На основании поручения ФАС России от 13 июня 2019 года N МЕ/49839-ПР/19 о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе, статьи 99 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ), Постановления Правительства РФ от 1 октября 2020 г. N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", приказа Иркутского УФАС России N 038/4969/21 от 14 октября 2021 г.,
инспекцией Иркутского УФАС России в составе:
руководитель Инспекции: <_..>;
участники Инспекции: <_..>;
проведено внеплановое контрольное мероприятие (проверка) в отношении организации, осуществляющей размещение закупки - Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (ИНН: 3808193750), заказчика - Администрации города Иркутска (ИНН: 3808131271) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на приобретение жилых помещений (квартир) (извещение N 0134300097521000660) - закупка в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
Место нахождения Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска - 664025, г. Иркутск, ул. Марата, д. 14, Администрации города Иркутска - 664025, г. Иркутск, ул. Ленина, д. 14.
В ходе проведения внеплановой проверки инспекцией Иркутского УФАС России изучены копии следующих документов:
- Распоряжение и.о. заместителя мэра - руководителя аппарата администрации города Иркутска Е.Е. Войцеховича "Об утверждении Положения о контрактной службе администрации города Иркутска" N 053-02-117/21 от 14 июля 2021 года;
- Приказ "О создании аукционной комиссии для проведения электронного аукциона N 681/21-ЭА на право заключения контракта на приобретение жилых помещений (квартир)" N 120-08-678/21 от 01 октября 2021 года;
- извещение о проведении электронного аукциона N 0134300097521000660;
- документация о проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений (квартир);
- первые и вторые часть заявки, поданные на участие в электронном аукционе;
- протокол рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.10.2021 N0134300097521000660-1, а также иные материалы.
Описательная часть
20 декабря 2019 года в Иркутское УФАС России из Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации поступило поручение NМЕ/111773-ПР/19 от 19 декабря 2019 года о проведении внеплановых проверок по закупкам, осуществляемым в рамках национальных проектов, в целях осуществления государственного контроля за соблюдением законодательства о контрактной системе.
На основании вышеназванного поручения Инспекцией Иркутского УФАС России проведена внеплановая проверка в отношении организации, осуществляющей размещение закупки - Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (ИНН: 3808193750), заказчика - Администрации города Иркутска (ИНН: 3808131271) на предмет соблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в связи с проведением электронного аукциона на приобретение жилых помещений (квартир) (извещение N 0134300097521000660) - закупка в рамках национального проекта "Жилье и городская среда".
Комитетом по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска (далее - организация, осуществляющая размещение закупки) на основании заявки Администрации города Иркутска (далее - заказчик) 05 октября 2021 г. на сайте единой информационной системы www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0134300097521000660, а также документация о проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений (квартир).
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 68 673 147 руб. 59 коп.
Согласно "Протоколу рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.10.2021 N0134300097521000660-1" на участие в данной закупке подана единственная заявка - АО "УКС города Иркутска", признанная не соответствующей требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.
В силу части 2 статьи 8 Федерального закона N 44-ФЗ запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям Федерального закона N 44-ФЗ, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Федерального закона N 44- ФЗ.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, в описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с пунктом 3 "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 28.06.2017, при проведении государственных (муниципальных) закупок допускается включение в один лот технологически и функционально взаимосвязанных между собой товаров, работ и услуг.
Таким образом, следует, что в один лот могут быть включены товары, работы, услуги, которые отвечают одновременно двум критериям: и функционально, и технологически связанные между собой. При этом, данное требование не является альтернативными, поскольку союз "и" предполагает одновременное наличие совместного признака функционально и технологически связанных между собой товаров (работ, услуг).
Министерство финансов Российской Федерации в своем письме от 11.10.2017 г. N 24-02-07/67790 также указывает, что не допускается включать в один объект закупки закупку товаров, работ, услуг, не связанных между собой функционально и технологически.
Основными критериями для определения функциональной и технологической взаимосвязи недвижимого имущества, в отношении которого проводится закупка путем проведения аукциона, являются их единое неразрывное целевое использование (то есть закупаемые жилые помещения (квартиры) не могут раздельно использоваться), необходимость их использования как единого комплекса, использование их в едином технологическом (производственном) процессе.
Частью III (Техническое задание) документации об электронном аукционе установлено следующее:
N п/п |
Наименование поставляемого товара |
Показатели, позволяющие определить соответствие закупаемого товара установленным заказчиком требованиям, и их значения (значения показателей участником закупки должны быть указаны с учетом инструкции по заполнению первой части заявки) |
Стоимость жилого помещения в руб. |
||
Количество комнат |
Общая площадь жилых помещений (квартир) без учёта балкона/лоджии, кв. м. |
Материал наружных стен многоквартирного дома |
|||
1 |
Жилое помещение (квартира) |
1 (минимальное значение показателя) |
29,90 (минимальное значение показателя) |
Панели, или кирпич, или монолитный железобетон, или монолитный железобетон с кирпичным заполнением, или сборные железобетонные конструкции с кирпичным заполнением. |
2 452 905,40 |
2 |
Жилое помещение (квартира) |
1 (минимальное значение показателя) |
30,90 (минимальное значение показателя) |
2 534 942,37 |
|
3 |
Жилое помещение (квартира) |
1 (минимальное значение показателя) |
31,50 (минимальное значение показателя) |
2 584 164,56 |
|
4 |
Жилое помещение (квартира) |
1 (минимальное значение показателя) |
31,80 (минимальное значение показателя) |
2 608 775,65 |
|
5 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
49,00 (минимальное значение показателя) |
4 019 811,53 |
|
6 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
49,10 (минимальное значение показателя) |
4 028 015,23 |
|
7 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
53,60 (минимальное значение показателя) |
4 397 181,59 |
|
8 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
53,90 (минимальное значение показателя) |
4 421 792,68 |
|
9 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
54,20 (минимальное значение показателя) |
4 446 403,77 |
|
10 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
54,30 (минимальное значение показателя) |
4 454 607,47 |
|
11 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
57,40 (минимальное значение показателя) |
4 708 922,08 |
|
12 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
52,10 (минимальное значение показателя) |
4 274 126,14 |
|
13 |
Жилое помещение (квартира) |
2 (минимальное значение показателя) |
61,90 (минимальное значение показателя) |
5 078 088,44 |
|
14 |
Жилое помещение (квартира) |
3 (минимальное значение показателя) |
74,30 (минимальное значение показателя) |
6 095 346,87 |
|
15 |
Жилое помещение (квартира) |
3 (минимальное значение показателя) |
76,50 (минимальное значение показателя) |
6 275 828,21 |
|
16 |
Жилое помещение (квартира) |
3 (минимальное значение показателя) |
76,70 (минимальное значение показателя) |
6 292 235,60 |
Инспекцией в ходе проведения проверки установлено, что пунктом 1.1 проекта муниципального контракта указано требование о том, что по контракту продавец обязуется передать жилые помещения (квартиры), которые будут созданы в будущем.
Вместе с тем, Техническим заданием установлено требование к износу жилых помещений: "Многоквартирный дом, в котором расположены жилые помещения (квартиры), не признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации, расположен в благоустроенном жилищном фонде с социальной инфраструктурой, в границах муниципального образования город Иркутск (с указанием адреса).
Уровень износа жилых помещений в многоквартирном доме не превышает 40%".
Указанные в Техническом задании и проекте контракта требования противоречат друг другу, что, по мнению Инспекции, не позволяют сделать однозначный вывод о том, что приобретаются новые, построенные в будущем жилые помещения.
Таким образом, заказчик при проведении данного электронного аукциона включил в состав одного лота 16 объектов недвижимости - помещения (благоустроенные квартиры), которые не отвечают указанным выше критериям: они не связаны между собой единым неразрывным целевым использованием, имеют разное местоположение, они не образуют единый комплекс, не предусматривается их использование как единого комплекса и в едином производственном технологическом процессе, предназначены для использования разными гражданами.
При этом, единые требования к качеству, к отделке и техническому состоянию квартир, установленные техническим заданием, а именно то, что квартиры должны иметь: отделка потолков водоэмульсионной (иной аналогичной) краской и/или устройство натяжных потолков; отделка стен обоями и/или водоэмульсионной (иной аналогичной) краской, а в помещениях: ванной комнаты, туалета - керамической плиткой и/или водоэмульсионной (иной аналогичной) краской за исключением части стены (стен), примыкающей (их) к ванне и умывальнику, отделка которых производится керамической плиткой высотой не менее 1,8 м от уровня пола; кухни - обои и/или водоэмульсионной (иной аналогичной) краской, за исключением части стены (стен) в кухне, примыкающей (их) к рабочей поверхности, отделка которых производится керамической плиткой; напольное покрытие из линолеума и/или ламината, а в помещениях ванной комнаты, туалета - из керамической плитки и т.д., не свидетельствуют о функциональной и технологической взаимосвязи квартир, а являются признаками характеристик каждого объекта в отдельности.
Инспекция Иркутского УФАС, обращает внимание на то, что в отличие от рынка новых (вновь возведенных) жилых помещений рынок вторичного жилья имеет свои особенности. Одной из таких особенностей является общеизвестный факт о том, что недвижимость вторичного сегмента - это жилые помещения, на которые уже зарегистрировано право собственности, и имеется свидетельство об этом. В связи с этим, рынок вторичного жилья представляет собой сферу обращения жилых помещений, которая характеризуется большим числом продавцов, но при этом, как правило, предлагающих к продаже один объект.
Следовательно, включение в один лот функционально и технологически не связанных семь объектов - жилых помещений (квартир) привело к ограничению возможности участия в данной закупке лиц, имеющих одну квартиру, что обеспечило преимущество участия в закупке лицам, имеющим семь и более жилых помещений, следовательно, ограничило количество участников аукциона, что создало угрозу конкуренции за право поставки жилых помещений.
При этом, учитывая, что объектом закупки являются жилые помещения (квартиры), заказчик при проведении аукциона и установления требования к уровню износу жилых помещений, изначально располагал сведениями о том, что данные объекты не могут быть функционально и технологически связаны между собой.
Также, ФАС России в своем письме от 28.11.2019 года N АК/104308/19 указывает, что укрупнение объекта закупки путем включения в его состав нескольких квартир приводит к увеличению начальной (максимальной) цены контракта и, соответственно, влечет увеличение размера обеспечения заявки на участие в торгах и размера обеспечения контракта, что может привести к ограничению количества участников закупки.
Инспекцией, в ходе проведения внеплановой проверки в действиях Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска, Администрации города Иркутска при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений (квартир) (извещение N 0134300097521000660) установлены нарушения части 2 статьи 8, часть 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы от 19 ноября 2014 г. N 727/14 установлено, что в случаях, если при рассмотрении жалобы или проведения внеплановой проверки выявлены нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, Комиссия выдает предписание об устранении допущенных нарушений.
Комиссия вправе не выдавать предписание только в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе, которые не повлияли или не могли повлиять на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Приходя к выводу о наличии в действиях заказчика, уполномоченного органа описанных нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, в то же время Комиссия не находит оснований для выдачи предписания об устранении нарушений, поскольку в соответствии с протоколом рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 19.10.2021 N0134300097521000660-1 электронный аукционе не состоялся.
Резолютивная часть
По результатам внеплановой (камеральной) проверки Инспекцией Иркутского УФАС России в действиях Комитета по экономике и стратегическому планированию администрации города Иркутска, Администрации города Иркутска при проведении электронного аукциона на приобретение жилых помещений (квартир) (извещение N 0134300097521000660) установлены нарушения части 2 статьи 8, часть 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ.
Руководитель инспекции |
<_..> |
Участники инспекции |
<_..> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 1 ноября 2021 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2021