На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила), в соответствии с приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия), рассмотрев посредством видео-конференц-связи обращение ООО "Ред Софт Центр" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях ФКУ ЦБИТ МЧС России (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, ООО "ЭТП ГПБ" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку операционных систем (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0348100046521000124) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилам, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21,
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступило обращение Заявителя, содержащее информацию о признаках нарушения Закона о контрактной системе в действиях Заказчика при проведении Заказчиком, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, установившего в документации об Аукционе требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующие о соответствии совокупности требований технического задания документации об Аукционе характеристикам операционной системы единственного производителя
ООО "РусБИТех-Астра".
В ходе проведения внеплановой проверки 25.10.2021 Комиссией в целях полного и всестороннего изучения материалов в заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 29.10.2021.
Представители Заказчика на заседании Комиссии не согласились с доводом обращения Заявителя и сообщили, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с Законом о контрактной системе.
В результате осуществления в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки, документацией о закупке, протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) извещение о проведении Аукциона размещено в ЕИС - 27.09.2021;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 26 985 600 рублей;
4) источник финансирования - федеральный бюджет,КБК - 1770310234D620100242;
5) дата окончания подачи заявок на участие в Аукционе - 06.10.2021;
6) на основании части 16 статьи 66 Закона о контрактной системе Аукцион признан несостоявшимся, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в Аукционе подана одна заявка;
7) по результатам рассмотрения единственной заявки участник закупки признан соответствующим требованиям документации об Аукционе и Закона о контрактной системе;
8) Заказчиком с ИП Федосеева Ю.Н. (далее - Победитель) заключен государственный контракт от 26.10.2021 N 199 (реестровый номер ЕИС 1504702469421000275) на сумму 26 973 000 рублей.
Согласно доводу Заявителя, Заказчиком в документации об Аукционе установлены требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующие о соответствии совокупности требований технического задания документации об Аукционе характеристикам операционной системы единственного производителя
ООО "РусБИТех-Астра".
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об Аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе,не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара,к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
На заседании Комиссии установлено, что объектом закупки являются операционные системы.
Техническим заданием установлены требования к поставляемым операционным системам.
В соответствии с пунктами 2.11, 2.12 технического задания документации об Аукционе "операционная система должна включать в состав графические средства контроля целостности: контроль целостности дистрибутива; контроль объектов файловой системы; контроль цифровой подписи исполняемых файлов, обеспечивающий проверку их неизменности и подлинности", "операционная система должна обеспечивать (с использованием графических средств настройки) управление запуском и обращениями компонентов программного обеспечения с применением цифровой подписи исполняемых файлов в одном из трёх режимов: запрет запуска исполняемых файлов без цифровой подписи или с неверной цифровой подписью; запуск исполняемых файлов без цифровой подписи или с неверной цифровой подписью с выдачей сообщения об ошибке проверки подписи (отладочный режим); отключение проверки цифровой подписи при запуске исполняемых файлов".
При этом на заседании Комиссии представители Заявителя пояснили, что указанные технические (функциональные) характеристики операционной системы реализованы исключительно в операционной системе ГК Astra Linux производства ООО "РусБИТех-Астра".
В свою очередь, представители Заказчика на заседании Комиссии сообщили, что указанным в техническом задании характеристикам соответствует операционная система трех производителей, а именно
ОС Альт 8 СП, ОС ОН "СТРЕЛЕЦ", ОС Astra Linux Special Edition.
Вместе с тем представители Заявителя на заседании Комиссии пояснили, что реализация вышеуказанных технических (функциональных) характеристик закупаемой Заказчиком операционной системы в ОС Альт 8 СП, ОС ОН "СТРЕЛЕЦ" реализуются консольными средствами.
При этом возможность реализации технических (функциональных) характеристик закупаемой Заказчиком операционной системы посредством графических средств настройки в ОС Альт 8 СП, ОС ОН "СТРЕЛЕЦ" не предусмотрена.
Вместе с тем представителями Заказчика на заседании Комиссии не представлено сведений и материалов однозначным образом свидетельствующих об обратном.
Кроме того, на заседании Комиссии представители Заказчика представили три коммерческих предложения, из которых следует,что установленным в документации об Аукционе техническим характеристикам соответствует операционная система "Astra Linux Special Edition" РУСБ.10015-01 версии 1.6 (ФСТЭК), для рабочей станции,с включенной технической поддержкой тип "Стандарт" на 12 мес", однако коммерческих предложений о поставке в рамках исполнения контракта продукции иных производителей на заседании Комиссии не представлено.
При этом на заседании Комиссии представители Заказчика пояснили, что контракт с Победителем заключен на поставку "операционной системы специального назначения "Astra Linux Special Edition" РУСБ.10015-01 версии 1.6 (ФСТЭК), для рабочей станции, с включенной технической поддержкой тип "Стандарт" на 12 мес".
Таким образом, на заседании Комиссии представителями Заказчика не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к выводу об обоснованности установления в документации об Аукционе вышеуказанных требований к операционной системе, а также что совокупности указанных требований к характеристикам операционной системы соответствуют операционные системы двух и более производителей.
Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, установившего требования к характеристикам товара, подлежащего поставке в рамках исполнения контракта, свидетельствующие о соответствии совокупности требований технического задания документации об Аукционе характеристикам операционной системы единственного производителя
ООО "РусБИТех-Астра", нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилам, приказом ФАС России от 23.06.2021 N 629/21, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленного нарушения Закона о контрактной системе не выдавать.
3. Передать материалы от 29.10.2021 по делу N П-159/21 соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа и государственного оборонного заказа ФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 29 октября 2021 г. N П-159/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2021