Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Кет" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Управления образования Администрации Одинцовского городского округа Московской области (далее - Заказчик), Муниципального казенного учреждения "Центр муниципальных закупок" Одинцовского городского округа Московской области" при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) открытого конкурса в электронной форме на закупку в 2021 году на приобретение мебели для нужд детского сада, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 96 (Лот 2) (извещение N 0848300045421000652 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт)) (далее - Конкурс) и в результате осуществления внеплановой проверки в части доводов жалобы Заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Уполномоченным учреждением, Оператором электронной площадки Конкурса.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, утвердившего положения Конкурсной документации в противоречие нормам Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) начальная (максимальная) цена контракта - 4 056 347,02 руб.;
2) дата окончания подачи заявок - 21.10.2021.
1. Согласно доводам жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены требования к техническим характеристикам товаров, а также положения Инструкции по заполнению заявки на участие в Конкурсе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
1) Заказчиком в Форме 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлены требования к характеристикам товаров, в том числе:
- для товара "Банкетка" по показателю "Декоративные швы" установлено значение "[наличие]";
- для товара "Кухонный гарнитур тип 1" по показателю "Материал кромки" установлено значение "[ПВХ]";
- для товара "Игровые модули тип 1" по показателю "Материал внешнего чехла модулей" установлено значение "[мебельный хлопок]";
- для товара "Тумба металлическая тип 1" по показателю "Установка" установлено значение "[напольная]";
- для товара "Тумба металлическая тип 1" по показателю "Борт" установлено значение "наличие или отсутсвует"; по показателю "Комплектация" установлено значение "4 сифона, не менее 4 пробки, 1 или 2 корзины";
В инструкции по заполнению формы 2 требований Заказчика к характеристикам объекта закупки установлено:
"В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться.
В случае если значения или диапазоны значений показателя указаны с использованием символа "точка с запятой", союза "или", участнику закупки необходимо предоставить одно из указанных значений или диапазонов значений, указанных через данный символ".
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению вышеуказанных требований для товаров не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
2) Заказчиком в Форме 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлены требования к характеристикам товаров, в том числе:
- для товара "Кухонный гарнитур тип 1" по показателю "Материал задней стенки модулей" установлено значение "ЛДСП; ХДФ"; по показателю "Толщина МДФ" установлено значение "не менее 18"; по показателю "Толщина ХДФ" установлено значение "от 3".
В инструкции по заполнению формы 2 требований Заказчика к характеристикам объекта закупки установлено:
"В случае отсутствия в нормативной документации значений по требуемым показателям каких-либо из закупаемых товаров или применяемых товаров при выполнении работ, оказании услуг, то по данным показателям в графе "Значение, предлагаемое участником", допускается предоставлять конкретные значения либо ставить прочерк "-", либо указывать "не нормируется", либо указать "отсутствует".".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что с учётом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Следовательно, доводы жалобы Заявителя являются обоснованными.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
3) В Форме 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как: "Долговечность изделия не менее 6000 циклов нагружения".
Комиссия приходит к выводу, что требования к содержанию заявки, инструкция, содержащаяся в Конкурсной документации, устанавливают требования к описанию участниками закупки в составе своих заявок на участие в Конкурсе помимо конкретных показателей товаров, не предусмотренные частью 6 статьи 66 Закона о контрактной системе конкретные показатели компонентного состава, сведения о химическом составе таких товаров, а также необходимо предоставить сведения о результатах испытаний таких товаров. Указанные требования приводят к ограничению количества участников закупки, поскольку Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки при заполнении заявки иметь в наличии товар для представления подробных сведений о компонентном составе, результате испытаний, а также результатов использования таких товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4) В Форме 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлены требования к техническим характеристикам товаров, например, такие показатели как: "Максимальная нагрузка на модуль до 80 кг", "Максимальная нагрузка до 30 кг".
Комиссия приходит к выводу о том, что действия Заказчика по установлению вышеуказанных требований для товаров не ограничивают количество участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Таким образом, довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
5) Заказчиком в Форме 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлены требования к характеристикам товаров, в том числе:
- для товара "Стеллаж металлический тип 3" по показателю "Тип полок" установлено значение "решетчатая для > 32 тарелок - не менее 4 шт, полка перфорированная для не менее 50 стаканов - 1 шт".
При этом, в инструкции по заполнению заявки отсутствует правило представления значений с одновременным указанием символов "-", ">", "запятая", слов "не менее", что не позволяет участникам закупки заполнить заявку на участие в Конкурсе надлежащим образом.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что с учётом положений инструкции по заполнению заявки установление требований к характеристикам товаров подобным образом вводит участников закупки в заблуждение и противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Аналогичным образом, Заказчиком допущены нарушения при установлении ненадлежащим образом иных характеристик товаров.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
6) В инструкции по заполнению формы 2 требований Заказчика к характеристикам объекта закупки установлено:
"Участник указывает наименование страны происхождения независимо от установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ".
При этом, Заказчиком выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика по установлению вышеуказанных положений инструкции подобным образом вводят участников закупки в заблуждение и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Таким образом, действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
2. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации ненадлежащим образом установлены сроки поставки товара.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом о контрактной системе извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.
Согласно Техническому заданию Конкурсной документации срок поставки товара установлен с даты заключения Контракта в течение 5 (пяти) календарных дней.
В Приложении N 2 к проекту контракта установлено, в том числе следующее:
"Срок начала исполнения обязательства, не позднее: 0 раб. дн. от даты заключения контракта;
Срок окончания исполнения обязательства, не позднее: 5 дн. от даты заключения контракта".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления срока поставки товара не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Вместе с тем представителем Заявителя на заседании Комиссии не представлено доказательств, подтверждающих обоснованность довода жалобы, в связи с чем довод жалобы Заявителя не нашел своего подтверждения.
3. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Форме 2 к техническому заданию Конкурсной документации установлены характеристики товаров не в соответствии с Каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 Постановления Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил с указанной в ней даты начала обязательного применения.
Согласно пункту 5 Правил использования каталога Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 Правил в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога)
Согласно извещению о проведении Конкурса объектом закупки является закупка в 2021 году на приобретение мебели для нужд детского сада, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 96 (Лот 2).
Конкурсной документацией установлены требования, в том числе к техническим характеристикам товаров "Банкетка", "Шкаф металлический тип 3", "Шкаф металлический тип 5" и другие, которые предусмотрены позициями КТРУ.
По мнению Заявителя, товару "Вешало тип 3" соответствует позиция КТРУ 31.09.11.120-00000005; товарам "Шкаф металлический тип 1", "Шкаф металлический тип 3", "Шкаф металлический тип 5" соответствует позиция КТРУ 31.01.11.121-00000004; товару "Полка металлическая тип 1" соответствует позиция КТРУ 31.09.11.130-00000002.
Вместе с тем, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком в Конкурсной документации установлены требования к характеристикам товара, не предусмотренные соответствующими позициями КТРУ, а также не размещено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик, что противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является обоснованным.
Комиссия приходит к выводу о нарушении Заказчиком пункта 1 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
4. Согласно доводу жалобы Заявителя, Заказчиком в Конкурсной документации неправомерно не установлены требования к техническим характеристикам товаров.
Заказчиком в Техническом задании Конкурсной документации установлена Спецификация поставляемого товара, а именно:
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Банкетка |
шт. |
20 |
2 |
Кухонный гарнитур тип 1 |
шт. |
1 |
3 |
Игровые модули тип 1 |
компл. |
2 |
4 |
Тумба металлическая тип 1 |
шт. |
1 |
5 |
Ларь тип 1 |
шт. |
1 |
6 |
Шкаф металлический тип 1 |
шт. |
7 |
7 |
Кухонный гарнитур тип 2 |
шт. |
1 |
8 |
Вешало тип 3 |
шт. |
2 |
9 |
Полка металлическая тип 1 |
шт. |
1 |
10 |
Кухонный гарнитур тип 3 |
шт. |
1 |
11 |
Игровые модули тип 2 |
компл. |
3 |
12 |
Стеллаж металлический тип 2 |
шт. |
2 |
13 |
Ларь тип 2 |
шт. |
1 |
14 |
Полка металлическая тип 2 |
шт. |
2 |
15 |
Кухонный гарнитур тип 4 |
шт. |
1 |
16 |
Стол металлический тип 3 |
шт. |
4 |
17 |
Кушетка с матрасом тип 1 |
шт. |
20 |
18 |
Шкаф металлический тип 3 |
шт. |
7 |
19 |
Полка металлическая тип 3 |
шт. |
1 |
20 |
Кушетка с матрасом тип 2 |
шт. |
122 |
21 |
Стол металлический тип 4 |
шт. |
4 |
22 |
Стол-передвижной металлический тип 1 |
шт. |
1 |
23 |
Стеллаж металлический тип 3 |
шт. |
1 |
24 |
Стеллаж металлический тип 4 |
шт. |
2 |
25 |
Стол металлический тип 5 |
шт. |
1 |
26 |
Стол-передвижной металлический тип 2 |
шт. |
1 |
27 |
Шкаф металлический тип 5 |
шт. |
1 |
28 |
Тумба металлическая тип 2 |
шт. |
3 |
29 |
Кухонный гарнитур тип 5 |
шт. |
1 |
30 |
Тумба металлическая тип 3 |
шт. |
5 |
31 |
Шкаф металлический тип 6 |
шт. |
1 |
32 |
Стол-передвижной металлический тип 3 |
шт. |
1 |
33 |
Тумба металлическая тип 4 |
шт. |
2 |
34 |
Шкаф металлический тип 8 |
шт. |
1 |
35 |
Банкетка тип 2 |
шт. |
3 |
36 |
Полка металлическая тип 4 |
шт. |
2 |
37 |
Шкаф металлический тип 9 |
шт. |
1 |
По мнению Заявителя, Заказчиком установлены требования к "Банкетка тип 2", "Вешало тип 3", "Стеллаж металлический тип 2", "Стол металлический тип 3", "Шкаф металлический тип 9", но при этом нет требований к "Банкетка тип 1", "Вешало тип 2", "Стеллаж металлический тип 1", "Стол металлический тип 1", "Шкаф металлический тип 2", "Шкаф металлический тип 4", "Шкаф металлический тип 7", что вводит участников закупки в заблуждение.
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не ограничивают участников закупки и не противоречат положениям Закона о контрактной системе.
Следовательно, довод жалобы Заявителя является необоснованным.
5. Согласно пункту 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе Конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии: 1) цена контракта; 2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ; 3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки; 4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1085 "Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила).
При этом, согласно пункту 3 Правил "оценка" - процесс выявления в соответствии с условиями определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по критериям оценки и в порядке, установленном в документации о закупке в соответствии с требованиями настоящих Правил, лучших условий исполнения контракта, указанных в заявках (предложениях) участников закупки, которые не были отклонены.
Пунктом 27 Правил установлено, что Показателями нестоимостного критерия оценки "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" могут быть следующие показатели:
а) квалификация трудовых ресурсов (руководителей и ключевых специалистов), предлагаемых для выполнения работ, оказания услуг;
б) опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема;
в) обеспеченность участника закупки материально-техническими ресурсами в части наличия у участника закупки собственных или арендованных производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работ, оказания услуг;
г) обеспеченность участника закупки трудовыми ресурсами;
д) деловая репутация участника закупки.
В Критериях оценки заявок по показателю "Опыт участника по успешной поставке товара, выполнению работ, оказанию услуг сопоставимого характера и объема" Заказчиком установлено в том числе следующее:
"Под аналогичными товарами понимаются поставка мебели для образовательных и дошкольных учреждений.
Под успешным выполнением работ понимается исполнение участником закупки контракта/договора в полном объеме в соответствии с условиями, установленными в контракте/договоре, выполненные в срок".
Согласно сведениям, размещенным на Официальном сайте объектом закупки является "Закупка в 2021 году на приобретение мебели для нужд детского сада, расположенного по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, Можайское шоссе, д. 96 (Лот 2)".
Комиссия приходит к выводу, что установленное Заказчиком требование о предоставлении к оценки контрактов (договоров) на поставку мебели для образовательных и дошкольных учреждений, исключает возможность предоставления контрактов (договоров) на поставку мебели для иных учреждений, что ограничивает количество участников закупки и противоречит положениям Закона о контрактной системе.
При этом, Комиссия приходит к выводу, что требование о выполненных в срок работах не позволяет участникам закупки получить максимальное количество баллов, поскольку нарушение сроков в рамках исполнения контракта (договора), представленного участником к оценке, не является надлежащим подтверждением отсутствия у участника закупки соответствующего опыта.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают пункт 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Кет" частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика, Уполномоченного учреждения нарушения пунктов 1, 8 части 1 статьи 54.3 Закона о контрактной системе.
3. Заказчику, Уполномоченному учреждению, Конкурсной комиссии, Оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений Закона о контрактной системе не выдавать, так как выдано ранее по делу от 22.10.2021 N 50/06/41474эп/21.
4. Передать материалы дела от 27.10.2021 N 50/06/42138эп/21 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 27 октября 2021 г. N 50/06/42138эп/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 01.11.2021