Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
рассмотрев жалобу ООО "Альтернативные решения" (далее - Заявитель) на действия ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС и ГО" при проведении электронного аукциона: "Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальных образованиях Краснодарского края" (извещение N 0818500000821005891) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Заказчиком Закона о контрактной системе.
Заявитель указывает, что документация составлена с нарушениями Закона о контрактной системе.
Уполномоченным учреждением, Заказчиком представлены письменные пояснения по существу жалобы, с доводами которой не согласились, документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "Дирекция государственных закупок" проводился электронный аукцион: "Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальных образованиях Краснодарского края" (извещение N 0818500000821005891). Заказчик - ГКУ КК "Управление ПБ, ЧС и ГО".
Начальная (максимальная) цена контракта - 99 999 990,30 руб.
Согласно ч. 3 ст. 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Заявитель указывает, что Заказчиком при формировании начальной (максимальной) цены контракта допущены нарушения Закона о контрактной системы.
Согласно ч. 1 ст. 99 Закона о контрактной системе в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами, правовыми актами, определяющими функции и полномочия государственных органов и муниципальных органов, контроль в сфере закупок осуществляют следующие органы контроля в пределах их полномочий:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципального района, органы местного самоуправления городского округа, уполномоченные на осуществление контроля в сфере закупок;
2) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, органы управления государственными внебюджетными фондами;
3) органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, определенные в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона о контрактной системе органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля осуществляют контроль (за исключением контроля, предусмотренного частью 10 настоящей статьи) в отношении: соблюдения правил нормирования в сфере закупок, установленных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона; определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги; соблюдения предусмотренных настоящим Федеральным законом требований к исполнению, изменению контракта, а также соблюдения условий контракта, в том числе в части соответствия поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги условиям контракта; соответствия использования поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги целям осуществления закупки.
Таким образом, контроль за обоснованием начальной (максимальной) цены контракта не относится к полномочиям Краснодарского УФАС России. Копия жалобы направлена в ДФБН по КК.
Представитель Заказчика пояснение, что целью закупки является продолжение модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальных образованиях Краснодарского края, которая ведется с 2013 года. За это время поэтапно модернизировано основное оборудование управления системой и установлены оконечные устройства оповещения населения в 30 из 44 районов, то есть в настоящее время реализовано около 70% государственно значимой задачи модернизации системы оповещения населения.
Согласно п. 2) ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, следующая информация: краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования. В случаях, установленных Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 статьи 34 настоящего Федерального закона, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, указываются начальная цена единицы товара, работы, услуги, а также начальная сумма цен указанных единиц и максимальное значение цены контракта. В случае, если контрактом предусматривается выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, допускается оплата такого контракта исходя из фактически выполненного объема данных работ, но не превышающего объема работ, подлежащих выполнению в соответствии с контрактом. При этом в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке должно быть указано, что оплата поставки товара, выполнения работы или оказания услуги осуществляется по цене единицы товара, работы, услуги исходя из количества товара, поставка которого будет осуществлена в ходе исполнения контракта, объема фактически выполненной работы или оказанной услуги, но в размере, не превышающем максимального значения цены контракта, указанного в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В извещении установлен объект закупки:
Описание объекта закупки
В соответствие с Разделом 2 Описание объекта закупки
Российский рубль
Наименование товара, работы, услуги по КТРУ
Код позиции
Характеристики товара, работы, услуги
Заказчик
Единица измерения
Количество
Цена за ед.изм.
Стоимость
Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальных образованиях Краснодарского края
33.20.39.900
Условная единица
99999990.30
99999990.30
При описании объекта закупки заказчиком применён код ОКПД2 33.20.39.900 "Услуги по монтажу прочего оборудования специального назначения, не включенные в другие группировки", который не включён в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств и не попадает под ограничения установленные Постановлением Правительства от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Каких-либо документарных доказательств того, что заказчиком неверно применён код ОКПД2 заявителем не представлено.
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Согласно п. 1), п. 2) ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Документация электронного аукциона содержит Раздел "Описание объекта закупки", где Заказчиком установлено:
3. Место выполнения работ:
Работы по модернизации РАСЦО выполняются в следующих муниципальных образованиях Краснодарского края:
- Щербиновский район;
- Брюховецкий район;
- Павловский район;
- Калининский район.
Конкретный перечень мест установки оборудования по каждому муниципальному образованию указан в проектной документации.
4. Срок выполнения работ.
С даты заключения контракта по 15.12.2021
5. Содержание и порядок выполнения работ:
5.1. Работы по модернизации РАСЦО должны быть выполнены в соответствии с проектными решениями, указанными в проектной документации ,с учетом особенностей, указанных в настоящем описании объекта закупки, и возможностью использования технических средств оповещения (далее ТСО)из состава серийно выпускаемых технических средств оповещения, прошедших приемочные испытания, соответствующих положениям приказа МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения",включенных в справочник технических средств оповещения МЧС России ,способных обеспечить потребность Заказчика, и способов их организации.
5.2. В целях недопушения ограничения конкуренции, расширения круга потенциальных участников, обеспечения исполнения положений федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) все указания на товарные знаки читать как "Товарный знак или эквивалент".
5.3. ТСО должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования".
5.4. Устройство запуска, управления и мониторинга, усилительное, телекоммуникационное оборудование должны размещаться в телекоммуникационных шкафах.
5.5. Выполнение работ по непосредственному сопряжению устанавливаемых ТСО муниципального уровня с ТСО регионального уровня в рамках данного объекта закупки предусмотрено.
5.6. По завершению модернизации системы РАСЦО на территории муниципальных образований, указанных в пункте 3 настоящего описания объекта закупки, Подрядчик предоставляет Заказчику следующий комплект документов:
- оригиналы технической и эксплуатационной документации, предусмотренной производителем, на русском языке, на каждый экземпляр оборудования (руководства по эксплуатации, паспорта, гарантийные талоны, сервисные книжки и т.п.);
- копии сертификатов и иных разрешительных документов;
- акт выполненных работ с указанием всего установленного оборудования на Объекте;
- комплект проектов организационно-распорядительной документации в области защиты информации.
6. Требования к организации каналов связи.
6.1. Организация информационного взаимодействия АРМ, устанавливаемого в ЕДДС муниципальных образований, с устройствами запуска, управления и мониторинга средств оповещения, оконечными средствами оповещения должно осуществляться с использованием проводных или беспроводных технологий передачи данных.
6.2. Проектом предусматривается подключение устройств запуска, управления и мониторинга оконечных устройств оповещения с использованием технологии цифровой УКВ-радиосвязи стандарта DMR (ETSI). Указанный способ указан как приоритетный. Вместе с тем, в целях недопущения ограничения конкуренции, расширения круга потенциальных участников, обеспечения исполнения положений Закона о контрактной системе допускается подключение оконечных устройств оповещения с использованием иных беспроводных или проводных технологий передачи данных. В случае использования иных способов передачи данных может использоваться необходимое оборудование.
6.3. Организация каналов связи АРМ с устройствами запуска, управления и мониторинга, оконечными устройствами оповещения находится в зоне ответственности Исполнителя. Расходы за обеспечение функционирования необходимых каналов связи в течение гарантийного срока на оборудование, строительно-монтажные работы несет Исполнитель. Расходы за содержание каналов связи после истечения гарантийного срока несет Заказчик в рамках отдельного государственного контракта.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Указанное в проекте оборудование является результатом разработки проектных решений. В соответствии с п.5.2. "Описания объекта закупки" в аукционной документации предусмотрена возможность применения эквивалентного оборудования. В соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе параметрами эквивалентности фактически и юридически являются требования национального стандарта к средствам оповещения - что указано в п. 5.3 "ТСО должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 42.3.01-2021 "Гражданская оборона. Технические средства оповещения населения. Классификация. Общие технические требования". При использовании эквивалентного оборудования необходимые изменения отражаются в исполнительной документации. Требования в аукционной документации о необходимости перепроектирования - нет.
При проектировании любой системы указание конкретного проектируемого оборудования необходимо для целей определения технических решений, соответствующих техническому заданию, и формированию конкретного расчета (калькуляции, сметы) затрат на последующее ее создание.
В аукционной документации отсутствует требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт. Также предметом закупки не является поставка товара.
Объектом закупки является "Выполнение работ по модернизации региональной автоматизированной системы централизованного оповещения населения в муниципальных образованиях Краснодарского края".
Согласно п. 1) ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с ч. 5 ст. 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
На основании п. 6) ч. 5 ст. 63 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются: требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В ч. 6 ст. 66 Закона о контрактной системе установлено, что требовать от участника электронного аукциона предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи документов и информации, не допускается.
В Извещении электронного аукциона установлены требования к участникам:
Требования к участникам |
1 Единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ 1.Требования в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ к лицам, осуществляющим поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектом закупки, и перечень предоставляемых документов (или копий таких документов): в соответствии с приложением 5 к извещению. 2. Установлены единые требования к участникам электронного аукциона в соответствии с пунктами 3-5, 7-11 части 1 статьи 31 44-ФЗ ( п. 8 части 1 статьи 31 44-ФЗ требование об обладании участником закупки исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности установлено, только если в связи с исполнением контракта заказчик приобретает права на такие результаты, за исключением случаев заключения контрактов на создание произведений литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма). 2 Требования к участникам закупок в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Установлено |
Ограничения |
Не установлены |
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по технической защите конфиденциальной информации является лицензируемой.
Лицензирование деятельности по технической защите конфиденциальной информации регулируется постановлением Правительства РФ от 03.02.2012 N 79 "О лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации".
В соответствии с пп. "е" п. 4 данного постановления Правительства РФ при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензированию подлежат, в том числе:
- услуги по установке, монтажу, наладке, испытаниям, ремонту средств защиты информации (технических средств защиты информации, защищенных технических средств обработки информации, технических средств контроля эффективности мер защиты информации, программных (программно-технических) средств защиты информации, защищенных программных (программно-технических) средств обработки информации, программных (программно-технических) средств контроля эффективности защиты информации).
В соответствии с указанными требованиями в документации о закупке правомерно установлено требование о наличие действующей лицензии ФСТЭК России на осуществление деятельности по технической защите конфиденциальной информации.
Заявитель утверждает, что выполнить работы по модернизации РАСЦО в установленные Заказчиком сроки не представляется возможным, т.к. производителей данного оборудования в РФ не много и выпустить в кратчайшие сроки оборудование в количестве 93 единиц крайне сложно, если только не участник не был извещен заранее.
Представители уполномоченного учреждения, Заказчика с указанным доводом не согласились, из пояснений следует, что решение об участии в аукционе принимает участник самостоятельно, с учётом достаточности технической базы, количества сотрудников, иными словами, с учётом наличия производственных мощностей достаточных для выполнения договорных обязательств.
В действующем законодательстве не содержится положений, устанавливающих минимальный либо максимальный срок выполнения работ, являющихся предметом закупки.
Участник самостоятельно организует процесс выполнения контрактных обязательств. При этом, п. 3.7 проекта контракта исполнителю предоставлено право привлекать к производству работ субподрядчиков.
Оборудование, предлагаемое к монтажу, выпускается серийно. Наличие готового оборудования возможно уточнить у производителя. Доставка до муниципальных образований Краснодарского края, организация мест временного хранения и монтаж оборудования непосредственно является частью работ по модернизации систем оповещения.
Таким образом, требование к срокам выполнения работ, установленное в документации об аукционе, не является нарушением положений Закона о контрактной системе, а является потребностью заказчика и не создает преимущественных условий участия отдельным участникам закупки, поскольку относится ко всем участникам закупки без исключения.
Довод заявителя об отсутствии в аукционной документации шифра проектного решения, в которое вносятся изменения не соответствует действительности. Из пояснений Заказчика следует, что шифр - 45-01-РАСЦО указан, например, в подразделе 7 "Технологические решения" проектной документации, являющейся частью аукционной документации.
Заказчик не согласен с доводом Заявителя о том, что Заказчиком неправомерно объединены в аукционной документации монтажные и проектные работы, как технологически не связанные.
Проектные работы - вид деятельности, направленный на создание зданий, инженерных сооружений (мостов, дорог, аэродромов), а также сопутствующих им объектов (инженерных сетей, малых архитектурных форм и т. д.), реализуемый инженерами на бумаге или в электронном виде для определения архитектурных, технических и экономических показателей объекта проектирования.
Согласно разделу 2 "Описание объекта закупки" по завершению модернизации системы РАСЦО подрядчик предоставляет заказчику комплект проектов организационно-распорядительной документации в области защиты информации.
В соответствии с п. 6 Требований к системам оповещения населения, в том числе к комплексной системе экстренного оповещения населения, утвержденных Приказом МЧС России и Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2020 N 578/365 "Об утверждении Положения о системах оповещения населения" (далее - Приказ N 578/365) в региональных системах оповещения должны выполняться требования о защите информации, не составляющей государственную тайну, как к информации содержащейся в государственных информационных системах, утвержденные приказом ФСТЭК России от 11.02.2013 N 17 "Об утверждении Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах" (далее - Приказ N 17).
Согласно п. 16 Требований о защиту информации, содержащейся региональных системах оповещения, организует обладатель информации (заказчик).
Внедрение системы защиты информации информационной системы осуществляется в соответствии с проектной и эксплуатационной документацией на систему защиты информации информационной системы и, в том числе, включает:
установку и настройку средств защиты информации в информационной системе;
разработку документов, определяющих правила и процедуры, реализуемые оператором для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе ее эксплуатации (далее - организационно-распорядительные документы по защите информации);
внедрение организационных мер защиты информации;
предварительные испытания системы защиты информации информационной системы;
опытную эксплуатацию системы защиты информации информационной системы;
анализ уязвимостей информационной системы и принятие мер защиты информации по их устранению;
приемочные испытания системы защиты информации информационной системы.
В соответствии с указанными требованиями в описании объекта закупки установлено требование к системе информационной безопасности: она должна обеспечивать выполнение Требований о защите информации, не составляющей государственную тайну, содержащейся в государственных информационных системах, утвержденных Приказом N 17 по 2 классу защищенности.
Проектной документацией в целях обеспечения защиты информации предусмотрено использование средств защиты каналов связи, а также сегментов сети передачи данных, в том числе с алгоритмом шифрования. Кроме того, комплекс программно-аппаратных средств оповещения обеспечивает защиту от несанкционированного доступа путем установки на пульт управления системы паролей.
В соответствии с Приказом N 17 на этапе внедрения системы защиты информации в информационную систему разрабатываются организационно-распорядительные документы по защите информации.
К ним относятся документы, определяющих правила и процедуры, реализуемые пользователем для обеспечения защиты информации в информационной системе в ходе её эксплуатации: приказ об утверждении перечня лиц, допущенных к обработке информации ограниченного доступа, не содержащей сведения, составляющие государственную тайну, обрабатываемой в организации, приказ о назначении ответственного за защиту информации, правила обращения с машинными носителями информации, инструкция по антивирусной защите и т.д.
Разработка подрядчиком организационно-распорядительных документов по защите информации основывается на характеристиках и правилах эксплуатации оборудования, которое будет установлено в результате модернизации системы РАСЦО и иметь её в своем распоряжении в качестве приложения к проектной документации заказчик не может.
Разработка данных документов не относится к проектным работам, а является частью работ по введению РАСЦО в эксплуатацию.
Довод заявителя о том, что РАСЦО не является государственной системой оповещения необоснован.
Система оповещения представляет собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций - РСЧС и населения.
Системы оповещения создаются:
на федеральном уровне - федеральная система оповещения (на территории Российской Федерации);
на межрегиональном уровне - межрегиональная система оповещения (на территории федерального округа);
на региональном уровне - региональная система оповещения (на территории субъекта Российской Федерации);
на муниципальном уровне - местная система оповещения (на территории муниципального образования).
Все перечисленные системы оповещения создаются государственными органами и являются частями единой государственной системы - РСЧС.
Таким образом, требование о разработке комплекта проектов организационно-распорядительной документации в области защиты информации установлено правомерно.
Требование о разработке проекта и тома "Информационная безопасность" - отсутствует в составе проектной документации, следовательно, и довод о том, что указанный том должен быть представлен неправомерно.
Проектная документация, входящая в состав аукционной документации, является ее неотъемлемой частью и, в соответствии с описанием объекта закупки четко определяет: конкретный перечень мест установки оборудования по каждому муниципальному образованию; проектные решения, в соответствии с которыми должны быть выполнены работы по модернизации РАСЦО. Требования к порядку приемки-сдачи работ, включая перечень предоставляемых документов - четко определен в аукционной документации.
Разграничение зон ответственности заказчика и потенциального подрядчика при пересогласовании точек установки оборудования в случае изменения адреса не требуется. Согласно пояснению, предоставленному Заказчиком, при возникновении ситуации, когда требуется перенос адреса установки устройства, выбор и согласование нового места размещения осуществляется Заказчиком совместно с представителем администрации муниципального образования. Данные изменения вносятся в исполнительную документацию по завершению работ. В соответствии с описанием объекта закупки п. 7.2. Система защиты информации должна обеспечивать целостность информации при передаче по техническим каналам связи с применением сертифицированных средств криптографической защиты информации.
В соответствии с проектом контракта "Подрядчик обязуется предоставлять по требованию Заказчика полную и точную информацию о работах, а также о ходе исполнения своих обязательств по настоящему контракту, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта".
При разработке проектной документации в 2018 линейка криптомаршрутизаторов Eltex включая в себя модель ESR-100 FSTEC, который выпускался в 2х модификациях - просто как межсетевой экран и как криптомаршрутизатор (без отдельных номенклатурных наименований). В 2020 году в целях включения версии в виде криптомаршрутизатора в ТОРП (единый реестр российской радиоэлектронной продукции) производитель ввел отдельную номенклатурную позицию - ESR-100-ST. Визуально и функционально ESR-100 FSTEC и ESR-100-ST не отличаются (https://elte.x-co.ru/catalog/servisnve kriptomarslmitizatory/krip tomarshrutizator esr-100-st/, https://eltex-co.ru/catalog/fiicwalls/esr- 100 fstec/?sphrase id=341665, за исключением шифрования по ГОСТ у модели ESR-100-ST- что и делает его криптомаршрутизатором. Устанавливая требование о применении средств криптозащиты заказчик однозначно указал на необходимость использования именно версии согласно проекта, но с криптомаршрутизацией.
У производителя возможно приобрести по специальному запросу и ESR-100-ST (непосредственно криптомаршрутизатор) и ESR-100 FSTEC в версии с криптомаршрутизацией (под реализацию проектов, в которых была указана именно такая модель). В данной закупке при поставке допускаются оба варианта модели. В случае если будет выполнена поставка модели ESR-100-ST, то исполнителю будет необходимо отразить это в исполнительной документации.
Наличие указанной в требованиях аукционной документации лицензии ФСБ России (на осуществление деятельности по разработке, производству, распространению шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнению работ, оказанию услуг в области шифрования информации, техническому обслуживанию шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), включающей следующие виды работ и услуг в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 апреля 2012 г. N 313: монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств, за исключением шифровальных(криптографических) средств защиты фискальных данных, разработанных для применения в составе контрольно-кассовой техники, сертифицированных Федеральной службой безопасности Российской Федерации (Основание: п. 12 Перечня) либо монтаж, установка (инсталляция), наладка шифровальных (криптографических) средств (Основание: п. 12 Перечня в редакции, действующей на момент выдачи лицензии)) - обосновано.
Аукционная документация, размещенная в Единой информационной систем по формату и содержанию соответствует Закону о контрактной системе.
На участие в аукционе поступило две заявки, которые, по результатам рассмотрения первых частей, допущены к участию в закупке.
Комиссия, руководствуясь ч.1, ч.4 ст.105 и на основании ч.15 ст.99, ч.8 ст.106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Альтернативные решения" необоснованной.
2. Отменить приостановление определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000821005891).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 октября 2021 г. N 1522/2021-КС (ключевые темы: защита информации - системы оповещения - аукционная документация - товарный знак - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2021