Резолютивная часть решения оглашена 08.11.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "Млада-Авто" (г.Владимир) на действия комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) (N закупки 0328300032821000660) в присутствии: представителя заказчика - муниципального казенного учреждения "Управление административными зданиями администрации города Владимира":, представителя уполномоченного органа - управления муниципального заказа администрации города Владимира:
29.10.2021 г. в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента и частью 3 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок в рамках рассмотрения дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок Комиссией объявлен перерыв до 08.11.2021 г.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/67-980/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
25 октября 2021 года во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "Млада-Авто" (далее - заявитель, общество) на действия заказчика при проведении электронного на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) (N закупки 0328300032821000629).
Заявитель в своей жалобе изложил следующее.
Заказчиком, 20 октября 2021 года опубликован протокол рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе N АЭф-671-Р/1 от 20.10.2021 г.
По мнению Заявителя, нарушены следующие положения Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Описание объекта закупки выполнено с нарушением требований п. 1 ч. 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также положений части 2 данной статьи, в результате чего аукционная комиссия приняла необоснованное решение при рассмотрении первых частей заявок, поданных на участие в аукционе. Описание объекта закупки, содержащееся в документации так же повлекло за собой недобросовестную конкуренцию со стороны ряда участников электронного аукциона, что является нарушением статьи 8 Закона о контрактной системе в сфере закупок.
Заявитель просит признать жалобу обоснованной и выдать предписание Заказчику и Уполномоченному органу на внесение изменений в документацию, аукционной комиссии предписание об отмене протоколов аукциона.
Представитель уполномоченного органа в обоснование правомерности действий аукционной комиссии сообщил следующее.
Действия аукционной комиссии регламентируются положениями части 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, где прямо указано, что аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 6 статьи 66 ФЗ, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
При этом подпунктом "б" пункта 2 раздела 23 Информационной карты документации рассматриваемого аукциона установлено требование о том, что в составе первой части заявки участник электронного аукциона должен указать при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).
Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Пункт 1 раздела 23 информационной карты документации рассматриваемого электронного аукциона также предусмотрено данное требование, в полном объеме, соответствующее положению действующего законодательства.
Буквальное толкование положений подпункта "б" пункта 2 части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе сфере закупок позволяет говорить о том, что на любой товар, поставляемый заказчику при оказании закупаемых услуг, участник закупки обязан предоставить конкретные показатели, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе в сфере закупок документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
При этом, в описание товара, используемого при оказании услуги были включены ряд дополнительных характеристик, с обоснованием включения показателя характеристик в описание объекта закупки.
Руководствуясь действующим законодательством уполномоченный орган считает, что при формировании и утверждении документации рассматриваемого аукциона были допущены ряд нарушений, которые повлияли на решение аукционной комиссии, действия которой оспариваются Заявителем жалобы.
Не смотря на то обстоятельство, что действия должностного лица Уполномоченного органа, утвердившего документацию рассматриваемого аукциона, были направлены на расширение количества участников закупки, данные действия, с учетом всего перечисленного выше, как следствие привело к возможности подачи участниками закупки предложений о характеристиках товара, не соответствующих потребностям заказчика.
На основании изложенного представитель уполномоченного органа и заказчик просит признать жалобу ООО "Млада-Авто" необоснованной в отношении действий аукционной комиссии и обоснованной частично в отношении действий Уполномоченного органа.
В письменном отзыве на жалобу, подготовленном заказчиком, выражается согласие с позицией представителя уполномоченного органа.
Изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок, аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
В соответствии с ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного ч. 3.1 ст. 66 Закона о контрактной системе, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара или закупки работы, услуги, для выполнения, оказания которых используется товар:
а) наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со ст. 14 Закона о контрактной системе);
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
В соответствии с частью 4 статьи 67 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник электронного аукциона не допускается в участию в нем в случае не предоставления информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, или предоставления недостоверной информации, несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.
Оценив действия аукционной комиссии на предмет соответствия законодательству о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России не находит в действиях комиссии нарушений названных норм законодательства.
Кроме того, в ходе проведения внеплановой проверки, предусмотренной частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России установила следующее.
01.10.2021 г. на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок было размещено извещение о проведении электронного аукциона N 0328300032821000660 на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу).
Начальная (максимальная) цена контракта: 17 585 712.02 рублей.
Согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать в том числе требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
Согласно части 3 статьи 66 Закона о контрактной системе первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 указанной статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Данная информация отражена в разделе 23 Информационной карты аукционной документации.
Как указывалось выше, объектом закупки является оказание услуг по финансовой аренде (лизингу).
В разделе 5 Информационной карты аукционной документации указано: "Показатели, позволяющие определить соответствие оказываемых услуг требованиям, установленным заказчиком, в соответствии с Приложением N 1 к Информационной карте"
Описание объекта закупки (функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки) используемых для оказания услуг содержится в техническом задании в виде таблицы N1.
Должностным лицом Уполномоченного органа в аукционную документацию было включено понятие "или эквивалент", с указанием параметров эквивалента товара, без учета того обстоятельства, что товар, используемый при оказании услуги, согласно действующему законодательству, не передается заказчику, а предоставляется во временное владение и пользование.
Вместе с тем, согласно письму ФАС от 25 июня 2020 N ИА/53616/20, заказчик при проведении закупки работ, услуг не вправе требовать предоставления в составе заявки конкретных показателей товара, соответствующих значениям, установленным в документации о закупке, если:
1. Товар не передается заказчику по товарной накладной или акту передачи;
2. Товар не принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
3. Товаром являются строительные и расходные материалы, моющие средства и т.п., используемые при выполнении работ, оказании услуг, без которых невозможно выполнить (оказать) такую работу (услугу).
Таким образом, следует вывод о том, что аукционная документация в нарушение вышеназванных законоположений содержит неправомерные требований к указанию участком закупки конкретных показателей техники, которая подлежит использованию в рамках исполнения данной услуги.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу на действия комиссии при проведении электронного аукциона на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) (N закупки 0328300032821000660) по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
2. Признать заказчика, уполномоченный орган нарушившими требования части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе в сфере закупок
3. Вынести в отношении заказчика, уполномоченного органа и оператора электронной площадки предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. Передать материалы настоящего дела о нарушении законодательства о контрактной системе в сфере закупок уполномоченному должностному лицу Владимирского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 8 ноября 2021 г. N 033/06/67-935/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2021