Резолютивная часть решения оглашена 09.11.2021
Комиссия Владимирского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия)
на основании части 8 статьи 106 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 "О контрактной системе в сфер закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - административный регламент) рассмотрела жалобу ООО "АНСАМЕД" (далее Общество, ООО "АНСАМЕД", Заявитель) на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для ОРХМДиЛ для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" (закупка N 0128200000121006430), в присутствии представителей заказчика - государственного бюджетного учреждения здравоохранения Владимирской области "Областная клиническая больница" (далее Заказчик, ГБУЗ ВО "ОКБ"): ... (доверенность от 08.07.2021 N43), ... (доверенность от 27.08.2021).
Уполномоченный органа - департамент имущественных и земельных отношений администрации Владимирской области (далее уполномоченный орган, ДИЗО) ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя.
ООО "АНСАМЕД" уведомленное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения жалобы явку своего представителя не обеспечило.
В ходе рассмотрения дела о нарушении законодательства в сфере закупок N 033/06/33-990/2021 Комиссия
УСТАНОВИЛА:
Во Владимирское УФАС России поступила жалоба ООО "АНСАМЕД" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для ОРХМДиЛ для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" (закупка N 0128200000121006430).
По мнению заявителя, аукционная документация составлена с нарушением действующего Законодательства о контрактной системе в сфере закупок, а именно, в пунктах 1, 2 технического задания аукциона характеристики товара описаны таким образом, что соответствуют одному единственному производителю.
Как отмечает заявитель, Заказчиком установлены параметры, которые не обусловлены его потребностью, и не влияют на конечный результат процедуры, а также не описывают эффективность и безопасность инструмента, однако делают невозможным предложить к поставке аналогичные или эквивалентные товары иных производителей. Указанные действия заказчика ограничивают возможность участникам предложить продукцию иных производителей, что не соответствует требованиям Закона о контрактной системе, Закона о защите конкуренции и противоречит основным принципам и целям контрактной системы.
В силу изложенного, заявитель просит признать жалобу обоснованной, выдать Заказчику предписание об устранении допущенных нарушений.
В обоснование правомерности действий Заказчика, представитель пояснил следующее.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.
На основании пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 данной статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла частей 1 и 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При осуществлении закупки Заказчик вправе не только выбрать ее предмет, но и обязан определить его и описать в соответствии с нормами Закона о контрактной системе именно таким образом, чтобы участник закупки смог подать заявку на участие в торгах, соответствующую объективным и обоснованным требованиям Заказчика.
На лечении в Отделении рентгенохирургических методов диагностики и лечения ГБУЗВО "ОКБ" находятся 2 пациента, ожидающие хирургического лечения, в целях проведения которого ГБУЗВО "ОКБ" опубликована закупка расходных материалов, указанных в Приложении N 2 к Информационной карте документации аукциона (далее техническое задание).
Технические, функциональные и качественные характеристики закупаемых медицинских изделий сформированы с учетом анатомических особенностей сосудистых заболеваний головного мозга конкретных пациентов и необходимы для достижения при их оперативном лечении наилучшего эффекта, а также максимального исключения любых нежелательных реакций.
В частности, закупаемый по позиции N 1 Технического задания Микропроводник должен иметь дистальный диаметр "не менее 0,18 мм (0.007") не более 0,20 мм (0.008")", что позволяет катетеризировать сосуды малого калибра (менее 1 мм). В соответствии с позицией N 2 технического задания требуется катетер внутрисосудистый окклюзионный, используемый под визуализационным контролем, который должен быть совместим с ДМСО. ДМСО - растворимый материал (позиция N 6 Технического задания) на данный момент является самым эффективным в эндоваскулярном лечении артериовенозных мальформаций. Для его применения необходимы совместимые с ДМСО расходные материалы, в том числе и закупаемые катетеры. Применение иных расходных материалов ведет к их растворению, что делает невозможной работу с ДМСО - растворимым имплантом, закупаемым по позиции N 6 Технического задания.
Таким образом, характеристики и количество закупаемых в рамках данного аукциона медицинских изделий обусловлены потребностью ГБУЗВО "ОКБ" в оказании своевременной и квалифицированной медицинской помощи конкретным пациентам, а также необходимостью реализации приоритета интересов пациента при ее оказании в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
На основании изложенного, поскольку описание объекта закупки полностью соответствует требованиям Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" ГБУЗВО "ОКБ" просит признать доводы жалобы необоснованными.
Заслушав мнения сторон, изучив представленные документы, исследовав доказательства сторон в рамках внеплановой проверки, проведенной в соответствии с пунктом 1 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия пришла к следующим выводам.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны определить требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы, соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.
На заседании Комиссии Владимирского УФАС России заказчиком были предоставлены документы и информация из которых следует, что согласно информационно-аналитической системы Минздрава России, в очереди на проведение плановой операции в 2021 году находятся 3 пациента. В целях проведения операций 2-м из этих пациентов опубликована закупка расходных материалов, указанных в Приложении N 2 к Информационной карте документации аукциона (далее - Техническое задание).
Все 3 пациента относятся к 17 группе. Согласно Перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи к данной группе относятся пациенты с артериовенозной мальформацией головного мозга (далее - АВМ) в условиях острого и подострого периода субарахноидального или внутримозгового кровоизлияния.
В соответствии с национальным руководством по рентгенэндоваскулярной хирургии, для эмболизации АВМ применяют жидкие эмболизаты (т.е. DMSO) Национального стандарта. В связи с чем и производится закупка Неадгезивного жидкого,рентгенконтрастного DMSO-растворимого импланта для эмболизации интракраниальных АВМ. Для его применения необходимы совместимые с ДМСО расходные материалы, в том числе и закупаемый катетер. Применение иных расходных материалов ведет к их растворению, что делает невозможной работу с ДМСО - растворимым имплантом.
В соответствии с позицией N 2 Технического задания требуется Катетер внутрисосудистый окклюзионный, используемый под визуализационным контролем, который должен быть совместим с ДМСО.
Для катетеризации АВМ используют микропроводники размером 0,007-0,010 дюйма Национального стандарта. По позиции N 1 Технического задания закупается микропроводники диаметром 0,007 - 0,008 дюйма.
Таким образом, характеристики и количество закупаемых в рамках данного Аукциона медицинских изделий обусловлены потребностью ГБУЗВО "ОКБ" в оказании своевременной и квалифицированной медицинской помощи конкретным пациентам, а также необходимостью реализации приоритета интересов пациента при ее оказании в соответствии с положениями Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Указание Заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы Заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Вместе с тем, в соответствии со сложившейся практикой, отсутствие у участника закупки товаров с необходимыми Заказчику характеристиками не говорит о том, что последний ограничивает конкуренцию в сфере закупок и нарушает требования Закона о контрактной системе. Заказчик не имеет возможности установить требования и характеристики товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки.
На основании изложенного, руководствуясь частями 8 статьи 106, пунктом 3 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе в сфере закупок, Комиссия Владимирского УФАС России
РЕШИЛА:
1.Признать жалобу ООО "АНСАМЕД" на положения документации при проведении электронного аукциона на поставку расходного материала для ОРХМДиЛ для нужд ГБУЗ ВО "ОКБ" (закупка N 0128200000121006430), по доводам, изложенным в ней, необоснованной.
Настоящее решение вступает в законную силу с момента его вынесения и может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с момента вынесения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Владимирской области от 9 ноября 2021 г. N 033/06/33-990/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021