резолютивная часть решения объявлена 29.10.2021 г.
Комиссия Кабардино-Балкарского УФАС России по контролю в сфере контрактной системы (далее - Комиссия) в составе:,
в присутствии представителей заявителя , действующего на основании доверенности, заказчика , действующего на основании доверенности, действующей на основании доверенности,
рассмотрев, в режиме видео-конференц связи, посредством приложения "True Conf", жалобу заявителя на действия заказчика при проведении электронного аукциона N0104200000421000090 "ЭА12 (2022) "Поставка медицинского оборудования" (далее - аукцион, закупка), руководствуясь ст.105 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N727/14,
Установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении аукциона. Согласно жалобе, документация о закупке утверждена с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Рассмотрев доводы заявителя, указанные в жалобе, письменные пояснения заказчика и изучив материалы дела, Комиссия пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 13 октября 2021 года было размещено извещение N0104200000421000090 "ЭА12 (2022) "Поставка медицинского оборудования" с начальной (максимальной) ценой контракта - 1 268 926,47 рублей. Согласно извещению о проведении закупки, дата и время окончания срока подачи заявок 26.10.2021 г. 10:00 ч.
Рассмотрение жалоб, а также информации о нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Кабардино-Балкарским УФАС России осуществляется с учетом конкретных обстоятельств каждого дела и доказательств, представленных сторонами, на основании исследования и оценки которых и принимаются решения.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок (ч.1 ст.1 Закона о контрактной системе).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Данные правила предполагают описание объекта закупки путем указания тех требований к товарам, которые изложены в стандартах на данный товар. Кроме того, такие требования должны носить объективный характер. Одновременно установлен запрет требования информации, обязанность представления которой ведет к ограничению количества участников.
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
В соответствии с частью 5 статьи 23 Закона о контрактной системе федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок обеспечиваются формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145, заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию каталога, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил предусмотрено, что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
В случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога) (пункт 6 Правил).
Согласно пункту 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В извещении об аукционе заказчиком установлен код классификации по КТРУ - 26.60.12.119-00000374 "Система эндоскопической визуализации".
Согласно описанию КТРУ "система эндоскопической визуализации - комплект работающих от сети (сети переменного тока) устройств, разработанных для получения, передачи и отображения видеоизображений во время проведения эндоскопической процедуры. Как правило, состоит из одного или нескольких видеоэндоскопов, эндоскопической камеры, блока управления камерой, источника света со световыми кабелями, устройства для записи видеоданных, блоков визуализации (иногда с функцией цветокомпенсации) и видеодисплея. Все компоненты, как правило, размещаются/устанавливаются на специальной тележке, которую можно перемещать в различные помещения для проведения осмотра/терапевтических процедур.
Однако, объектом закупки является "Стойка многофункциональная, Монитор для визуализации в хирургии, Тестер герметичности, Медицинский аспиратор, Эндоскопический инсуффлятор", имеющие свои коды позиции КТРУ:
- 32.50.50.190-00000157 "Стойка многофункциональная" - Устройство, которое разработано как инструментальный держатель (может быть как стеллаж с закрытыми стенками) и используется для монтажа и упорядочивания нескольких медицинских устройств, которые предназначены для взаимодействия друг с другом (интегрированная аппаратура). Оно обычно передвижное и имеет встроенные заземленные розетки, выдвижные полки, рабочие поверхности и может быть оборудован даже встроенным трансформатором. Это устройство, когда снабжено соответствующей аппаратурой, становится системой и требует идентификации как система в целом;
- 26.60.12.119-00000389 "Монитор для визуализации в хирургии" - Работающий от сети электроснабжения (на переменном токе) визуальный дисплей (ВДУ), широко известный как экран или монитор, предназначеннйы для использования исключительно в сочетании с гибким видеоэндоскопом для отображения оператору графической информации, полученной эндоскопом, с целью облегчения работы с эндоскопом во время эндоскопических процедур; обычно сложных и несложных интубационных процедур для поддержания проходимости дыхательных путей. Обычно это портативное устройство с жидкокристаллическим дисплеем (LCD), цветным экраном и прямым подсоединением электронным сигналом к эндоскопу;
- 32.50.13.190-00007567 "Эндоскопический инсуффлятор" - Приводное устройство (электроприводное или пневматическое) для продувания воздуха через эндоскоп с целью предотврашения осаждения на линзах капелек воды, а также с целью увеличения пространства перед дистальным концом для улучшения обзора;
- 32.50.50.190-00000912 "Медицинский аспиратор" - Питаемое от электросети переменного тока устройство, используемое для генерирования положительного и/или отрицательного давления, как части ирригационной/ аспирационной системы во время общехирургической процедуры с целью прерывистой или непрерывной ирригация и/или аспирации полостей тела и ран. Не предназначено для использования при введении родительских жидкостей, инфузии лекарств или для любых целей по поддержанию жизни.
Более того, документация об аукционе не содержит обоснование необходимости использования дополнительной информации при описании объекта закупки, предусмотренное Правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Таким образом, действия заказчика, установившего в извещении об аукционе код КТРУ несоответствующий объекту закупки, нарушают положения ч.6 ст.23, п. 1 ч.1 ст.33, ст.п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе, следовательно, довод заявителя нашел свое подтверждение.
Ч.3 ст. 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N102) установлены:
- перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень),
Согласно подпункту "д" пункта 10 Правил формирования каталога в позицию каталога включаются коды, соответствующие товару, работе, услуге согласно российским и международным системам классификации, каталогизации (при наличии).
В соответствии с пунктом 12 Правил формирования каталога, код позиции каталога формируется на каждую позицию и представляет собой уникальный цифровой код на основе кода ОКПД 2.
Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 N102 устанавливает перечни отдельных видов товаров, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, помимо наименования товара, установлен код ОКПД 2.
Вместе с тем, неустановление кода КТРУ, соответствующее объекту закупки не позволяет сделать однозначный вывод о необходимости применения (неприменения) Постановления Правительства N102.
Согласно доводу жалобы, стойка многофункциональная, монитор для визуализации в хирургии, тестер герметичности, медицинский аспиратор, эндоскопический инсуффлятор являются составными частями системы эндоскопической визуализации, следовательно, самостоятельное осуществление закупки вышеуказанных товаров является дроблением единого комплекса, что ограничивает количество участников закупки.
Однако, ч.1 Постановления Правительства РФ от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее -Постановления Правительства N 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает 1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Представителем заказчика на заедании Комиссии пояснено, что в 2020 г. произведено закупок медицинских изделий более чем на 100 млн. рублей.
Таким образом, во исполнение требований ч.1 Постановления Правительства N 620, заказчиком закупается система эндоскопической визуализации в рамках нескольких лотов, следовательно, довод заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.105 Закона о контрактной системе Комиссия,
Решила:
1.Признать жалобу заявителя обоснованной в части.
2.Признать в действиях заказчика нарушения ч.2 ст.8, ч.6 ст.23, п. 1 ч.1 ст.33, ст.п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3.Выдать заказчику, оператору электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4.Передать материалы дела соответствующему должностному лицу УФАС по КБР для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства.
4Заказчика
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 1 ноября 2021 г. N 007/06/64-1198/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 03.11.2021