Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 28 октября 2021 г. N РНП-59-450
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение МБУ "Управление по ремонту, строительству и инженерной инфраструктуре Соликамского городского округа" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ИП Кишмирян Н.В. в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на ремонт автомобильной дороги по ул. Степана Разина от ул. Транспортная до ул. Коммунистическая (изв. N 0156300001221000219),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156300001221000219 Заказчиком проводился электронный аукцион на ремонт автомобильной дороги по ул. Степана Разина от ул. Транспортная до ул. Коммунистическая. Начальная (максимальная) цена контракта - 11 878 738,00 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
20.07.2021 г. между Заказчиком и ИП Кишмирян Н.В. (далее - Подрядчик) заключен контракт на ремонт автомобильной дороги по ул. Степана Разина от ул. Транспортная до ул. Коммунистическая на сумму 9 918 746,23 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 06.10.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить на объекте работы по ремонту автомобильной дороги по ул. Степана Разина от ул. Транспортная до ул. Коммунистическая (далее - работы) в сроки, предусмотренные Контрактом, и сдать их результат Заказчику, а Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
1.2. Объем и требования к выполняемым работам определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2), сметным расчетом стоимости работ, Порядком производства и приемки работ (Приложение N6), являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок выполнения работ
Начало производства работ: с момента заключения контракта.
Окончание производства работ: 60 календарных дней с момента заключения контракта.
1.4. Место выполнения работ: Пермский край, г. Соликамск, автомобильная дорога по ул. Степана Разина от ул. Транспортная до ул. Коммунистическая.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, а также требовать своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Проводить в любое время проверку и контроль за объемами, качеством и сроками выполнения работ, без вмешательства оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.3. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в контракте).
4.1.4. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы выполненных работ (ее результата).
4.1.5. Отказаться от приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям Контракта.
4.1.6. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством.
4.1.7. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.1.8. Приостанавливать и/или запрещать производство работ путем выдачи письменных распоряжений (Предписаний о приостановке) с внесением записей в Общий журнал работ в случае:
- отступления Подрядчиком от требований нормативных документов, технических условий.
- нарушения технологии ведения работ.
- применения некачественных материалов.
- невыполнения выданных указаний и предписаний Заказчика.
- недостатков в качестве выполненных работ.
- нарушения правил безопасности.
- а также и по другим причинам, влияющим на качество и сроки выполнения работ и потребовать от Подрядчика исправления некачественно выполненных работ, собственными силами или силами третьих лиц, за счет Подрядчика, в указанные Заказчиком в предписании сроки.
4.1.9. В ходе осуществления проверки условий выполнения контракта, объёмов и качества выполнения работ Подрядчиком при несоответствии объема и (или) качества выполненных работ требуемым параметрам, выписывать обязательные для исполнения Подрядчиком Предписания об устранении замечаний (с внесением записи в Общий журнал работ) с установлением срока устранения и проведения повторной приемки.
4.1.10. В случае если произведенные Заказчиком испытания и измерения выявили нарушения, допущенные Подрядчиком при исполнении контракта, Заказчик вправе удержать в счет цены контракта понесенные расходы на выполнение этих испытаний и измерений.
4.1.11. Осуществлять проверку соблюдения установленных норм и правил складирования и хранения применяемых материалов.
4.1.12. Самостоятельно или с привлечением третьих лиц производить проверку соблюдения последовательности и состава технологических операций при осуществлении работ.
4.1.13. Требовать замены применяемых при производстве работ материалов при их несоответствии техническому заданию, контракту, установленным требованиям.
4.1.14. Осуществлять проверку исполнения выданных представителем Заказчика Предписаний путем повторного осмотра работ, не позднее одного дня, следующего за днем установленного по предписанию срока, после чего, на основании осмотра работ, представителем Заказчика составляется Акт проверки исполнения предписаний и вручается представителю Подрядчика под подпись. В случае отказа Подрядчика от получения указанного Акта, представителем Заказчика делается соответствующая запись, имеющая юридическую значимость.
4.1.15. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных настоящим контрактом, Заказчик вправе:
- произвести оплату выполненных работ за вычетом соответствующего размера начисленной неустойки (штрафа, пени). При этом Заказчик уведомляет Подрядчика о вычете соответствующих сумм неустойки из стоимости выполненных работ путем направления претензии;
- удерживать сумму неустойки (штрафа, пени), убытков, на основании одностороннего заявления из средств, перечисленных Подрядчиком в обеспечение исполнения контракта, либо предъявляет требование банку, выдавшему банковскую гарантию в порядке, предусмотренном условиями банковской гарантии и законом для взыскания сумм неустойки за счет средств банковской гарантии;
4.1.16. Заказчик обладает иными правами в соответствии с действующим законодательством.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Проводить проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта. Осуществлять приемку выполненных работ в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.2. Оплачивать результаты выполненных по Контракту работ в размерах и в сроки, установленные Контрактом.
4.2.3. Оказывать содействие Подрядчику по вопросам, имеющим отношение к выполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат.
4.2.4. Обеспечить Подрядчику доступ к месту выполнения работ в соответствии с условиями настоящего Контракта.
4.2.5. Осуществлять контроль за объемами и сроками выполнения работ.
4.2.6. По истечению одного месяца с момента заключения Контракта проверить у Подрядчика документы о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации.
4.2.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, Подрядчика).
4.2.8. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом.
4.2.9. Обеспечить собственными силами или с привлечением специализированной организации осуществление технического надзора (строительного контроля) за ходом работ, выполняемых Подрядчиком в соответствии с условиями настоящего контракта и требованиями нормативных документов в области строительства.
4.2.10. Контролировать сроки, объемы и качество выполнения Подрядчиком работ. Проводить проверку предоставленных Подрядчиком результатов работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.
4.2.11. Подписать Акт приема-передачи строительной площадки Подрядчику.
4.2.12. Утвердить график выполнения строительно-монтажных работ (Приложение N 2), который приобретает юридическую силу и становится неотъемлемой частью настоящего контракта после его утверждения.
4.2.13. Подписать Акт приемки законченных работ по ремонту участка автомобильной дороги, формы КС-2, КС-3, предъявленные Подрядчиком, в установленные контрактом сроки или возвратить с обоснованным письменным отказом.
4.2.14. По письменному уведомлению Подрядчика, не позднее одного рабочего дня, следующего за днем получения извещения от Подрядчика, принять скрытые работы, выполненные Подрядчиком.
4.2.15. Требовать исправления выявленных в ходе работ или в ходе приемки работ недостатков, а если Подрядчик недостатки в установленный срок не исправит, поручить выполнение работ третьим лицам и потребовать от Подрядчика возмещения понесенных необходимых расходов и других убытков.
4.2.16. В случае выявления несоответствия качества, объема, иных недостатков выполненных работ, выдавать Подрядчику предписания о соответствующем нарушении не позднее следующего дня, после обнаружения таких недостатков.
4.2.17. Выполнить в полном объеме все свои обязательства, предусмотренные настоящим контрактом.
4.3. Подрядчик вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком работ, выполненных Подрядчиком по настоящему Контракту.
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком работ.
4.3.3. По предварительному письменному согласованию с Заказчиком выполнить обязательства по настоящему контракту досрочно;
4.3.4. По согласованию с Заказчиком привлечь к исполнению муниципального контракта субподрядные организации. При этом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств несет Подрядчик.
4.3.5. подрядчик обладает иными правами в соответствии с действующим законодательством
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Обеспечить выполнение работ на объекте своевременно и надлежащим образом, в соответствии с Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), графиком выполнения строительно-монтажных работ, сметным расчетами стоимости работ, предоставляемым Подрядчиком в течении 5-ти дней с момента заключения контракта.
4.4.2. Обеспечить соответствие выполненных работ требованиям качества, безопасности жизни и здоровья, а также иным требованиям спецификации, безопасности (санитарным нормам и правилам, государственным стандартам и т.п.), установленным действующим законодательством Российской Федерации и условиям настоящего Контракта и приложений к нему.
4.4.3. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации Подрядчик, создающий рабочие места на территории выполнения работ на срок более одного месяца, обязан зарегистрировать в территориальных налоговых органах обособленное подразделение организации в течение одного месяца с момента заключения Контракта. После регистрации обособленного подразделения в территориальных налоговых органах Подрядчик в течение 3 (трех) рабочих дней представляет Заказчику уведомление о постановке на учет по месту нахождения обособленного подразделения организации. При отсутствии признаков обособленного подразделения организации, в том числе при выполнении работ полностью силами субподрядчика, Подрядчик представляет Заказчику документы, подтверждающие отсутствие необходимости регистрации Подрядчиком обособленного подразделения организации.
4.4.4. Представлять по запросу Заказчика в сроки, указанные в таком запросе, информацию о ходе исполнения обязательств по настоящему Контракту, а также копии отчетных документов, разрабатываемых Подрядчиком по Контракту в том состоянии, в котором данные отчетные документы находятся на момент поступления Подрядчику запроса.
4.4.5. Обеспечить специалистов, выполняющих работы по настоящему Контракту, инструментом, расходными материалами, комплектующими и прочим имуществом и оборудованием, необходимыми для выполнения работ.
4.4.6. Нести в полном объеме ответственность за материальный ущерб, порчу имущества Заказчика, возникшие в результате выполнения работ по вине Подрядчика.
4.4.7. Обеспечить устранение за свой счет выявленных недостатков выполненных работ, не позднее 10 рабочих дней со дня получения соответствующего уведомления Заказчика, если более длительный срок не установлен Заказчиком в данном уведомлении.
4.4.8. Приостановить выполнение работ в случае обнаружения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество выполненных работ или создать невозможность их выполнение в установленный настоящим Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику не позднее дня следующего за днем обнаружения таких обстоятельств.
4.4.9. В случае, если в период гарантийной эксплуатации объекта обнаружатся недостатки (дефекты), то Подрядчик обязан их устранить безвозмездно в порядке и сроки, указанные в Техническом задании (Приложение N 1 к Контракту).
4.4.10. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные контрактом, документы, предусмотренные настоящим контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом.
4.4.11. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
4.4.12. Разработать и утвердить до начала производства работ, но не позднее чем в течение 5-ти дней с момента заключения контракта ППР (проект производства работ) регламентирующий технологию ведения работ на Объекте с целью обеспечения надлежащего качества выполнения работ и согласовать с Заказчиком.
4.4.13. До начала выполнения работ по контракту изучить совместно с Заказчиком строительную площадку на предмет подтверждения отсутствия факторов, препятствующих выполнению работ по контракту, после чего подписать с Заказчиком акт приема-передачи Объекта. Оформить и установить на Объекте до начала производства работ информационные щиты (содержащие (при необходимости) информацию о заказчике, подрядчике, производимых работах, реквизитах муниципального контракта, в рамках которого выполняются ремонтные работы, сроки начала и окончания производства работ).
4.4.14. Обеспечивать надлежащее качество результата работ, в том числе основные характеристики по прочности, устойчивости и надежности Объекта в целом и отдельных его частей, предусмотренные действующими нормативными и иными документами, обеспечивающие безопасное для любых лиц использование Объекта в течение всего срока эксплуатации в соответствии с его предназначением.
4.4.15. Обеспечить качество и порядок выполнения всех работ в соответствии с СП, ТУ, санитарными нормами, нормами противопожарной безопасности и другими действующими нормативными документами РФ по видам работ, являющихся предметом контракта.
4.4.16. Самостоятельно провести необходимые согласования и получить разрешения на выполнение отдельных видов работ.
4.4.17. Самостоятельно в счет цены контракта приобрести материалы и оборудование, необходимые для выполнения работ по настоящему контракту; используемые материалы должны соответствовать настоящему контракту, установленным законодательством стандартам, санитарным нормам, нормам противопожарной безопасности. Не использовать в ходе осуществления работ материалы и оборудование, использование которых может привести к нарушению безопасности производства работ и эксплуатации объекта.
4.4.17.1. За 5 дней до начала производства работ по укладке каждого конструктивного слоя из асфальтобетона разработать и согласовать рецепты применяемых асфальтобетонных смесей (в соответствии с заявкой на участие в закупке) с аккредитованной лабораторией за свой счет (согласно СП 78.13330.2012) и представить Заказчику. Для каждого конструктивного слоя наличие более одного действующего состава не допускается. Изменение состава допускается при условии, что данные изменения не ухудшат физико-механические характеристики ранее согласованного и утвержденного состава. В случае если Заказчик отклонил использование материалов и/или оборудования из-за их несоответствия стандартам качества, контракту, Подрядчик обязан за свой счет и своими силами произвести их замену.
4.4.18. Обеспечить и содержать за свой счет охрану объекта, материалов, оборудования, находящегося на объекте и другого имущества, необходимых для ремонта объекта;
4.4.19. При готовности объекта письменно уведомить Заказчика о готовности Объекта к сдаче-приемке выполненных работ в порядке, предусмотренном контрактом.
4.4.20. При наступлении событий, препятствующих выполнению любых видов последовательно производимых работ на Объекте, Подрядчик направляет в адрес Заказчика уведомление о наступлении таких событий, после чего стороны согласовывают и подписывают акт о приостановке работ, с указанием даты приостановки и обстоятельств, препятствующих выполнению обязательств, которые необходимо исполнить для возобновления работ. После устранения причин приостановки составляется Акт о возобновлении работ с указанием даты возобновления работ на объекте.
4.4.21. Обеспечить допуск на объект в любое время представителям Заказчика и обеспечить условия для проведения проверки выполненных объемов и качества работ в соответствии с документацией.
4.4.22. В процессе выполнения работ на все поставляемые для ремонта материалы, конструкции должны быть представлены соответствующие сертификаты соответствия, технические паспорта и другие документы, подтверждающие соответствие используемых материалов (оборудования) требованиям настоящего контракта, установленным стандартам, ГОСТам и другим нормативным документам, пройти входной лабораторный контроль. Копии этих сертификатов, технических паспортов и других документов должны быть предоставлены Заказчику до начала производства работ, выполняемых с использованием этих материалов, конструкций и оборудования, а также в составе исполнительной производственно-технической документации. Подрядчик обязан вести журнал входного контроля.
4.4.23. При выполнении работ использовать материалы (оборудование), соответствующие требованиям нормативных документов, контракту (техническому заданию). Подрядчик вправе заменить указанные материалы (оборудование) на материалы (оборудование), имеющие улучшенные характеристики, согласовав такую замену с Заказчиком путем заключения дополнительного соглашения к контракту.
4.4.24. Для сдачи выполненных работ предъявить Заказчику формы NКС-2, NКС-3 в 4-х экземплярах на бумажном носителе и дополнительно в электронном виде в формате сметной программы, исполнительную документацию в 3 экз. на бумажном носителе и в электронном виде (которая может вестись в электронном виде) в соответствии с нормами действующего законодательства РФ. Состав исполнительной документации определяется законодательством Российской Федерации, контрактом.
4.4.25. На весь срок выполнения работ содержать за свой счет освещение, инженерные коммуникации, связанные с производством работ на объекте, производить уборку участка дороги и прилегающей территории от строительного мусора.
4.4.26. Определить места складирования и вывоза мусора, материалов, не пригодных для строительных работ и обеспечить в процессе проведения работ собственными силами и за свой счет систематическую уборку площадки и прилегающей к ней пятиметровой зоны от строительного мусора с его последующим вывозом на специализированные полигоны, что подтверждается соответствующими документами. Не позднее 3-х дней после окончания производства работ организовать уборку и вывоз за пределы объекта строительного инвентаря, инструментов, материалов, другого имущества и строительного мусора.
4.4.27. Назначить руководителя работ ответственного за выполнение работ по контракту и ответственного за персонал Подрядчика не позднее 3 (трех) рабочих дней с даты подписания контракта, выдать ему доверенность, оформленную в соответствии с законодательством РФ, и направить Заказчику в тот же день уведомление о назначении руководителя с приложением заверенных надлежащим образом копий приказа о назначении руководителя и доверенности. Руководитель работы должен отвечать, в том числе, за исполнение представлений/предписаний Заказчика, контролирующих/надзорных органов. При смене руководителя работ немедленно (не позднее следующего рабочего дня) уведомить Заказчика и сообщить о назначении нового руководителя до момента фактического начала осуществления им своих обязанностей. При невыполнении настоящей обязанности Подрядчик лишается права ссылаться на неправомерность действий неуполномоченного лица.
4.4.28. В течение 3 календарных дней с момента подписания настоящего контракта предоставить Заказчику для предоставления права доступа на объект списки своих работников, которые будут привлечены к выполнению строительно-монтажных работ и иные документы, необходимые Заказчику в рамках действующего законодательства.
4.4.29. Привлекать персонал, имеющий разрешения (допуски) к выполнению работ по контракту, которые требуют такого разрешения (допуска) в соответствии с требованиями действующего законодательства.
4.4.30. До подписания Акта сдачи-приемки выполненных работ нести риски случайной гибели или случайного повреждения объекта, а также обязанности по обеспечению сохранности и целостности результатов выполненных работ, материалов и оборудования.
4.4.31. Самостоятельно урегулировать все претензии, разногласия и иски со стороны третьих лиц, которые могут возникнуть в процессе исполнения контракта по вине Подрядчика, а также за свой счет и без последующего возмещения Заказчиком оплачивать все предъявленные штрафы, пени, неустойки и прочее. Компенсировать все убытки, связанные с травмами или ущербом, нанесенным третьим лицам, возникшими вследствие выполнения Подрядчиком работ в соответствии с контрактом или вследствие нарушения имущественных или неимущественных прав, включая судебные издержки.
4.4.32. В случае если в срок со дня начала работ до полного завершения работ по контракту объекту или его части будет причинен ущерб или обнаружены утраты или повреждения, Подрядчик обязан за свой счет произвести ремонт и устранить выявленные недостатки.
4.4.33. Вести, со дня начала работ на объекте и до их завершения, оформленный и заверенный в установленном порядке общий журнал производства работ на русском языке, специальные журналы (при необходимости) по формам согласно нормативно-техническим документам. Осуществлять своими силами, в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, входной и операционный контроль выполняемых работ.
4.4.34. По записям представителей Заказчика в журналах работ о допущенных отклонениях Подрядчик обязан принять меры по их устранению за свой счёт (немедленно или в указанные Заказчиком сроки) и сделать соответствующие отметки в журналах.
4.4.35. Вести все действия и взаимодействия при исполнении контракта в письменном виде. Исполнять указания Заказчика, которые могут даваться в форме замечаний, уведомлений, претензий, предписаний, записей в Общем журнале производства работ (должен постоянно находиться на Объекте).
4.4.36. Своими силами и за свой счет в течение 3-х суток выполнять работы по восстановлению мест отбора проб и контрольных проб, отобранных из конструктивных слоев, выполненных из асфальтобетона, соответствующим конструктивным материалом (по согласованному составу), в том числе в ходе выполняемого Заказчиком приемочного контроля.
4.4.37. Подрядчик обязан за свой счет с использованием аккредитованной лаборатории в ходе приемки поступающих на строительную площадку материалов, конструкций и изделий, а также выполненных строительных работ, обеспечивать все предусмотренные строительными нормами испытания и измерения и представлять результаты этих испытаний Заказчику до приемки выполненных работ. Перед началом работ по укладке каждого конструктивного слоя (асфальтобетонного покрытия) Подрядчик обязан для каждого конструктивного слоя разработать и согласовать с Заказчиком состав асфальтобетонной смеси.
4.4.38. Выполнить в полном объеме свои обязательства, предусмотренные в других разделах настоящего контракта.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.2.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, Подрядчика).
8.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
8.4.1. Если в ходе исполнения Контракта информация об Подрядчике, в том числе учредителе Подрядчика, членах коллегиального исполнительного органа, лицах, исполняющих функции единоличного исполнительного органа Подрядчика, включена в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
8.4.2. Неисполнении Подрядчиком в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации обязанности зарегистрировать обособленное подразделение организации;
8.4.3. Просрочка исполнения иных обязательств по Контракту более чем на 3 рабочих дня;
8.4.4. Задержки Подрядчиком начала работ более чем на десять календарных дней по причине или обстоятельствам, независящим от Заказчика;
8.4.5. если при нарушении Подрядчиком конечного срока выполнения работ, указанного в Контракте, исполнение Подрядчиком Контракта утратило для Заказчика интерес (пункт 3 статьи 708 ГК РФ, пункт 2 статьи 405 ГК РФ), либо отсутствие возможности дальнейшего исполнения Подрядчиком контракта;
8.4.6. отказа от устранения или фактического неустранения допущенных Подрядчиком дефектов и недостатков в срок, указанный Заказчиком, либо допущения не согласованных с Заказчиком отступлений от технического задания, технических условий или нормативно-правовых актов, либо фактическое неисполнение требований, предписаний Заказчика в течение срока, определенного Заказчиком или снижения качества работ в результате нарушения Подрядчиком условий контракта;
8.4.7. в случае существенного нарушения требований к качеству выполняемых работ, отступления Подрядчика от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный Заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (п.3 723 ГК РФ);
8.4.8. объявления Подрядчика банкротом в установленном Законом порядке, наложения ареста на его имущество и блокирование расчетных счетов, введения внешнего управления или ликвидации Подрядчика;
8.4.9. если заказчиком проведена экспертиза выполненной работы с привлечением экспертов, экспертных организаций, и по результатам экспертизы выполненной работы в заключении эксперта, экспертной организации будут подтверждены нарушения условий контракта (ч. 11 ст. 95 44-ФЗ);
8.4.10. если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет работы настолько медленно, что окончание их к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
8.4.11. В иных случаях, предусмотренных Гражданским законодательством.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в связи с невыполнением контрактных обязательств, согласно условиям раздела 4 Контракта, Заказчиком в адрес Подрядчика были направлены:
- уведомление N 152 от 06.08.2021 г. о нарушении исполнения обязательств по контракту;
- уведомление N 792/1 от 16.08.2021 г. о нарушении сроков исполнения обязательств по контракту.
В установленный срок Подрядчиком не были представлены документы, нарушения не устранены.
В ходе осуществления проверки условий выполнения Контракта Заказчиком были выданы обязательные для исполнения Подрядчиком предписания с установленным сроком устранения замечаний:
- предписание N 1 от 16.08.2021 г. об устранении замечаний с установленным сроком исполнения до 18.08.2021 г., согласно которому Подрядчиком не представлен график выполнения строительно-монтажных работ, не разработан и не утвержден проект производства работ, не представлены согласованные схемы с ГИБДД по ремонтным работам. Предписание исполнено частично, о чем составлен акт проверки исполнения предписания N 1 от 19.08.2021 г., акт проверки исполнения предписания N 1-1 от 20.09.2021 г.);
- предписание N 2 от 27.08.2021 г. об устранении замечаний с установленным сроком исполнения до 30.08.2021 г., согласно которому Подрядчиком нарушен срок выполнения работ. Предписание не исполнено, о чем составлен акт проверки исполнения предписания N 2 от 31.08.2021 г.);
- предписание N 3 от 27.09.2021 г. об устранении замечаний с установленным сроком исполнения до 28.09.2021 г., согласно которому Подрядчиком не представлен график выполнения строительно-монтажных работ, не представлены согласованные схемы с ГИБДД по ремонтным работам. Предписание исполнено, о чем составлен акт проверки исполнения предписания N 3 от 27.09.2021 г.;
- предписание N 4 от 28.09.2021 г. об устранении замечаний с установленным сроком исполнения до 29.09.2021 г., согласно которому на объекте работ отсутствует общий журнал производства работ. Предписание не исполнено, о чем составлен акт проверки исполнения предписания N 4 от 30.09.2021 г.;
- предписание N 5 от 30.09.2021 г. об устранении замечаний с установленным сроком исполнения до 01.10.2021 г., согласно которому Подрядчиком не представлены соответствующие сертификаты соответствия на щебень. Предписание исполнено, о чем составлен акт проверки исполнения предписания N 5 от 04.10.2021 г.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
02.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением календарного графика производства работ, непредоставлением Заказчику необходимых документов, установленных требованиями Контракта. В течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления Подрядчик начал производить работы на объекте. На основании ч. 14 ст. 95 Закона о закупках решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено Заказчиком.
По состоянию на 06.10.2021 г. Подрядчиком был нарушен срок выполнения работ на 19 календарных дней.
06.10.2021 г. Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с несоблюдением Подрядчиком условий контракта в части нарушения сроков производства работ.
На основании указанного выше, 06.10.2021 г. Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта В тот же день указанное решение было вручено нарочно Подрядчику, а также направлено в адрес Подрядчика следующими способами:
- 06.10.2021 по адресу электронной почты, указанной в контракте;
- 07.10.2021 г. по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Комиссией установлено, что решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС только 19.10.2021 г., то есть с нарушением срока, установленного в ч. 12 ст. 95 Закона о закупках.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 18.10.2021 г.
Комиссией установлено, что требования, обозначенные выше, Заказчиком соблюдены.
В письменных пояснениях Подрядчик указал, что часть работ по контракту была выполнена надлежащим образом. Невозможность своевременно выполнить работы возникла в результате действий объективных обстоятельств, препятствующих надлежащему и своевременному выполнению работ. Так, Подрядчик указывает на неблагоприятные погодные условия, которые повлекли невозможность выполнения части работ, поскольку нормативные документы запрещают работы при наличии неблагоприятных погодных условий (температура, осадки). Также Подрядчик ссылается на нерегламентированный срок согласования c ГИБДД схем организации дорожного движения по ремонтным работам, в частности, процедура согласования существенно затянулась, что повлияло на сроки выполнения работ. Согласование ширины ремонтируемого тротуара также стало причиной задержки. Кроме того, Подрядчик указывает на ожидание ответа на запрос, отправленный Заказчиком 16.09.2021 г. в отдел по экологии и природопользованию администрации г. Соликамска, на предмет допустимости расширения тротуара ввиду наличия зеленых насаждений в непосредственной близости от тротуара. Относительно выданных Заказчиком предписаний Подрядчик указал, что предписания были исполнены, о чем имеются акты устранения нарушений, в том числе акты проверки устранения нарушений.
Также Подрядчик указал, что от исполнения контракта не отказывается и готов исполнить его в полном объеме.
В адрес Комиссии Подрядчиком были представлены схемы организации дорожного движения, согласованные ГИБДД, а также проект производства работ.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, Комиссией принят во внимание тот факт, что предписания Заказчика об устранении нарушений Подрядчиком исполнялись, о чем свидетельствуют акты, представленные Заказчиком и Подрядчиком.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков, по сути, является санкцией за недобросовестное поведение Подрядчиком, выразившееся, например, в намеренном неисполнении условий контракта. Вместе с тем, доказательства неисполнения обязательств Контракта в материалах дела отсутствуют.
Комиссия отмечает, что совокупность изложенных обстоятельств, свидетельствует о совершении Подрядчиком действий в целях его исполнения, о взаимодействии Подрядчиком с представителями Заказчика. Комиссия отмечает, что имеющиеся в деле доказательства, свидетельствуют о том, что Подрядчиком предпринимались меры для надлежащего исполнения условий Контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Поставщика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что обществом не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ИП Кишмирян Н.В. не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ИП Кишмирян Н.В. в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 6 октября 2021 г. N РНП-59-450
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 02.11.2021