Резолютивная часть оглашена
29.10.2021 г. г. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ФКУ "ПОУМТС МВД России" о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "ТД Арсенал" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам малой закупки по объекту: поставка масок медицинских (Извещение N 100282834121100183, начальная (максимальная) цена контракта 588 000 руб.) (далее - Закупка),
в присутствии
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ФКУ "ПОУМТС МВД России" (далее - Заказчик) о включении сведений об ООО "ТД Арсенал" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению Заказчика, Поставщик надлежащим образом не исполнил обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений о Поставщике в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком в случае осуществления закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую шестисот тысяч рублей, либо закупки товара на сумму, предусмотренную частью 12 настоящей статьи, если такая закупка осуществляется в электронной форме.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Кроме того, согласно части 1 статьи 525 ГК РФ, поставка товаров для государственных или муниципальных нужд осуществляется на основе государственного или муниципального контракта на поставку товаров для государственных или муниципальных нужд, а также заключаемых в соответствии с ним договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с частью 2 статьи 525 ГК РФ, к отношениям по поставке товаров для государственных или муниципальных нужд применяются правила о договоре поставки (статьи 506 - 522), если иное не предусмотрено правилами настоящего Кодекса.
Согласно статье 506 ГК РФ по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
Частью 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации).
20.09.2021 г. между Заказчиком и ООО "ТД Арсенал" заключен контракт N 9/14 на медицинских масок. Цена контракта составила 449 400 рублей.
Согласно пункту 3.2 Контракта срок исполнения поставщиком обязательств по поставке всего объема товара, предусмотренного контрактом, по 28.09.2021 г. включительно.
Днем исполнения Поставщиком обязательства по поставке товара считается дата подписания Грузополучателем акта о приемке товара.
06.10.2021 г. Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта ввиду того, что по состоянию на 06.10.2021 г. обязательства по контракту Поставщиком не исполнены, поставку товара к установленному сроку не осуществлена.
Из пояснений Заказчика следует, что Поставщик в адрес Заказчика 01.10.2021 г. поставил 420 000 штук масок медицинских. В связи с расхождением характеристик поставленного товара и характеристик, указанных в контракте, был составлен акт недостатков N 9-5 от 01.10.2021 г. Заказчиком 01.10.2021 г. в адрес Поставщика направлено письмо о выявленных недостатках.
06.10.2021 г. Управлением в адрес поставщика направлено письмо (исх. NПВ/9-6909) с просьбой устранить выявленные недостатки и поставить товар согласно условиям государственного контракта.
Так как Поставщиком по состоянию на 06.10.2021 г. не поставлен товар, соответствующий условиям государственного контракта, Заказчиком инициировано расторжение государственного контракта в одностороннем порядке.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте.
Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено в адрес поставщика заказным письмом с уведомлением и телеграммой. В ЕИС решение размещено 07.10.2021 г. 08.10.2021 г. в адрес заказчика поступило уведомление о вручении решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 19.10.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Поставщик надлежащим образом уведомлен о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно письменным пояснениям ООО "ТД Арсенал", Общество не согласно с решением Заказчика и направило в ответ письмо N76 от 04.10.2021 г., согласно которому сообщило, что УПД были направлены вместе с Товаром, а в случае их утери готово выслать оригиналы. Также в данном письме сообщило, что "размер масок 175х95 мм является ориентиром и отклонения размеров масок до 10 мм не влияют на их эксплуатационные качества. Указанный допуск указывается во всех технических регламентах производителей, так как линия по производству медицинских масок не производит точных изделий".
Также в адрес Заказчика Обществом направлено письмо N79 от 05.10.2021 г., в котором было указано, что в техническом задании к Закупке был указан размер "не менее 170х90", в то время как в Контракте указан размер масок: 175х95 мм, а также предложено заключить Дополнительное соглашение к Контракту с указанием размеров согласно техническому заданию к Закупке.
Таким образом, Поставщиком в рамках исполнения контракта совершались действия, направленные на исполнение своих обязательств. Поставщик поставлял товар, соответствующий условиям, указанным в Техническом задании к Закупке.
При указанных обстоятельствах, антимонопольный орган не усматривает в действиях ООО "ТД Арсенал" признаков уклонения от поставки товара, требуемого Заказчиком.
Кроме того, установлено, что в единой информационной системе в реестре контрактов содержится сведения о добросовестном осуществлении ООО "ТД Арсенал" предпринимательской деятельности, что подтверждается наличием заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе контрактов, размещенных на официальном сайте zakupki.gov.ru.
Из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Основанием для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем электронного аукциона и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке заказчика о включении или не включении лица в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Закон о контрактной системе не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения о подрядчике в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
В рассматриваемом случае Комиссия Самарского УФАС России не имеет достаточных оснований для включения информации об ООО "ТД "Арсенал" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "ТД Арсенал" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 1 ноября 2021 г. N РНП-63-397
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2021