Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу АО "ББ ГРУП" (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Родильный дом г. Краснодара" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Изделия медицинского назначения (набор базовый для внутривенных вливаний, набор для переливания крови)" (извещение N 0318300498821000145) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
07.11.2021 г. Заказчиком - ГБУЗ "Родильный дом г. Краснодара" МЗ КК проводился электронный аукцион: "Изделия медицинского назначения (набор базовый для внутривенных вливаний, набор для переливания крови)" (извещение N 0318300498821000145).
Начальная (максимальная) цена контракта - 477 767,00 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В Извещении указан объект закупки:
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В соответствии с п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Согласно ч. 4 ст. 23 Закона о контрактной системе наименование объекта закупки в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, указывается в соответствии с каталогом товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Частью 6 ст. 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Постановление N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила использования КТРУ) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил использования КТРУ, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии).
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлены требования в отношении закупаемого товара (показатели, в соответствии с которыми будет устанавливаться соответствие). Заказчиком установлен ОКПД2/Код КТРУ32.50.50.000/32.50.50.000-00228 и ОКПД2/Код КТРУ 32.50.50.000/32.50.50.000-00222
N п/п |
Наименование товара, входящего в объект закупки |
Ед. изм. |
ОКПД2/ Код КТРУ |
Кол-во |
Наименование показателя, ед.изм. показателя |
Описание, значение |
1 |
Набор базовый для внутривенных вливаний |
шт. |
32.50.50.000/32.50.50.000-00228 |
30 000 |
Описание согласно КТРУ |
Набор стерильных устройств, предназначенных для проведения жидкости из контейнера для внутривенной жидкости к венозной системе пациента. Он обычно включает в себя набор трубок, коннекторы, камеры, зажимы и иглы или порты для инъекций. Он обычно используется для гравитационного внутривенного введения. Устройство одноразового использования |
Назначение |
применяется для переливания инфузионных растворов и заменителей крови из стеклянных флаконов и пластиковых контейнеров, а также для вливания жидких препаратов и растворов в кровь организма |
|||||
Материал |
АБС, полипропилен, ПВХ, натуральный каучук-латекс |
|||||
шип |
пластик |
|||||
двухступенчатая пластиковая игла |
наличие |
|||||
длина иглы, мм |
не менее 35 |
|||||
размер венозной иглы, мм |
не более 0,8х40 |
|||||
соединение трубок специальных игл с головками должны выдерживать нагрузку при растяжении, Н |
не менее 40 |
|||||
толщина инъекционного порта, мм |
не менее 2,2 |
|||||
Регулятор скорости потока(роликовый зажим) |
наличие |
|||||
Длина роликового зажима, мм |
более 65 |
|||||
Конструкция каплеобразующего элемента должна обеспечивать образование более 15 капель из (1.0 _ 0,1) г раствора при скорости потока (50 _ 5) капель в минуту |
соответствие |
|||||
длина трубки, мм |
более 150 |
|||||
дисковый фильтр внутри колбы |
наличие |
|||||
длина колбы, мм |
не более 50 |
|||||
Не пропускающий бактерий воздушный клапан |
наличие |
|||||
Внутри полиэтиленовой стерильной упаковки должна находится полоска медицинской бумаги для выхода токсичных газов |
наличие |
|||||
стерилизация оксидом этилена |
соответствие |
|||||
Упаковка |
Индивидуальная |
|||||
2 |
Набор базовый для внутривенных вливаний |
шт. |
32.50.50.000/32.50.50.000-00222 |
100 |
|
Набор стерильных устройств, предназначенных для проведения жидкости из контейнера для внутривенной жидкости к венозной системе пациента. Он обычно включает в себя набор трубок, коннекторы, камеры, зажимы и иглы или порты для инъекций. Он обычно используется для гравитационного внутривенного введения. Устройство одноразового использования |
Назначение |
предназначена для использования с трансфузионными пакетами и стеклянными флаконами, для вливания крови и кровезаменителей |
|||||
Материал |
АБС, полипропилен, ПВХ, натуральный каучук-латекс |
|||||
шип |
пластик |
|||||
размер иглы, мм |
не менее 18G/1,2 |
|||||
длина иглы, мм |
не более 40 |
|||||
трехгранная копьевидная заточка |
соответствие |
|||||
игла покрыта силиконом для безболезненного введения |
соответствие |
|||||
Устройство прокалывания крышки с встроенным воздушным клапаном и воздушным фильтром; латексного инъекционного узла |
наличие |
|||||
Цилиндрический фильтр в виде стаканчика для фильтрации крови |
наличие |
|||||
Капельно-фильтрующий узел должен обеспечивать удаление микрочастиц размером более 175 мкм с коэффициентом фильтрации не менее 60 % при переливании не менее 0,75 дм крови. |
соответствие |
|||||
Конструкция каплеобразующего элемента должна обеспечивать образование не менее 15 капель из (1.0 _ 0,1) г при скорости потока (50 _ 5) капель в минуту |
соответствие |
|||||
Длина трубки, см |
не менее 150 |
|||||
Маркировка красным цветом для облегчения идентификации отличия от инфузионных систем. |
соответствие |
|||||
Внутри полиэтиленовой стерильной упаковки должна находится полоска медицинской бумаги для выхода токсичных газов |
наличие |
|||||
стерилизация оксидом этилена |
соответствие |
|||||
Упаковка |
Индивидуальная |
Заказчиком установлено по поз.1 "Набор базовый для внутривенных вливаний" установлено: "(диаметр инъекционной иглы) размер венозной иглы не более 0,8х40", "длина трубки более 150 мм", "трансфузионная игла (шип) пластик".
В Единой Информационной системе на сайте zakupki.gov.ru в разделе "Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Информация об объекте закупки" по коду ОКПД2/ Код КТРУ 32.50.50.000/32.50.50.000-00228 указаны значения описания параметров:
Характеристики товара, работы, услуги
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Диаметр инъекционной иглы (характеристика является обязательной для применения) |
> 0.8 и |
Миллиметр |
Длина соединительной трубки (характеристика является обязательной для применения) |
> 1300 и |
Миллиметр |
Регулятор тока жидкости (характеристика является обязательной для применения) |
роликовый |
|
Трансфузионная игла (характеристика является обязательной для применения) |
металлическая |
|
Заказчиком по поз.2 "Набор базовый для внутривенных вливаний" установлено: "(диаметр инъекционной иглы) размер иглы не менее 18G/1,2 мм", "длина трубки не менее 150 см".
В Единой Информационной системе на сайте zakupki.gov.ru в разделе "Каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Информация об объекте закупки" по коду ОКПД2/ Код КТРУ 32.50.50.000/32.50.50.000-00222 указаны значения описания параметров:
Характеристики товара, работы, услуги
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Диаметр инъекционной иглы (характеристика является обязательной для применения) |
|
Миллиметр |
Длина соединительной трубки (характеристика является обязательной для применения) |
> 1800 и |
Миллиметр |
Регулятор тока жидкости (характеристика является обязательной для применения) |
роликовый |
|
Трансфузионная игла (характеристика является обязательной для применения) |
полимерная |
|
Из пояснений, представленных Заказчиком следует, что за основу для формирования первой позиции Раздела 2 "Описание объекта закупки" были взяты основные характеристики медицинских изделий, обязательные для применения, а именно: принят номер ОКПД2/ Код КТРУ 32.50.50.000-00259, где согласно "Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Информация об объекте закупки" установлено:
Характеристики товара, работы, услуги
НАИМЕНОВАНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЗНАЧЕНИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ЕДИНИЦА ИЗМЕРЕНИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ |
Диаметр инъекционной иглы (характеристика является обязательной для применения) |
|
Миллиметр |
> 0.8 и |
Миллиметр |
|
> 1.2 и |
Миллиметр |
|
Длина соединительной трубки (характеристика является обязательной для применения) |
|
Миллиметр |
> 800 и |
Миллиметр |
|
> 1300 и |
Миллиметр |
|
> 1800 и |
Миллиметр |
|
> 2300 и |
Миллиметр |
|
Регулятор тока жидкости (характеристика является обязательной для применения) |
барабанный |
|
роликовый |
|
|
Трансфузионная игла (характеристика является обязательной для применения) |
металлическая |
|
полимерная |
|
ОКПД2/ Код КТРУ 32.50.50.000-00259 установлено: "Диаметр инъекционной иглы> 0.8 и 1.2", "Длина соединительной трубки
300 и
800", "Трансфузионная игла полимерная".
В технической части аукционной документации установлены функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки, которые не предусмотрены выбранными позициями КТРУ 32.50.50.000-00222 и 32.50.50.000-00228, что противоречит п. 4 Правил использования КТРУ.
Таким образом, в действиях Заказчика содержатся нарушения п. 1) ч.1 ст. 33, ст. 23 Закона о контрактной системе и п. 4 Правил использования КТРУ.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, Заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
При наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в документации, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке, и в связи с чем в работе учреждения не могут быть использованы эквивалентные товары.
Обзором судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, разъяснено, что из буквального толкования п. 1, п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. При этом указание особых характеристик товара допускается, если на рынке есть несколько производителей соответствующего товара (п. 1 Обзора).
В аукционной документации не содержится обоснования применения таких показателей, как
соединение трубок специальных игл с головками должны выдерживать нагрузку при растяжении, Н |
не менее 40 |
толщина инъекционного порта, мм |
не менее 2,2 |
Конструкция каплеобразующего элемента должна обеспечивать образование более 15 капель из (1.0 _ 0,1) г раствора при скорости потока (50 _ 5) капель в минуту |
соответствие |
Таким образом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ N145 от 08.02.2017 года, в случае включения дополнительной информации, Заказчик обязан включать в описание объекта закупки необходимость использования такой информации.
Таким образом, Заказчиком допущены нарушения ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 23, п. 2) ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, что содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст.7.30 КоАП.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу АО "ББ ГРУП" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - ГБУЗ "Родильный дом г. Краснодара" МЗ КК нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 6 ст. 23, п. 2) ст. 42, п. 1) ч. 1 ст. 33, п. 2) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ N 145.
3. Заказчику - ГБУЗ "Родильный дом г. Краснодара" МЗ КК (комиссии) выдать предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства уполномоченному должностному лицу.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 22 октября 2021 г. N 023/06/64-5039/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.10.2021