Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2021 года
Решение в полном объеме изготовлено 08 ноября 2021 года
Комиссия Оренбургского УФАС России по контролю в сфере осуществления закупок (далее по тексту - Комиссия Оренбургского УФАС России) в составе:
Председателя Комиссии:., Членов Комиссии:.;
Рассмотрение осуществлялось посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
ИП П Ф.Б.,
представителя ГБУЗ "Бузулукская больница скорой медицинской помощи" -. по доверенности;
представителя Уполномоченного органа ГКУ "Центр организации закупок" -. по доверенности,
рассмотрев жалобу ИП П. на действия ГБУЗ "Бузулукская больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа (катетер) (номер извещения N 0853500000321007970),
УСТАНОВИЛА:
27.10.2021 г. в Оренбургское УФАС России поступила жалоба ИП П. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Бузулукская больница скорой медицинской помощи" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа (катетер) (номер извещения N 0853500000321007970) (далее - аукцион).
В связи с поступившей жалобой, в порядке ч. 7 ст.106 Федерального закона РФ от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Заказчику, оператору электронной площадки выставлено требование о приостановлении осуществления закупки в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.
Представитель Заявителя доводы жалобы поддержал в полном объеме. Из доводов жалобы следует, что характеристики требуемых к поставке товаров, установленные Заказчиком в Техническом задании - соответствуют товару только одного производителя, что ограничивает круг потенциальных участников закупки.
Заказчиком представлены извещение о проведении электронного аукциона, документация об электронном аукционе, письменные пояснения по существу доводов жалобы. Представители Уполномоченного органа, Заказчика с доводами жалобы не согласились и считают, что аукционная документация составлена в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе. Кроме того, представитель Заказчика уточнил, что медицинскому учреждению требуется к поставке продукция, удовлетворяющая требуемым техническим характеристикам и показаниям к конкретной медицинской манипуляции и для конкретных пациентов в количестве 6 человек с учетом антропометрических и анатомических особенностей. Выбор катетеров с установленными Заказчиком характеристиками обусловлен исключительно медицинскими показаниями для замены и переустановки центральных венозных катетеров определенных длины, диаметра, материала изготовления аналогичные тем, которые были ранее имплантированы операционным путем данной группе пациентов в качестве сосудистого доступа для проведения заместительной почечной терапии. С учетом изложенного, просили признать жалобу ИП Павлова Ф.Б. необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Оренбургского УФАС России, проанализировав представленные документы, пришла к следующим выводам:
18.10.2021 г. на официальном сайте Российской Федерации (единая информационная система) для размещения информации о размещении закупок в сети Интернет www.zakupki.gov.ru и на электронной площадке было размещено извещение и документация об аукционе на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа (катетер) (номер извещения N 0853500000321007970).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 235 008,00 рублей.
Аукционная документация утверждена Заказчиком.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем) (часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена Законом о контрактной системе.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Из буквального толкования указанных положений Закона о контрактной системе следует, что документация об электронном аукционе должна обеспечивать адекватное и четкое восприятие существа (предмета) закупки, не может содержать противоречивой или непонятной информации и должна полностью информировать потенциальных участников закупки о требованиях к объекту закупки. Требования к объекту закупки, в том числе к описанию объекта закупки, должны быть ясными, четкими, непротиворечивыми, исключать возможность неоднозначного толкования и быть реально исполнимыми.
Неопределенность, противоречивость, неполнота либо неисполнимость положений документации об электронном аукционе создают препятствия для потенциальных участников аукциона на стадии допуска к участию в нем.
Из взаимосвязанных целей регулирования Закона о контрактной системе следует, что заказчики при описании объекта закупки должны таким образом сформулировать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы с одной стороны, обеспечить приобретение товара с необходимыми заказчику характеристиками, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Согласно техническому заданию документации об Аукционе Комиссией контрольного органа установлено, что к поставке требуются товары (расходные медицинские материалы) со следующими характеристиками:
Техническое задание
N п/п |
Наименование товара |
Характеристика товара |
Обоснование включения доп. информации |
Ед. изм. |
Кол-во |
1 |
Катетер для гемодиализа, имплантируемый |
Катетер долговременный с ретроградной техникой заведения. Общая длина 48 см. Имплантируемая длина 28 см. Состав: Катетер диаметром 15 Fr, с симметричным наконечником и переходным клапаном в сборе - 1 шт.; Ступица / задняя часть в сборе с цветной торцевой крышкой - 1 шт.; Оснастка соединитель-концентратор 1 шт.; Проходчик - 1 шт.; Дополнительный проходчик - 1 шт.; Шприц - 1 шт.; 4" x 4 " хлопчатобумажные марлевые губки - 4 шт.; 12 Fr (4,0 мм) расширитель - 1 шт; 14 FR (4,7 мм) расширитель - 1 шт.; 16 Fr (5,3 мм) клапанная выдвижная защитная оболочка / интродьюсер - 1 шт.; Островные повязки - 1шт.; Пинцет - 2 шт.; Закрывающие колпачки - 2 шт.; Интродьюсерная игла (1,2 мм) - 1 шт., Скальпель N11 - 1 шт.; Прямой направляющий проводник J (0,965 мм) - 1 шт. |
Описание объекта закупки отсутствует в КТРУ |
шт. |
6 |
Проанализировав представленные в материалы дела документы, Комиссия контрольного органа приходит к выводу о том, что установленные Заказчиком характеристики - в совокупности соответствуют техническим характеристикам товара "Комплекты катетеров для сосудистого доступа" производства ООО "Медтроник" (Регистрационное удостоверение от 12.08.2020 NРЗН 2019/9360 (с изм. и доп. от 12.12.2019 г.)).
При этом представителями Заказчика, Уполномоченного органа к назначенной дате заседания Комиссии контрольного органа не представлено документов и сведений, позволяющих Комиссии прийти к однозначному выводу о том, что совокупности характеристик, установленных Заказчиком в настоящей документации, соответствуют товары иных производителей. Кроме того, Комиссией из содержания аукционной документации Заказчика не установлено каких-либо уточнений, оговорок о том, что настоящая закупка проводится для конкретного количества пациентов с конкретными характеристиками требуемого к поставке расходного материала, что могло бы позволить потенциальным участникам закупки предварительно ознакомиться с требованиями Заказчика при подаче заявки на участие в настоящем аукционе.
Комиссией Оренбургского УФАС России из протокола рассмотрения единственной заявки на участие в электронном аукционе от 27.10.2021 N0853500000321007970-1 также установлено, что на участие в настоящей закупке была подана единственная заявка - ООО "ДЕЛО", технические характеристики товара, указанные участником в составе заявки - признаны аукционной комиссией соответствующими требованиям Заказчика. Представитель Заказчика на уточняющий вопрос Комиссии контрольного органа пояснил, что во второй части заявки участником представлено регистрационное удостоверение N РЗН 2019/9360 от 12.12.2019 г. на товар производства ООО "Медтроник".
С учетом изложенного, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, выраженные в установлении в содержании документации об аукционе N0853500000321007970 технических характеристик, соответствующих товару конкретного производителя, нарушают положения пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом, Комиссия Оренбургского УФАС России, решая вопрос о необходимости выдачи предписания об устранении выявленных нарушений в адрес Заказчика приходит к следующим выводам.
Представитель Заказчика в ходе заседания факт установления характеристик, соответствующих товару конкретного производителя не отрицал, при этом уточнив, что что медицинскому учреждению требуется к поставке продукция, удовлетворяющая требуемым техническим характеристикам и показаниям к конкретной медицинской манипуляции и для конкретных пациентов в количестве 6 человек с учетом антропометрических и анатомических особенностей. Выбор катетеров с установленными Заказчиком характеристиками обусловлен исключительно медицинскими показаниями для замены и переустановки центральных венозных катетеров определенных длины, диаметра, материала изготовления аналогичные тем, которые были ранее имплантированы операционным путем данной группе пациентов в качестве сосудистого доступа для проведения заместительной почечной терапии. Отклонение в параметрах длины повлияют на функциональную способность данного сосудистого доступа обеспечивать оптимальный поток крови во время проведения лечения и на ее качество, что может отразиться на состоянии здоровья пациентов с хронической болезнью 5 стадии. Заказчиком представлено в материалы дела служебное письмо (докладная), подписанная заведующим отделения диализа ГБУЗ "Бузулукская больница скорой медицинской помощи", свидетельствующее о том, что указанное отделение медицинского учреждения нуждается в расходных материалах (катетер для гемодиализа имплантируемый) с конкретными характеристиками, необходимыми для имплантации конкретным пациентам согласно списку. При этом, каких-либо уточнений, оговорок о закупке товара для конкретного количества пациентов с конкретными характеристиками в содержании документации об аукционе Заказчиком не устанавливались.
В силу пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) одним из основных принципов охраны здоровья является приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи.
Частью 2 статьи 98 Федерального закона N 323-ФЗ предусмотрена ответственность медицинских работников в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение прав в сфере охраны здоровья, причинение вреда жизни и (или) здоровью при оказании гражданам медицинской помощи.
При установлении конкретных требований к объекту закупки определяющим является достижение при лечении пациентов максимальное исключение любых нежелательных реакций и последствий в рамках оказания медицинской помощи.
Учитывая изложенное, Комиссия Оренбургского УФАС России полагает возможным
в указанной части предписание об устранении нарушений в адрес Заказчика не выдавать.
Комиссия также считает необходимым отметить, что доводы ИП Павлова Ф.Б. о возможном нарушении Заказчиком антимонопольного законодательства образуют самостоятельный предмет для рассмотрения в соответствии с порядком, предусмотренным Федеральным законом "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ, вследствие чего выходят за пределы рассмотрения жалобы о нарушении законодательства о контрактной системе в предусмотренном Законом порядке. В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 39 Закона о защите конкуренции Общество имеет право обратится в Оренбургское УФАС России с заявлением о нарушении антимонопольного законодательства.
При этом такое заявление должно содержать сведения, предусмотренные Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации, утвержденным приказом ФАС России от 25.05.2012 N 339, также к заявлению должны быть приложены документы, свидетельствующие о фактах нарушения антимонопольного законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь п. 2 ч. 22 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Оренбургского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП П. на действия ГБУЗ "Бузулукская больница скорой медицинской помощи" при проведении электронного аукциона на поставку расходных материалов для отделения гемодиализа (катетер) (номер извещения N 0853500000321007970) обоснованной.
2. Признать ГБУЗ "Бузулукская больница скорой медицинской помощи" нарушившим п.1 ч.1 ст. 64 Закона о контрактной системе.
3. Предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы дела должностному лицу Оренбургского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение 3-х месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии: |
|
Члены комиссии |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Оренбургской области от 8 ноября 2021 г. N 056/06/33-1174/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2021