Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 08.10.2021 N 702 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ООО "Атлас" (далее - Комиссия), в присутствии представителей заказчика - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченного органа - управления государственного заказа и лицензирования Белгородской области, заявителя - ООО "Атлас" Кобяковой Н.Н. , рассмотрев материалы дела N 031/06/64-702/2021 по жалобе ООО "Атлас" на положения документации об электронном на поставку крови животных, приготовленной для использования в терапевтических, профилактических или диагностических целях на 2022-2023 г. (N закупки 0126200000421004060) (далее - Электронный аукцион), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ООО "Атлас" на положения документации об Электронном аукционе.
Из жалобы следует, что в документации об Электронном аукционе установлены требования к характеристикам приобретаемого товара, которые влекут за собой ограничение количества участников закупки. А именно: заказчиком в отношении позиции 2 Приложения 1 "Описание объекта закупки" (далее - Спецификация) указано, что кровь животных (лошадиная), приготовленная для использования в терапевтических, профилактических или диагностических целей должна быть расфасована в стеклянные бутылки с полипропиленовой, закручивающейся крышкой.
Вместе с тем, заявитель предлагает к поставке товар с характеристикой - фасовка в стеклянные бутылки, укупоренные пробкой и завальцованные металлическим колпачком, которая, по мнению заявителя, является улучшенной, так как позволяет производить забор необходимого количества крови без снятия металлического колпачка, через прокол резиновой пробки в лепестке для прогиба в металлическом колпачке, что в свою очередь позволяет сохранять стерильность крови во флаконе при ее дальнейшем использовании.
Заказчик - ОГБУЗ "Белгородская областная клиническая больница Святителя Иоасафа", уполномоченный орган - управление государственного заказа и лицензирования Белгородской области представили возражения на жалобу ООО "Атлас", с доводами, изложенными в жалобе, не согласны, считают жалобу необоснованной.
На заседании Комиссии представитель ООО "Атлас" поддержал позицию, изложенную в жалобе общества, просит признать жалобу обоснованной.
Представители заказчика, уполномоченного органа не согласились с доводами жалобы ООО "Атлас", по основаниям, указанным в представленном возражении на данную жалобу, считают жалобу необоснованной
Комиссия, рассмотрев жалобу ООО "Атлас", возражения заказчика и уполномоченного органа, заслушав доводы участвующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru 28.09.2021 размещены извещение и документация об Электронном аукционе.
Объект закупки - поставка крови животных, приготовленной для использования в терапевтических, профилактических или диагностических целях на 2022-2023 годы.
Начальная (максимальная) цена контракта -10 605 082,00 рубля.
На момент рассмотрения жалобы ООО "Атлас" контракт по результатам Электронного аукциона не заключен.
Комиссией установлено, что описание объекта закупки содержится в Спецификации.
Согласно Спецификации к поставке требуется кровь животных, приготовленная для использования в терапевтических, профилактических, или диагностических целях (далее - кровь).
В отношении позиции 2 Спецификации, в том числе установлены следующие характеристики к фасовке крови: стеклянная бутылка с полипропропиленовой, закручивающейся крышкой.
По мнению заявителя, данные требования к характеристикам поставляемого товара являются избыточными и ограничивают конкуренцию.
Комиссия, проанализировав данный довод заявителя, приходит к следующим выводам
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Таким образом, определение характеристик приобретаемого товара относится к компетенции заказчика. Заказчик вправе включить в описание объекта закупки характеристики товара, отвечающие его потребностям и необходимые для выполнения им возложенных на него функций.
При рассмотрении дела представители заказчика в качестве обоснования установленных спорных требований к способу укупорки флакона лошадиной крови, поставляемой по позиции 2 Спецификации, пояснили следующее.
Приготовление среды осуществляется автоматической средоваркой.
Кровь в автоматическую средоварку добавляется в процессе приготовления путем переливания в специальное отверстие в крышке средоварки. Отбор необходимого количества крови может производится специальным дозатором либо напрямую из флакона переливается в емкость средоварки.
Для нужд лаборатории не закупаются шприцы, так как механическое воздействие на кровь (забор иглой шприца) способствует разрушению эритроцитов.
При этом способ доставки крови в автоматическую средоварку зависит от необходимого ее объема.
К поставке требуется как баранья кровь, так и лошадиная.
Баранья кровь в терапевтических, профилактических или диагностических целях для приготовления надлежащей среды используется в объеме, кратном 100 мл, что следует из записей, содержащимся в Журнале расхода и контроля питательных сред (копия представлена в материалы дела).
Таким образом, при вскрытии емкости весь объем крови из одного или нескольких флаконов сразу отправляется в автоматическую средоварку без использования специального дозатора.
Из пояснений заказчика также следует, что в связи с изменением нормативных документов, регламентирующих определение чувствительности к антимикробным препаратам, у него впервые возникла потребность в дефибринированной лошадиной крови.
Согласно Клиническим рекомендациям "Определение чувствительности микроорганизмов к антимикробным препаратам" Версия 2021-01, механически дефибринированная лошадиная кровь, используется для приготовления агара МХ-П. (далее - Агар Мюллер-Хинтон).
Агар Мюллера-Хинтон с добавлением 5% механически дефибринированной лошадиной крови и 20 мг/л -НАД, используется для определения чувствительности бактерий со сложными питательными потребностями, такие как: Listeria monocytogenes, Campylobacter jejuni и coli, Moraxella catarrhalis, Pasteurella multocida, Haemophilus influenzae, Corynebacterium spp., Aerococcus sanguinicola и urinae и Kingella kingae. (https://iacmac.ru/ru/docs/eucast/eucast-media-preparation-5.0-rus.pdf).
Потребность заказчика в использовании питательной среды для прихотливых бактерий составляет не более 70 штаммов в месяц.
Кратность приготовления питательной среды 4 раза в месяц, что составляет 80 чашек Петри с готовой питательной средой. МХ-П хранится в холодильнике при 4-80 С до 7 дней (МУК 4.2.577-96).
Таким образом, при приготовлении минимального объема питательной среды 0,5л (20 чашек готовой питательной среды) МХ-П, используется только 25 мл дефибринированной лошадиной крови из 100 мл емкости.
Следовательно, если лошадиная кровь расфасована в стеклянные бутылки, укупоренные пробкой и завальцованные металлическим колпачком, при заборе крови посредством специального дозатора объемом 25 мл персоналу необходимо каким-то образом герметично укупорить пробкой и вскрытым ранее завальцованным металлическим колпачком для хранения и последующего использования.
При этом вскрытый ранее завальцованный металлический колпачок имеет рванные края, что является травмоопасным для персонала, так как могут возникнуть аварийные ситуации, о чем свидетельствует запись в аварийном журнале от 2019 года (копия представлена в материалы дела) и, кроме того, возможно нарушение стерильности содержимого емкости.
В случае, если кровь находится в стеклянной бутылке с полипропиленовой, закручивающейся крышкой, то персонал откручивает крышку, забирает дозатором необходимое количество крови и снова герметично закручивает крышку.
По мнению заказчика, вышеуказанная процедура не является травмоопасной, а так же позволяет герметично закрутить крышку, то есть обеспечить стерильность.
Учитывая изложенное выше, потребностью заказчика является кровь лошадиная расфасованная в стеклянные бутылки с полипропиленовой, закручивающейся крышкой.
Доказательств, свидетельствующих о безосновательности установленных заказчиком требований к приобретаемому товару, заявителем при рассмотрении дела не представлено.
Доводы ООО "Атлас", озвученные им при рассмотрении дела, сводятся к несогласию с позицией заказчика о наличии у последнего потребности в приведенных спорных характеристиках требуемого к поставке товара, без представления соответствующего документального обоснования.
Между тем, нормы статьи 33 Закона о контрактной системе не содержат ограничений по включению в описание объекта закупки требований, которые являются для заказчика значимыми.
Кроме того, Комиссией также установлено, что требования документации об Электронном аукционе в равной степени распространены на всех участников закупки.
Объектом Электронного аукциона является поставка находящегося в свободном обращении товара, в связи с чем, участвовать в указанном аукционе может любое лицо, готовое поставить товар, соответствующий положениям документации об Электронном аукционе и удовлетворяющий потребностям заказчика.
В постановлении Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 июля 2015 года по Делу N А11-8121/2014 указано, что заказчик вправе включить в документацию о проведении электронного аукциона такие характеристики товара, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций медицинского учреждения. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет электронного аукциона. Федеральным законом N 44-ФЗ не предусмотрены ограничения по включению в документацию электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика; не предусмотрена и обязанность заказчика обосновывать свои потребности при установлении требований к товарам.
Отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключении контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Согласно части 9 статьи 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
При рассмотрении дела ООО "Атлас" не приведено доказательств, свидетельствующих о наличии объективных препятствий для поставки товара, имеющего характеристики, требуемые в документации об Электронном аукционе, а также указывающих на то, что обращение спорного товара на соответствующем рынке невозможно либо затруднено.
Таким образом, товар, приобретаемый в рамках Электронного аукциона, может быть предложен различными поставщиками, круг которых не ограничен.
На основании вышеизложенного, Комиссия не находит оснований для вывода о том, что установленные в документации об Электронном аукционе спорные требования к характеристикам товара, создали одним участникам закупки преимущество перед другими, являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничения количества участников закупки.
При указанных обстоятельствах, довод заявителя в рассматриваемой части является необоснованным.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Атлас" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 26 октября 2021 г. N 031/06/64-702/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.10.2021