Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС);
при участии представителей:
ФГБУК "Научно-исследовательский музей при Российской академии художеств" (далее - Заказчик):;
ООО "МЕДИА ПЛАТФОРМА" (далее - Заявитель):.;
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N33211-ЭП/21 от 22.10.2021) на действия конкурсной комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по созданию информационно-просветительских материалов (извещение номер 0372100038421000023) (далее - Конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме размещено 20.09.2021 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372100038421000023.
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 385 250,00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на несогласие с действиями конкурсной комиссии, связанными с неправильной оценкой его заявки по критерию "Квалификация участников закупки в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (далее - "Квалификация участников").
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с доводами жалобы.
Необходимо отметить, что Комиссия УФАС рассматривает настоящую жалобу на предмет применения конкурсной комиссией Заказчика порядка оценки, установленного документацией закупки, а не в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе (с учетом правовой позиции, отраженной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 9874/11).
Рассмотрение жалобы в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в п.п. 3 и 4 ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок Комиссией УФАС не осуществляется на основании ч. 6 ст. 106 Закона о контрактной системе.
Информация, изложенная в жалобе, пояснения представителей сторон, представленные документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 54.1 Закона о контрактной системе под открытым конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и конкурсной документации и к участникам закупки предъявляются единые требования.
Согласно ч. 7. ст. 54.7 Закона о контрактной системе результаты рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме фиксируются в протоколе рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими на заседании членами конкурсной комиссии не позднее даты окончания рассмотрения вторых частей заявок. Данный протокол должен содержать информацию:
1) о месте, дате, времени рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме;
2) об участниках открытого конкурса в электронной форме, заявки которых на участие в открытом конкурсе в электронной форме были рассмотрены;
3) о соответствии или несоответствии заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме требованиям, установленным конкурсной документацией, с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе, конкурсной документации, которым не соответствует эта заявка, и положений заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме, которые не соответствуют этим требованиям;
4) о решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме каждого его участника;
5) о порядке оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме по критериям, установленным конкурсной документацией, и решении каждого присутствующего члена конкурсной комиссии в отношении каждого участника открытого конкурса в электронной форме о присвоении ему баллов по таким критериям, за исключением критерия, указанного в пункте 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 5.1 ст. 106 Закона о контрактной системе представление информации и документов, предусмотренных ч. 5 настоящей статьи, не требуется в случае их размещения в соответствии с настоящим Федеральным законом на официальном сайте. При этом, если информация и документы, предусмотренные ч. 5 настоящей статьи и размещенные на официальном сайте, не соответствуют информации и документам, составленным в ходе определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или аккредитации участника закупки на электронной площадке, специализированной электронной площадке, приоритет имеют информация и документы, размещенные на официальном сайте.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 19.10.2021 NПРОII1 (19.10.2021 16:23 (МСК)) содержит результаты оценки, в том числе, в отношении заявки Заявителя.
Как установлено ч. 16 ст. 54.7 Закона о контрактной системе любой участник открытого конкурса в электронной форме, в том числе подавший единственную заявку на участие в открытом конкурсе в электронной форме, после размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов открытого конкурса в электронной форме, вправе направить оператору электронной площадки в форме электронного документа запрос о даче разъяснений результатов открытого конкурса в электронной форме. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса от оператора электронной площадки заказчик обязан представить в форме электронного документа участнику открытого конкурса в электронной форме соответствующие разъяснения и разместить их в единой информационной системе.
Заявитель воспользовался данным правом и направил запрос о даче разъяснений результатов конкурса.
Заказчиком 21.10.2021 в ЕИС опубликовано Разъяснение результатов открытого конкурса в электронной форме от 21.10.2021 N5 следующего содержания:
"Содержание документации о закупке устанавливается статьями 50 и 64 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ). Одновременно с этим согласно части 1 статьи 42 Закона N 44-ФЗ контракт заключается в том числе на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке.
Таким образом, в случае если участнику закупки необходимы дополнительные разъяснения по условиям проводимой закупки, такой участник вправе воспользоваться частью 7 статьи 50 и статьей 65 Закона N 44-ФЗ для получения от заказчика разъяснения положений документации о такой закупке.
Одновременно обращаем внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов.
Исходя из закупочной документации полагаем, что должен применяться показатель Кпред = 7. На сайте ЕИС Закупки статус закупки N 0372100038421000023 "Определение поставщика завершено".
Таким образом, полагаем, что в настоящее время заказчик не обязан производить проверку поставщика повторно в случае, если отсутствуют жалобы на действия заказчика или на положения документации о закупке. В п. 3.1. Нестоимостных критериев Информационной карты указано: _Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса опыта выполнения работ (оказания услуг), аналогичных по характеру и объему предусмотренным в Техническом задании (Приложение N 1 к документации), наличие которого подтверждается в заявке приложением копий ранее заключенных и исполненных не ранее 1 января 2016 г. участником контрактов, договоров и актов сдачи-приемки выполненных работ.
При этом под аналогичными (сопоставимыми) работами для целей оценки заявок в настоящем конкурсе понимаются работы по созданию аудиовизуальных произведений. Предельно необходимое заказчику значение квалификационных характеристик (количество ранее заключенных и исполненных контрактов/договоров): (Кпред = 7) В расшифровке Сокращения Кпред допущена опечатка. Необходимые критерии оценки указаны выше".
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Заказчик вправе принять решение о внесении изменений в конкурсную документацию не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме. Изменение объекта закупки, увеличение размера обеспечения заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения такие изменения размещаются заказчиком в порядке, установленном для размещения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме. При этом срок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения в единой информационной системе таких изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме этот срок составлял не менее чем десять рабочих дней, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом (ч. 6 ст. 54.3 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч. 1 ст. 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
В соответствии с ч. 8 ст. 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом согласно пункту 3 Правил, "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
В силу п.п. 10 и 11 Правил в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки.
По смыслу приведенных положений, в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений участниками закупки, между такими сведениями и количеством присваемых баллов должна быть зависимость, которая определяется посредством необходимой формулы или шкалы и выражается в их взаимном соотношении друг с другом, а именно: определенное количество присваемых баллов соответствует определенному показателю, в свою очередь, возможное количественное изменение показателя оценки обязательно должно изменять количество присваемых баллов в соответствии с предусмотренными п. 11 Правил интервалами их изменений или используемой формулой.
Этот вывод следует и из содержания п. 29 Правил, предписывающего, что для использования в целях оценки заявок (предложений) шкалы оценки заказчик в документации о закупке должен установить количество баллов, присуждаемое за определенное значение критерия оценки (показателя), предложенное участником закупки. В случае если используется несколько показателей, значение, определенное в соответствии со шкалой оценки, должно быть скорректировано с учетом коэффициента значимости показателя.
Право заказчика самостоятельно определить в конкурсной документации используемые для оценки нестоимостные критерии оценки (показатели) и предусмотреть формулу расчета количества баллов или шкалу оценки, по смыслу приведенных выше норм Закона о контрактной системе и Правил, не только не допускает, а напротив, предполагает, что в конкурсной документации, кроме иного, должна быть указана соответствующая зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми участниками закупки сведениями по упоминаемым критериям в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений.
Для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п. 10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.
В соответствии с п. п. 27 Правил показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели (с учетом особенностей, предусмотренных п.п. 27(1) и 27(4) настоящих Правил):
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
Таким образом, положениями законодательства о контрактной системе предусмотрена оценка заявок по вышеуказанным показателям, следовательно, в случае их использования, конкурсная документация должна содержать:
- предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по данному критерию (показателю);
- зависимость (формула расчета количества баллов или шкала оценки) между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по данному критерию (показателю) в случае, если возможна количественная оценка представляемых сведений;
- инструкцию по заполнению заявки, позволяющую определить, какие именно сведения подлежат описанию и представлению участниками закупки для оценки конкурсной комиссией.
Комиссия УФАС отмечает, что в силу положений Закона о контрактной системе, Заказчик наделен правом самостоятельно определять содержание нестоимостных критериев исходя из максимального удовлетворения своих потребностей.
В информационной карте конкурса в электронной форме установлен следующий порядок оценки заявок в рассматриваемой части:
"Показатель N1: "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема".
Лучшим условием исполнения контракта по показателю для заказчика является наибольшее значение показателя.
В рамках данного показателя оцениваются и учитываются контракты (далее также - "контракты"), заключенные и исполненные в рамках действия Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или договоры (далее - "договоры"), факт заключения и исполнения которых подтвержден представленными в заявке соответствующими копиями таких контрактов, договоров и актов сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг)*(1). При этом стоимость работ (услуг) по ранее исполненным контрактам, договорам (по каждому из представленных контрактов, договоров в отдельности) должна составлять не менее 2 000 000,00 рублей.
Количество баллов присваивается в зависимости от наличия у участника конкурса опыта выполнения работ (оказания услуг), аналогичных по характеру и объему предусмотренным в Техническом задании (Приложение N 1 к документации), наличие которого подтверждается в заявке приложением копий ранее заключенных и исполненных не ранее 1 января 2016 г. участником контрактов, договоров и актов сдачи-приемки выполненных работ. При этом под аналогичными (сопоставимыми) работами для целей оценки заявок в настоящем конкурсе понимаются работы по созданию аудиовизуальных произведений. Предельно необходимое заказчику значение квалификационных характеристик (количество ранее заключенных и исполненных контрактов/договоров):
(Кпред = 7)
Количество баллов, присуждаемых по показателю:
а) в случае если Kмах < Kпред , - по формуле:
НЦБiEx = НЦБExКоэф * 100 *(Ki/Kmax)
б) в случае если Кмах Кпред ,- по формуле:
НЦБiEx = НЦБExКоэф * 100 *(Ki/Kпред)
при этом
НЦБiExmax = НЦБExКоэф * 100
где:
НЦБExКоэф - коэффициент значимости показателя;
Ki- предложение участника закупки, заявка которого оценивается;
Kmax - максимальное предложение из предложений по критерию оценки, сделанных участниками закупки;
Kпред - предельно необходимое заказчику значение квалификационных характеристик (Кпред = 2);
НЦБiExmax - количество баллов по показателю, присуждаемых участникам, предложение которых превышает предельно необходимое максимальное
значение, установленное заказчиком".
В результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе были установлены следующие обстоятельства:
Комиссией УФАС установлено, что вышеуказанный порядок оценки по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" имеет указание, согласно которому Заказчиком установлено предельно необходимое заказчику значение квалификационных характеристик (количество ранее заключенных и исполненных контрактов/договоров) (далее- Кпред) равное 7.
При этом, в данном порядке оценки установлено также иное Кпред равное 2.
Таким образом, порядок оценки имеет противоречивые условия, который может привести к субъективной оценке конкурсной комиссии Заказчика.
Следовательно, действия Заказчика, не установившего в конкурсной документации надлежащий порядок оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема", нарушают п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
Как установлено ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе конкурсная комиссия осуществляет оценку вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, в отношении которых принято решение о соответствии требованиям, установленным конкурсной документацией, для выявления победителя такого конкурса на основе критериев, указанных в конкурсной документации и относящихся ко второй части заявки (при установлении этих критериев в конкурсной документации). Оценка указанных заявок не осуществляется в случае признания открытого конкурса в электронной форме не состоявшимся в соответствии с частью 9 настоящей статьи.
Из имеющихся материалов дела следует, что конкурсной комиссией Заказчика в рамках показателя "Опыт участника по успешному выполнению работ сопоставимого характера и объема" был осуществлен порядок оценки с применением показателя Кпред равного 7.
При этом, Заявитель при формировании заявки руководствовался положением конкурсной документации, согласно которому Кпред равно 2.
Исходя из изложенного, выявленное в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе повлекло к неправомерному применяю порядка оценки приложенных документов в составе заявки Заявителя по показателю "Опыт участника открытого конкурса в электронной форме по оказанию услуг сопоставимого характера и объема", так как наличие противоречий в порядке оценки в части предельно необходимого заказчику значения квалификационных характеристик привело к субъективной оценке конкурсной комиссией заявки заявителя в рамках рассматриваемого показателя.
Таким образом, действия конкурсной комиссии нарушают ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе, следовательно, доводы жалобы являются обоснованными.
Выявленные в действиях Заказчика и его конкурсной комиссии нарушения являются существенными, что дает основание для выдачи обязательного для исполнения предписания об его устранении путем внесения изменений в конкурсной документацию.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МЕДИА ПЛАТФОРМА" обоснованной.
2. Признать в действиях конкурсной комиссии Заказчика нарушение ч. 6 ст. 54.7 Закона о контрактной системе.
3. Признать в действиях Заказчика нарушение п. 8 ч. 1 ст. 54.3 Закона о контрактной системе.
4. Выдать Заказчику, конкурсной комиссии, оператору электронной торговой площадки предписание об устранении выявленных нарушений.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении виновных лиц Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
-------------------------------------------
*(1) Представление указанных документов в заявке служит исключительно целям оценки заявок на участие в конкурсе. Отсутствие указанных документов в составе заявки участника не является основанием для отклонения данной заявки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 октября 2021 г. N 44-4909/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.11.2021