рассматриваемом случае, Комиссией Удмуртского УФАС России, установлена совокупность обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении Общества выразившееся в следующем.
Согласно пункту 1.1 Контракта, Исполнитель обязуется по заданию Заказчика оказать услуги по уборке учебно-лабораторных, социально-бытовых помещений, учебных корпусов и прилегающей территории ФГБОУ ВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова" в 2021 году (код ОКПД - 81.21.10.000 "Услуги по общей уборке зданий") (далее по тексту - "услуги"), а Заказчик обязуется принять и оплатить эти услуги в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Согласно пункту 2.8 Контракта все сотрудники Исполнителя, оказывающие услуги на объектах Заказчика должны иметь личные медицинские книжки. До начала оказания услуг Исполнитель обязаны представить Заказчику (не менее чем за 5 рабочих дней) поименный список сотрудников с приложенными к нему ксерокопиями медицинских книжек, трудовых договоров, уведомлений с отметкой Федеральной миграционной службы Российской Федерации о постановке на учет трудовых мигрантов (в случае привлечения таковых). В случае непредоставления документов, допуск работников Исполнителя на объекты Заказчика может быть запрещен.
В соответствии с пунктом 2.9. Контракта Заказчик осуществляет ежедневный мониторинг качества оказываемых услуг без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность Исполнителя. При установлении недостатков в процессе оказания услуг, при установлении факта невыполнения уборки, нарушения срока оказания услуг, или установления любых других фактов нарушения обязательств, предусмотренных Контрактом, со стороны Исполнителя, Заказчик фиксирует установленные нарушения путем составления комиссионного Акта о ненадлежащем оказании услуг. Комиссионный акт о ненадлежащем оказании услуг составляется Заказчиком, совместно с менеджером Исполнителя, а при его отсутствии или отказе от участия, комиссией Заказчика.
В соответствии с пунктом 2.10 Контракта по факту обнаружения несоблюдения сроков или несоответствия качества оказываемых услуг ответственное за фиксацию фактов нарушений лицо со стороны Заказчика приглашает менеджера Исполнителя путем направления телефонограммы или уведомления о вызове Представителя для составления Комиссионного акта о ненадлежащем оказании услуг на телефон либо адреса (e-mail) электронной почты, указанные в реквизитах Исполнителя о назначении времени и места проведения проверки фактов несоблюдения сроков или несоответствия качества оказываемых Исполнителем услуг.
Пунктом 2.11 Контракта установлено, что менеджер Исполнителя в течение 2 (двух) часов с момента получения уведомления обязан прибыть в указанное в приглашении место обнаружения нарушений для фиксации факта несоблюдения сроков или несоответствия качества оказываемых Исполнителем услуг.
Пунктом 2.12 Контракта установлено, что при отсутствии представителя Исполнителя в назначенном для проверки месте в указанный в уведомлении срок, отказе Исполнителя от участия в проверке или от подписания Комиссионного акта о ненадлежащем оказании услуг, настоящий акт составляется заказчиком в одностороннем порядке и не позднее 5 (пяти) рабочих дней направляется на адреса электронной почты Исполнителя в виде скан-копии. В этом случае Комиссионный акт, составленный в одностороннем порядке Заказчиком будет иметь юридическую силу для обеих сторон и использоваться в качестве доказательства, подтверждающего ненадлежащее оказание услуг, при разрешении споров в суде.
Согласно пункту 2.13 Контракта замечания Заказчика по качеству оказанных услуг подлежат немедленному устранению в тот же день силами и средствами Исполнителя без увеличения цены Контракта или каких-либо затрат со стороны Заказчика.
В соответствии с п. 4.1. Контракта, Исполнитель должен приступить к оказанию услуг с 01.09.2021, учитывая дату подписания Контракта 03.09.2021, на основании п. 12.1 Контракта, начало работ приходится на 03.09.2021.
Перечень помещений и периодичность оказания услуг указана в Техническом задании (Приложение N 2 к контракту).
Согласно пункту 13.7 Контракта "Контракт может быть расторгнут по взаимному соглашению Сторон, по решению суда или в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения в порядке, предусмотренном статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств".
Как следует из материалов дела, Заказчик ежедневно осуществлял мониторинг оказанных услуг Исполнителем. Ежедневно Заказчиком были установлены факты невыполнения уборки, о чем Заказчиком были составлены акты ненадлежащего оказания услуг в период с 03.09.2021 по 29.09.2021 (копии актов представлены в материалы дела). Согласно условиям контракта, акты направляются Исполнителю для подписания и устранения недостатков в течении двух часов с момента получения указанного акта. В период с 03.09.2021 по 29.09.2021 недостатки со стороны общества устранены не были. Акты направлялись Исполнителю на указанный в контракте адрес электронной почты (704606@inbox.ru).
По электронной почте, указанной в контракте, а также по средствам почты России в адрес Общества направлены претензии 06.09.2021 N3266/01-25 и от 07.09.2021 N3282/01-25 с требованием незамедлительно приступить к оказанию услуг. Претензии также оставлены Обществом без внимания.
Исходя из вышеизложенного, в связи с ненадлежащим исполнением Контракта Исполнителем, Заказчиком принято решение о расторжении контракта в одностороннем порядке.
Решение об одностороннем отказе принято Заказчиком 07.09.2021 и в этот же день размещено в единой информационной системе и направлено Исполнителю заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу, указанным в контракте и по адресу электронной почты, указанному в контракте.
Кроме того, Удмуртское УФАС России направляло в адрес Общества уведомление от 22.10.2021 NОП01-17-05/6029э, согласно которому Обществу необходимо направить в Управление в срок до 12:00 25.10.2021 информацию и документы, в том числе, письменные пояснения о причинах неисполнения Контракта, копию переписки с Заказчиком, иные сведения и документы, способствующие рассмотрению обращения и др.
Ни в установленный срок (до 12:00 25.10.2021), ни к моменту рассмотрения настоящего дела указанные документы и информация со стороны Общества представлены не были. Ходатайство о продлении срока предоставления документов и информации со стороны Общества не представлено. Явку представителей при рассмотрении настоящего дела Общество не обеспечило.
Таким образом, у Удмуртского УФАС России не имеется доказательств, подтверждающих добросовестное поведение, принятие всех зависящих от ООО "Вектор" мер, направленных на исполнение Контракта, либо подтверждающих объективную невозможность исполнения контракта по причинам, независящим от ООО "Вектор"
Принимая решение об участии в процедуре закупки для государственных и муниципальных нужд и подавая соответствующую заявку, участник конкурентной процедуры несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию бюджетных средств на общественные экономически значимые цели, что требует от него большей степени ответственности при исполнении контрактных обязательств.
На основании изложенного, Комиссия Удмуртского УФАС России приходит к выводу о недобросовестном поведении со стороны ООО "Вектор", так как ООО "Вектор" не предпринимал мер, направленных на исполнение обязательств по Контракту, доказательств обратного не имеется.
Кроме того, установлено, что ООО "Вектор" включено в реестр недобросовестных поставщиков, в реестре имеется 12 записей об этом.
Таким образом, обстоятельства дела и имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что ООО "Вектор" при подаче заявки на участие в Аукционе как хозяйствующий субъект должно было осознавать возможность наступления неблагоприятных последствий в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков из-за неисполнения обязательств по Контракту.
Комиссия Удмуртского УФАС России, с учетом необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов, приходит к выводу о наличии достаточных оснований для включения сведений в отношении ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Удмуртского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Сведения в отношении ООО "Вектор" (142700, Московская область, г.о. Ленинский, г. Видное, б-р Зеленые аллеи, д.9, пом. 435; ИНН: 5003144465, сведения о лице, имеющем право действовать от имени юридического лица: Никитина Анастасия Федоровна, ИНН 220914617891) в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта по итогам проведения электронного аукциона "Оказание услуг по уборке учебно-лабораторных, социально-бытовых помещений и прилегающей территории ФГБОУ ВО "ИжГТУ имени М.Т. Калашникова" в 2021 году" (номер закупки в Единой информационной системе в сфере закупок - N 0313100008921000129) включить в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ООО "Вектор" в реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения Заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
|
Регламентированная дата направления Заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления Заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по I разделу |
|
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения его в ЕИС |
Фактическая дата изготовления и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|
19.10.21 |
21.10.21 |
21.10.21 |
0 |
21.10.21 |
29.10.21 |
26.10.21 |
0 |
29.10.21 |
29.10.21 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ _
___________ _
___________ _ |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 октября 2021 г. N 018/06/104-1027/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.10.2021