Резолютивная часть оглашена
08.11.2021 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение МБУ "Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства" о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Строй-Ресурс" в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам электронного аукциона на выполнение работ по устройству ограждения территории, прилегающей к нежилому зданию - школы и нежилому зданию детского сада, расположенных по адресу: Самарская область, Кинельский район, с. Новый Сарбай, ул. Школьная, 37, ул. Школьная, 38 (Извещение N 0142300007821000045, начальная (максимальная) цена контракта 2 035 446 руб.) (далее - Аукцион),
в присутствии представителя от Заявителя
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение МБУ "Управление строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Заказчик) о рассмотрении вопроса о включении сведений об ООО "Строй-Ресурс" (далее - Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта.
Согласно обращению, ООО "Строй-Ресурс" не исполнило обязательства, предусмотренные условиями контракта, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
05.08.2021 г. на официальном сайте http://zakupki.gov.ru в единой информационной системе в сфере закупок размещено извещение о проведении Аукциона.
На основании Протокола подведения итогов электронного аукциона от 23.08.2021 г. N0142300007821000045-3 06.09.2021 г. между Заказчиком и Обществом заключен контракт (далее - Контракт).
В соответствии с пунктом 1.2 Контракта Подрядчик обязуется выполнить Работы в соответствии с Техническим заданием и проектно-сметной документацией в сроки, указанные в Контракте и в Графике выполнения строительно-монтажных работ, а Заказчик обязуется принять результат Работ и оплатить его на условиях, предусмотренных настоящим Контрактом.
Согласно графику выполнения строительно-монтажных работ срок окончания выполнения работ (конечный срок) - не позднее 45 календарных дней с даты заключения Контракта.
Следовательно, Подрядчик должен выполнить работы не позднее 21.10.2021 г.
По состоянию на 11.10.2021 г. Подрядчик к выполнению работ, предусмотренных контрактом, не приступил, в связи с чем Заказчиком 11.10.2021 г. принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Письмом исх. от 20.10.2021 г. ООО "Строй-Ресурс" просило Заказчика определить место для хранения материала и согласовать план установки забора.
Из ответа Заказчика на вышеуказанное письмо следует, что в соответствии с условиями контракта начало производства работ предусмотрено с момента его подписания, а также подписания акта приемки строительной площадки от заказчика. По данному объекту строительная площадка была передана Обществу под строительство 06.09.2021 г. По состоянию на 20.10.2021 г. Общество к выполнению работ на объекте не приступило. Поскольку срок окончания работ по объекту истекает 21.10.2021 г., данная ситуация угрожает срывом исполнения условий контракта.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе выполнение заказчиком требований надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о решении заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
11.10.2021 г. решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вручено лично директору Общества.
Решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта размещено в ЕИС 12.10.2021 г.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, в соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу 22.10.2021 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно пояснениям Общества, в ходе исполнения контракта более половины сотрудников организации, начиная с 11.09.2021 г., находились на режиме самоизоляции в связи с тем, что у 2 сотрудников был выявлен вирус COVID-19. По состоянию на 28.10.2021 г. 5 сотрудников еще находятся на больничных. Кроме того, произошла задержка с поставками материала в связи с тем, что сотрудники поставщика также находятся на режиме самоизоляции.
Однако, вышеприведенные пояснения Общества не опровергают факт недобросовестного поведения Поставщика при исполнении Контракта.
Обществом не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
На дату рассмотрения обращения работы, являющиеся предметом Контракта, Подрядчиком не выполнены.
Доказательств обратного Обществом в антимонопольный орган не представлено.
В рассматриваемом случае Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Строй-Ресурс" лишился того, на что рассчитывал при проведении Аукциона, проведенного в целях реализации возложенных на него полномочий, а именно устройство ограждения территории, прилегающей к нежилому зданию - школы и нежилому зданию детского сада. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм и добросовестность Подрядчика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Строй-Ресурс" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Подрядчиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Строй-Ресурс" (ИНН 6350021801, КПП 635001001, ОГРН 1146350039197, юридический адрес: 446430, Самарская область, г.Кинель, ул.50 лет Октября, д.53, кв.6; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/участнике/учредителе: в реестр недобросовестных поставщиков (приложение)*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "Строй-Ресурс", из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 8 ноября 2021 г. N РНП-63-396
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2021