Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия (далее - Мордовское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии:
-----------------
члены Комиссии:
-------------------;
в присутствии представителей:
Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" - -----------, действующей на основании доверенности б/н от 01.09.2021 года (со сроком действия один год),
Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" - --------------, действующего на основании доверенности б/н от 28.05.2021 года (со сроком действия один год),
Общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "----------" - ------------, действующей на основании доверенности N11-2021 от 29.10.2021 года (со сроком действия до 31.12.2021 года),
рассмотрев 08 ноября 2021 года в дистанционном режиме посредством видеоконференцсвязи жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "--------------" (далее - Заявитель) на действия Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства" (далее - Заказчик), Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" (далее - Уполномоченное учреждение, ГКУ РМ "Региональный центр организации закупок") при проведении электронного аукциона N 0809500000321002320 на закупку твердого противогололедного реагента (далее - Аукцион) и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Мордовское УФАС России 26 октября 2021 года поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика.
Уведомлением Мордовского УФАС России о назначении дела N 013/06/64-569/2021 о нарушении законодательства в сфере закупок от 27 октября 2021 года N 691 рассмотрение жалобы назначено на 08 ноября 2021 года в 16 часов 00 минут.
В адреса подателя жалобы, заказчика, уполномоченного учреждения, оператора электронной площадки было направлено уведомление о содержании жалобы с информацией о месте и времени ее рассмотрения.
Кроме того, уведомление от 27 октября 2021 года N 691 о назначении дела N 013/06/64-569/2021 к рассмотрению размещено в единой информационной системе в сфере закупок в сети интернет по адресу: http://zakupki.gov.ru и доступно для всеобщего ознакомления.
Изучив материалы дела, проанализировав содержание жалобы Заявителя, действия Заказчика, уполномоченного учреждения, исследовав имеющиеся в деле доказательства, Комиссия Мордовского УФАС России установила следующее.
Извещение и документация о проведении Аукциона размещены Уполномоченным учреждением по заявке Заказчика на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 08.10.2021 15:56 (МСК) (Изменения извещения о проведении электронного аукциона от 19.10.2021 NИИ2).
Начальная (максимальная) цена контракта: 20 322 037,32 рублей.
Дата и время окончания срока подачи заявок: 27.10.2021 09:00.
Дата окончания срока рассмотрения первых частей заявок участников: 28.10.2021
Дата проведения Аукциона: 29.10.2021.
Согласно Протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 27.10.2021 N0809500000321002320-1 по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе - 09:00 27.10.2021 г. не подано ни одной заявки, аукцион признан несостоявшимся.
Согласно части 1 статьи 105 Закон о контрактной системе любой участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в порядке, установленном настоящей главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе не соблюдены требования к описанию объекта закупки, выраженные в требовании в составе заявки указания конкретных значений показателей, при условии, что конкретные значения ряда показателей становятся известными после испытания определенной партии товара.
В соответствии с пунктами 1,2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги; требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчиком при описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено о необходимости использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно разделу 2 "Техническое задание" документации об Аукционе определены следующие технические характеристики:
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемое значение |
1 |
Применение |
В качестве противогололедного материала |
2 |
Внешний вид |
Гранулы |
3 |
Однородность |
Неоднородность не допускается |
4 |
Интенсивность запаха, балл |
Не более 1 |
5 |
Цвет |
Белый или серый или коричневый |
6 |
Массовая доля основных действующих веществ, % |
Не менее 85 |
7 |
Гранулометрический состав, массовая доля частиц размером: - фракция св. 10 мм, % -фракция 5 - 10 мм, % - фракция 1,0-5 мм, % - менее 1 мм, % |
Не допускается Не более 15 Не менее 75 Не более 10 |
8 |
Температура начала кристаллизации, °С |
Не выше -25 |
9 |
Массовая доля влаги, % |
Не более 2 |
10 |
Кристаллизационная влага, % |
Не более 10 |
11 |
Массовая доля нерастворимых в воде веществ, % |
не более 2 |
12 |
Показатель активности ионов водорода, ( рН) |
От 5 до 9 |
13 |
Плавящая способность, г/г |
не менее 5 |
14 |
Слеживаемость |
Слипание частиц не допускается |
15 |
Статистическая прочность гранул, МПа |
Не менее 3 |
16 |
Динамическая прочность гранул, % |
Не менее 80 |
17 |
Вязкость, сП |
Не более 4 |
18 |
Удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг |
Не более 370 |
19 |
Степень коррозионной активности, мг/см2 |
Не более 0,8 |
20 |
Степень агрессивности воздействия на цементобетон, г/см3 |
Не более 0,07 |
21 |
Степень воздействия на кожу обуви, балл |
Не более 10 |
22 |
Тара |
Прочный, прошитый или проклеенный мешок |
23 |
Упаковка (полипропиленовые пакеты с вкладышами МКР/0,8-1,0 тн. с клапанами в нижней части) обеспечивает сохранность, как самой продукции, так и ее качества в ходе транспортировки и хранения |
Наличие |
Пунктом 26.1. Информационной карты Аукциона установлено, что "первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать следующую информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара:
- наименование страны происхождения товара;
- конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в Разделе 2 "Техническое задание" документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе".
Согласно инструкции по заполнению заявки на участие в электронном аукционе первая часть заявки должна содержать сведения, предусмотренные пунктом 26.1. Информационной карты Аукционной документации; участником закупки указываются значения показателей, соответствующие значениям, установленным в Разделе 2 "Техническое задание" и в соответствии с инструкцией по заполнению первых частей заявок, указанной в Разделе 2 "Техническое задание" (пункт 26.3 Информационной карты Аукциона).
Из инструкции по заполнению первой части заявки на участие в электронном Аукционе, указанной в разделе 2 "Техническое задание", следует, что "Если в Техническом задании значение показателя параметра является минимальным "не менее", то участник закупки указывает в заявке один конкретный (точный) показатель, более указанного значения или равный ему, без слов "не менее". Если в Техническом задании значение показателя параметра является максимальным "не более", то участник закупки указывает в заявке один конкретный (точный) показатель, менее указанного значения или равный ему, без слов "не более". Если в Техническом задании указан параметр характеристики как "наличие", то участник должен продублировать информацию о наличии, данного параметра в любом виде. Если в техническом задании устанавливается показатель, наименование которого сопровождается словами "от......до...", то участник указывает один конкретный (точный) показатель в рамках указанного диапазона, который может включать крайние значения, без сопровождения слов "от__.. до". В случае, если значение параметра указано с использованием союза "или", то участник указывает одно из представленных значений, без союза "или". Если в техническом задании устанавливается показатель, наименование которого сопровождается словами "не выше" - участником предоставляется значение равное или менее указанного. Остальные показатели остаются без изменений".
Таким образом, по показателям со словами "не более", "не менее" участнику закупки необходимо указать конкретное значение показателя.
Письмом ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 установлено, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что при описании объекта закупки Заказчиком указаны значения показателей товара (твердый противогололедный реагент), которые становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, например, массовая доля основных действующих веществ, массовая доля влаги, массовая доля нерастворимых в воде веществ (перечень показателей не является исчерпывающим).
Таким образом, включение Заказчиком в Техническое задание требований к товарам, к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, не позволяет участникам закупки указать достоверные значения таких показателей на этапе подачи заявок. Указанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя признан обоснованным.
2. По мнению Заявителя, Заказчиком в нарушение положений Закона о контрактной системе неправомерно установлено требуемое значение показателя "Температура начала кристаллизации, °С".
Как отмечалось ранее, согласно пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок установлено о необходимости использования при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Пунктом 1.2 проекта контракта, который в соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе, являющегося неотъемлемой частью этой документации, установлено, что качество поставляемого Товара должно соответствовать "ГОСТ Р 58427-2020. Национальный стандарт Российской Федерации. Материалы противогололедные для применения на территории населенных пунктов. Общие технические условия" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 30.10.2020 N 1005-ст) (далее - ГОСТ Р 58427-2020) и данным указанным в Техническом задании.
В Техническом задании Аукционной документации по спорной характеристике установлено следующее требование.
N п/п |
Наименование показателей |
Требуемое значение |
8 |
Температура начала кристаллизации, °С |
Не выше -25 |
Пунктом 5.1.1 ГОСТ Р 58427-2020 установлено, что противогололедные материалы для применения в населенных пунктах должны соответствовать требованиям, приведенным в настоящем стандарте. Согласно ГОСТ Р 58427-2020 спорная характеристика имеет следующее значение.
Наименование показателей |
ПГРт * |
ПГРж |
ПГРдф <1> |
|
твердая фаза |
жидкая фаза |
|||
10 Кристаллизационная влага, %, не более |
10,0 |
- |
10,0 |
- |
* ПГРт - твердые противогололедные реагенты
Таким образом, указанная Заказчиком характеристика не соответствуют аналогичному показателю, указанному в ГОСТ Р 58427-2020.
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанные действия Заказчика не соответствуют пункту 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, нарушают пункт 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод Заявителя признан обоснованным.
Вместе с тем, в ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Мордовского УФАС России установлено следующее.
Частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки
Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная декларация предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
Пунктом 3 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать копии документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару, работе или услуге и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе. При этом не допускается требовать представление указанных документов, если в соответствии с законодательством Российской Федерации они передаются вместе с товаром.
Пункт 21 Информационной карты Аукциона содержит, в том числе следующее требование к участникам закупки, установленное в соответствии со ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ:
"1) соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки: наличие действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный материал на основании п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
Согласно пункту 26.2 вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе следующие документы и информацию:
"2. Документы, подтверждающие соответствие участника аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, или копии этих документов: копия действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный материал на основании п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".
4. Копии документов, подтверждающих соответствие товара требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены требования к товару и представление указанных документов предусмотрено документацией об электронном аукционе: Не установлено".
На заседании Комиссии Мордовского УФАС России установлено, что Заказчиком в пункте 21 Информационной карты Аукциона неправомерно установлено требование о наличии действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный материал на основании п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".) в части соответствия участников закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, являющегося объектом закупки, что повлекло неправомерное установление Заказчиком требования ко второй части заявки на участие в электронном аукционе в подпункте 2 пункта 26.2 Информационной карты Аукциона. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать требование о предоставлении копии действующего положительного заключения государственной экологической экспертизы федерального уровня на техническую документацию (технические условия, стандарты организаций) на противогололедный материал на основании п. 5 ст. 11 Федерального закона от 23.11.1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в подпункте 4 пункта 26.2 Информационной карты Аукциона, так как данное требование предъявляется к товару, а не участнику закупки.
На основании изложенного Комиссия Мордовского УФАС России приходит к выводу, что указанные действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 64 Закона о контрактной системе, и содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, частью 15 статьи 99, статьей 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Мордовского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу общества с ограниченной ответственностью Торговый Дом "------------" на действия Казенного учреждения городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства", Государственного казенного учреждения Республики Мордовия "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона N 0809500000321002320 на закупку твердого противогололедного реагента обоснованной.
2. Признать действия Заказчика нарушением пункта 1 части 1, части 3 статьи 64 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе не выдавать в связи с тем, что Аукцион признан несостоявшимся.
4. Передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении производства об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия от 8 ноября 2021 г. N 013/06/64-569/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2021