Комиссия Федеральной антимонопольной службы по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) рассмотрев посредством видео-конференц-связи жалобу ООО "Медикал сервис" (далее - Заявитель) на действия Министерства культуры Российской Федерации (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком, аукционной комиссией Министерства культуры Российской Федерации (далее - Аукционная комиссия), ЭТП Газпромбанк (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на приобретение (поставку) мебели для нужд Министерства культуры Российской Федерации (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0173100007721000170) (далее - Аукцион), и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Федеральную антимонопольную службу поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Заказчиком, Аукционной комиссией, Оператором электронной площадки Аукциона.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены следующими действиями Заказчика:
1. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки;
2. Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Аукциона Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1. извещение об осуществлении закупки размещено в ЕИС - 22.09.2021;
2. начальная (максимальная) цена контракта - 3 720 630 рублей;
3. способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
4. источник финансирования - Федеральный бюджет Российской Федерации, КБК - 05408041140190019244;
5. дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 29.10.2021;
6. на участие в Аукционе подано 5 заявок от участников закупки, которые допущены до участия в Аукционе;
7. дата проведения Аукциона - 08.11.2021;
8. в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавали 2 участника закупки, которые признаны соответствующими требованиям документации об Аукционе и Закону о контрактной системе;
9. победителем Аукциона признано ООО "Юникс" с минимальным предложением о цене контракта в размере 3 664 820,55 рублей.
1. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки, поскольку техническое задание документации об Аукционе не содержит надлежащего обоснования необходимости установления дополнительных характеристик, не предусмотренных позициями каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 4 постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила использования каталога) заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил использования каталога, с указанной в ней даты начала обязательного применения.
В соответствии с пунктом 5 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги
в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Пунктом 6 Правил использования каталога установлено, что в случае предоставления иной и дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 Правил использования каталога, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с техническим заданием документации об Аукционе в рамках исполнения государственного контракта предусмотрена, например, поставка товара "Стол сотрудника глубокий", характеристики которого предусмотрены позицией КТРУ 31.01.10.000-00000004 "Стол письменный".
Согласно положениям технического задания документации об Аукционе по позиции товара "Стол сотрудника глубокий" установлены следующие характеристики товара, не предусмотренные позицией КТРУ: "Габаритные размеры (Ширина х Глубина х Высота): ?1380 мм и до 1430 мм, от 740 мм и <770 мм, высота ?750 мм и ?770 мм. Цвет - шамони светлый, Покрытие ДСП должно быть ламинированное. Покрытие должно быть устойчиво к горячему, механическим повреждениям и кратковременному воздействию агрессивных сред - спиртовых растворов. В нижней части боковых панелей должны быть регулируемые опоры в количестве ?4 шт. Опоры должны быть изготовлены из ПВХ для предотвращения повреждений напольного покрытия. Регулировка опор должна быть <11 мм.", а также указаны обоснования необходимости установления дополнительных характеристик: "Оптимальные размеры с учетом фактической площади помещения для сотрудников. Для поддержания общей цветовой гаммы учреждения в докомплект и в дополнение к уже имеющейся мебели Заказчика. Для обеспечения длительного срока использования. Позволяют размещать на неровной поверхности".
Согласно доводу Заявителя техническое задание документации об Аукционе не содержит надлежащего обоснования необходимости установления дополнительных характеристик, не предусмотренных позициями КТРУ, поскольку обоснования необходимости установления дополнительных характеристик указаны Заказчиком в табличной форме в отдельном столбце без графического соотнесения с конкретными показателями, в связи с чем из технического задания документации об Аукционе не следует однозначно, как обосновывается то или иное дополнительное требование.
Представители Заказчика на заседании Комиссии пояснили, что при описании объекта закупки и при обосновании дополнительных характеристик Заказчиком соблюдены требования Закона о контрактной системе и Правил использования каталога. При этом Правилами использования каталога не предусмотрены требования по форме указания обоснований дополнительных характеристик.
Вместе с тем Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
2. Согласно доводу Заявителя Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена инструкция по заполнению заявок на участие в Аукционе.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
На заседании Комиссии установлено, что в пункте 1 раздела IV документации об Аукционе содержится инструкция по заполнению первой части заявки на участие в Аукционе (далее - Инструкция).
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что Заказчиком в документации об Аукционе ненадлежащим образом установлена Инструкция, поскольку Инструкция не имеет однозначной трактовки, а также не содержит исчерпывающего толкования слов и символов, используемых в техническом задании документации об Аукционе.
Так, например, в техническом задании установлены следующие характеристики: по позиции товара "Стол сотрудника глубокий" - толщина материала столешницы - ? 24 и <30 мм"; по позиции товара "Тумба приставная" - толщина дна, боковых панелей, задней стенки и фасадов ящиков должна быть >17 мм и до 19 мм, по позиции товара "Шкаф для одежды" - кромка топа должна быть из ПВХ или АБС толщиной
?2 мм.
Согласно положениям Инструкции: "Перечисление показателей через союз "и" означает, что предложение участника закупки должно соответствовать всем перечисленным показателям (характеристикам). В случае, если характеристики указаны с использованием союза "или", символа "/" участнику закупки необходимо предоставить одну из указанных характеристик".
Представитель Заявителя на заседании Комиссии пояснил, что вышеуказанные требования Инструкции могут трактоваться двояко, так, например, по позициям товара "Стол сотрудника глубокий" - толщина материала столешницы - ? 24 и <30 мм" и по позиции товара "Тумба приставная" - толщина дна, боковых панелей, задней стенки и фасадов ящиков должна быть >17 мм и до 19 мм, допускается указать одно или несколько значений, в отношении разных показателей, разделенных союзом "и".
Также, по позиции товара "Шкаф для одежды" - кромка топа должна быть из ПВХ или АБС толщиной 2 мм, допускается указание "Кромка топа должна быть из ПВХ", либо "Кромка топа должна быть из АБС 2 мм".
Вместе с тем Комиссии не предоставляется возможным прийти к выводу, что Заказчиком составлена ненадлежащая Инструкция. Кроме того,на участие в Аукционе подано 5 заявок, которые допущены к участию в Аукционе. Комиссией также установлено, что участниками закупки в отношении указанных характеристик по позициям товара "Стол сотрудника глубокий" и "Тумба приставная" указано одно значение, а также по позиции товара "Шкаф для одежды" по характеристике кромка топа должна быть из ПВХ или АБС толщиной ?2 мм даны значения с указанием толщины материала.
Учитывая изложенное, Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что Инструкция содержит противоречивые требования и вводит участников в заблуждение.
Также положениями Инструкции установлено следующее: "Определение "не ниже" означает, что значение характеристики материала должно быть больше указанного значения и не включать в себя граничное значение".
По мнению Заявителя, указанное положение противоречит общеизвестным принципам русского языка, поскольку "не ниже" допускает крайнее значение.
При этом Заявителем на заседании Комиссии не представлено доказательств, документов и сведений, свидетельствующих о том, что Заказчиком установлена ненадлежащая Инструкция.
Кроме того, согласно доводу Заявителя в техническом задании документации об Аукционе установлены требования, которые противоречат друг другу, согласно требованиям Инструкции.
Согласно положениям Инструкции "знак ">" читается, как "более", знак "<" читается, как "менее". Знак "?" означает, что данные предъявляемые к значениям данного изделия или материала должны быть больше или равны указанному значению. Знак "?" означает, что данные предъявляемые к значениям данного изделия или материала должны быть меньше или равны указанному значению. Определение "до" означает, что значение характеристики материала должно быть меньше значения и не включать в себя граничное значение."
Так, например, по позиции товара "Шкаф для документов со стеклом" установлены технические характеристики: "Опоры должны быть регулируемые ?4 штук, выполнены из ПВХ. Размеры опор: ширина ?48 мм и ?51 мм, высота ?49 мм и до 52 мм, глубина >25 мм и ?30 мм".
По мнению Заявителя, указанные технические характеристики вводят участников в заблуждение, поскольку для высоты опор требуется указать конкретное значение согласно Инструкции, что не соответствует требованию о том, что опоры должны быть регулируемые.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что характеристика показателя "регулировка опор" обозначает предел изменения высоты и указывается в виде конкретной величины, соответственно, в заявке участникам закупки данную характеристику необходимо указать в виде конкретного показателя.
Кроме того, Комиссией установлено, что участниками закупки в отношении указанных характеристик товара по позиции "Шкаф для документов со стеклом" в заявках указаны технические характеристики показателей "регулировка опор" и "высота опор", в связи с чем Комиссии не представляется возможным прийти к выводу о том, что Инструкция вводит участников в заблуждение.
При этом Заявитель на заседании Комиссии не представил доказательств, документов и сведений, свидетельствующих об обратном.
Также, из жалобы Заявителя следует, что по позиции "Шкаф колонка со стеклом" установлены технические характеристики: "Каркас шкафа должен быть выполнен из шлифованного ДСП. (топ и дно из шлифованного ДСП. толщиной 21 мм и
24 мм; боковые панели, полки и дверь из шлифованного ДСП. толщиной
17 мм и до 19 мм) с ламинированным покрытием, устойчивым к горячему, механическим повреждениям и кратковременному воздействию агрессивных сред - спиртовых растворов".
Положениями Инструкции установлено следующее: "Все остальные слова и знаки, не оговоренные в настоящей инструкции, использованные при описании показателей товара, указываются в заявке в том же виде (неизменяемый показатель)".
По мнению Заявителя, указанные технические требования вводят участников закупки в заблуждение, поскольку Инструкцией не предусмотрен символ "круглые скобки", в связи с чем значение указанного показателя необходимо указать в заявке в неизменном виде, при этом Инструкция предусматривает символы "", "
", "до" и их трактовку, требующие конкретизации значений в заявках.
Вместе с тем Комиссией установлено, что участниками закупки в отношении указанных характеристик товара по позиции "Шкаф колонка со стеклом" указаны конкретные показатели в круглых скобках, в связи с чем Комиссии не предоставляется возможным прийти к выводу о том, что Инструкция вводит участников в заблуждение.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Медикал сервис" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 8 ноября 2021 г. N 28/06/105-1129/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2021