В соответствии с приказом Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 27.09.2021 N 79 Комиссией Мурманского УФАС в составе:
Председатель комиссии:
Воронина К.Ф. - начальник отдела контроля торгов Мурманского УФАС России;
Члены комиссии:
Гребенюкова М.Е. - заместитель начальника отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,
Неплюева А.В. - главный специалист-эксперт отдела контроля торгов Мурманского УФАС России,
при участии:
представителей Государственного областного бюджетного учреждения "Центр информационных технологий Мурманской области" - Егорова И.Е. (руководитель), Боданиной А.Н. (по доверенности),
представителя Комитета по конкурентной политике Мурманской области - Ульяновской А.А. (по доверенности),
проведена внеплановая проверка соблюдения Государственным областным бюджетным учреждением "Центр информационных технологий Мурманской области" (ОГРН 1165190061190, ИНН 5190064320, 183006, город Мурманск, проспект Ленина, дом 75) и Комитетом по конкурентной политике Мурманской области (ОГРН 1095190000916, ИНН 5190198362, 183006, город Мурманск, проспект Ленина, дом 75) требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по передаче и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга", реестровый номер извещения 0149200002321003436.
Проверка начата 29 сентября 2021 года и окончена 27 октября 2021 года.
Внеплановая проверка проведена в соответствии с частями 3 и 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией установлено следующее.
Проверяемая закупка проводилась в порядке, предусмотренном Законом о контрактной системе.
Комитет по конкурентной политике Мурманской области (далее - Комитет) для нужд Государственного областного бюджетного учреждения "Центр информационных технологий Мурманской области" (далее - ГОБУ ЦИТ, Учреждение, Заказчик) 28 мая 2021 года разместил в Единой информационной системе на официальном сайте (далее - ЕИС) извещение о проведении электронного аукциона "Оказание услуг по передаче и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга", реестровый номер извещения 0149200002321003436 (далее - Торги, Закупка).
Документация электронного аукциона и проект гражданско-правового договора размещены в ЕИС.
По результатам проведённого электронного аукциона 02 июля 2021 года был заключён гражданско-правовой договор N Ф.2021.0003694 с акционерным обществом "ЭР-Телеком Холдинг" (далее - Договор). Цена Договора составила 79 223 273 рублей (Семьдесят девять миллионов двести двадцать три тысячи двести семьдесят три) 10 копеек.
1. Комиссией Мурманского УФАС России осуществлена проверка выбора способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
В соответствии с частью 5 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
При этом, согласно части 2 статьи 59 Закона о контрактной системе, заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включённых в перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р (далее - Перечень), либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путём проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учётом требований Закона о контрактной системе.
Так, заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) исходя из объекта закупки (предмета контракта).
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, объектом закупки является "Оказание услуг по передаче и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга".
Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона указан код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (КПЕС 2008), утверждённого Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст (далее - ОКПД 2) - 61.90.10.190 - "Услуги телекоммуникационные прочие, не включённые в другие группировки".
Комиссией Мурманского УФАС России установлено, что данный код (группировка 61 - "Услуги телекоммуникационные") входит в перечень, утверждённый распоряжением Правительства Российской Федерации от 21.03.16 N 471-р.
Таким образом, нарушений при проверке выбора способа определения поставщика не установлено.
2. Комиссией Мурманского УФАС России осуществлена проверка соблюдения требований законодательства при описании объекта закупки.
Содержание документации об электронном аукционе регламентировано статьёй 64 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьёй 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование (пункт 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе).
Заказчик описал объект закупки в соответствии со статьёй 33 Закона о контрактной системе.
3. Комиссией Мурманского УФАС России также проведена проверка соблюдения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в части установления требований к участникам закупки.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Единые требования к участникам закупки установлены Заказчиком в пункте 39 раздела 1 аукционной документации.
Согласно пункту 39 раздела 1 аукционной документации Участник закупки должен соответствовать требованиям, установленным пунктами 1-11 части 1 статьи 31 Закона N 44-ФЗ. Участник закупки должен иметь и представить в своей заявке копию действующей лицензии или выписку из реестра лицензий на осуществление деятельности в области оказания услуг связи с местом действия на территории оказания услуг, для следующих услуг связи:
- Телематические услуги связи;
-Услуги связи по передаче данных, за исключением услуг связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации;
- Услуги связи по передаче данных для целей передачи голосовой информации.
Требования установлены в соответствии с пунктом 36 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"; пунктом 1 статьи 29 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ "О связи" и пунктом 16 "Перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии на осуществление деятельности в области оказания услуг связи", утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2020 N 2385 "О лицензировании деятельности в области оказания услуг связи и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В ходе проведения проверки, нарушений при установлении требований к участникам закупки не выявлено.
4. Комиссией также проведена проверка соблюдения требований законодательства Единой комиссией Комитета по конкурентной политике Мурманской области.
Согласно части 1 статьи 67 Закон о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.
Частью 3 статьи 67 Закона о контрактной системе предусмотрено, что по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, содержащих информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, аукционная комиссия принимает решение о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, к участию в нём и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены частью 4 настоящей статьи.
Согласно пункту 4.1 раздела 4 документации об аукционе первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать информацию:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие даётся с применением программно-аппаратных средств электронной площадки).
На участие в аукционе поступило 2 заявки. По результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе все заявки допущены к участию в аукционе.
Ценовое предложение поступило от одного участника.
Часть 5 статьи 66 Закон о контрактной системе устанавливает состав документов и информации второй части заявки на участие в электронном аукционе.
Пункт 43 Информационной карты содержит требования к составу вторых частей заявок.
Согласно части 1 статьи 69 Закон о контрактной системе, аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Вторая часть заявки акционерного общества "ЭР-Телеком Холдинг" на признана соответствующей требованиям документации о закупке, аукцион признан несостоявшимся.
Комиссией Мурманского УФАС России осуществлена проверка действий Единой Комиссии по рассмотрению заявок участников, нарушений в действиях Единой комиссии не установлено.
Анализ проекта договора, который был размещён Заказчиком, и описание объекта закупки показало следующее.
Как было отмечено ранее предметом договора является оказание услуг по передачи и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга.
В соответствии с частью 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определённые действия или осуществить определённую деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Таким образом, в основе договора возмездного оказания услуг лежит интерес заказчика, который направлен на совершение действий исполнителем.
В рассматриваемом случае интерес Заказчика направлен на действия по передаче и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга.
Статьёй 783 ГК РФ предусмотрено, что общие положения о подряде (статьи 702 - 729) и положения о бытовом подряде (статьи 730 - 739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779 - 782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Частью 1 статьи 704 ГК РФ установлено, что, если иное не предусмотрено договором подряда, работа выполняется иждивением подрядчика - из его материалов, его силами и средствами.
Согласно пункту 1.1 договора Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства оказать услуги по передаче и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга согласно Приложению N 1 к Договору "Техническое задание", Приложению N 2 к Договору "Спецификация" и условиям Договора.
Из содержания Приложения N 1 к Договору "Техническое задание" следует, что передача и обработка данных видеомониторинга должна осуществляться с управляемых устройств мониторинга.
Заказчик управляемым устройством мониторинга определил, как комплект телекоммуникационного оборудования, функционирующий как единое устройство с возможностью удалённого управления отдельными функциональными возможностями, использующее для обмена информацией между компонентами API (Прикладной программный интерфейс).
Устройством мониторинга по определению Заказчика также является комплект телекоммуникационного оборудования, функционирующий как единое устройство, использующее API (Прикладной программный интерфейс) для обмена информацией между компонентами.
Понятие "телекоммуникационное оборудование" сформулировано в Постановлении Правительства РФ от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра Российской радиоэлектронной продукции", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд") (далее - Постановление N 878).
Согласно пункту 2 Постановления N 878 телекоммуникационное оборудование - изделия, относящиеся к радиоэлектронной продукции, используемые для формирования, приёма, обработки, хранения, передачи, маршрутизации и коммутации, доставки сообщений электросвязи или почтовых отправлений, а также иные технические и программные средства, используемые при оказании услуг связи или обеспечении функционирования сетей связи, включая технические системы и устройства с измерительными функциями.
Заказчиком в аукционной документации не определено какое конкретно изделие, относящиеся к радиоэлектронной продукции должен использовать исполнитель для оказания услуг, а также не определено, что входит в комплект телекоммуникационного оборудования.
При этом в пункте 1.9 раздела 1 Приложения N 1 к Договору "Техническое задание" Заказчиком обозначено какими техническими и функциональными характеристиками должны обладать устройства мониторинга, используемые при оказании услуг.
Из обозначенных Заказчиком технических и функциональных характеристик, а также из данных Заказчиком пояснений следует, что интерес Заказчика направлен на действия по передаче и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга, под которыми подразумеваются видеодомофоны.
Учитывая специфику оказываемых услуг то, что передача и обработка данных не может осуществляться без соответствующих изделий, оборудования или устройств, то в договоре должно быть определено условие договора иждивением исполнителя или Заказчика будут оказываться услуги.
В прописанных условиях договора нет чёткой определённости в обязанности исполнителя оказывать услугу иждивением исполнителя - его силами, средствами, из его материалов.
В пункте 1.21. раздела 1 Приложения N 1 к Договору "Техническое задание" Заказчиком прописано, что все необходимые мероприятия по подготовке и поддержанию в работоспособном состоянии телекоммуникационной инфраструктуры, используемой для оказания услуг, в том числе по вопросам взаимодействия с третьими лицами и по возмещению расходов, связанных с эксплуатацией устройств мониторинга и сети передачи данных, Исполнитель реализует самостоятельно без участия Заказчика, за свой счёт.
При этом какие необходимые мероприятия по подготовке и поддержанию в работоспособном состоянии телекоммуникационной инфраструктуры исполнитель должен осуществить, а также в какие сроки договором не установлено.
В пункте 1.4. раздела 1 Приложения N 1 к Договору "Техническое задание" указано, что Исполнитель в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней до начала оказания услуг по очередному этапу оказания услуг, указанному в пункте 1.2 Технического задания, передаёт Заказчику базу эталонных изображений и справочной информации об устройствах мониторинга (по формам карточек устройств мониторинга для устройств мониторинга соответствующего типа, указанным в Приложении N 5 к Техническому заданию), в объёме, соответствующем дополнительному адресному перечню очередного периода оказания услуг в соответствии с пунктом 1.2 Технического задания.
Из содержания пункта 1.4. раздела 1 Приложения N 1 к Договору "Техническое задание" следует, что до начала оказания услуги исполнитель должен был передать Заказчику информацию по установленным устройствам мониторинга (видеодомофонам) с указанием адресов их нахождения и установки, а также согласовать с Заказчиком места установки видеодомофонов.
В пункте 1.2 раздела 1 Приложения N 1 к Договору "Техническое задание" Заказчик определил, что оказание услуг по передаче и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга осуществляется в следующие в период с 01.08.2021 по 31.12.2021 в соответствии с перечнем, указанным в Таблице N 1 Приложения N 9 к Техническому заданию.
В Таблице N 1 Приложения N 9 к Техническому заданию указан адресный перечень мест установки устройств мониторинга (в период с 01.08.2021 по 31.12.2021), который согласовывается с Заказчиком, при этом количество устройств мониторинга чётко определено - 5805.
Из обоснования цены договора следует, что Заказчиком цена едины услуги оценивается в 2729 рублей. Объём услуг Заказчиком определён исходя из количества устройств мониторинга, с которых осуществляется передача и обработка данных на протяжении месяца в период с 01.08.2021 по 31.12.2021.
В пункте 1 Приложения N 3 к Техническому заданию Заказчиком установлено, что Исполнитель обеспечивает непрерывное (круглосуточное) функционирование всех систем, используемых для оказания услуг в зоне своей ответственности, а также оперативный (в режиме реального времени) доступ управляющих систем ЦОХД (ЦОХД - Центр обработки и хранения данных - совокупность территориально распределённых маршрутизаторов, коммутаторов, серверов, средств управления обработкой и хранения данных Заказчика) к устройствам мониторинга по схеме: 24/7 (двадцать четыре часа в сутки/семь дней в неделю).
Заказчиком в Техническом задании определены случаи, когда услуга не оплачивается Исполнителю.
В пункте 1.4.7 раздела 1 Приложения N 1 к Договору "Техническое задание" прописано, что услуги по передаче данных с устройств мониторинга, в отношении которых отсутствует согласованная карточка устройства мониторинга по формам, указанным в Приложении N 5 к Техническому заданию, считаются не оказанными и не оплачиваются.
Указанное условие Технического задания также подчёркивает интерес Заказчика к определению непосредственных мест установки видеодомофонов.
Также услуга не подлежит оплате если:
- было подано 5 более заявок о потере соединения в отношении одного устройства мониторинга в течение одного календарного месяца (пункт 1.16 раздела 1 Приложения N 1 к Договору "Техническое задание");
- в случае неработоспособности устройства мониторинга (простоя) суммарно более чем 120 (сто двадцать) часов в течение календарного месяца (пункт 1.17 раздела 1 Приложения N 1 к Договору "Техническое задание");
- в случае превышения сроков (более 24 часов) выполнения заявок, определённых в пунктах 13.1 - 13.7 Приложения N 3 к Техническому заданию.
Из анализа данных условий следует, что заказчик оплачивает только предусмотренный договором результат работы. Таким образом, если выполнение работы не привело к обусловленному результату, заказчик не обязан производить в адрес исполнителя какие-либо выплаты.
В свою очередь результат на который рассчитывает Заказчик - это круглосуточное в режиме реального времени передача и обработка данных с видеодомофонов.
Учитывая срок оказания услуг, определённый в пункте 2.2 договора (с 01.08.2021 по 31.12.2021), а также объём оказываемых услуг исходя из количества устройств мониторинга (видеодомофонов) 5805, то Исполнитель к моменту начала срока оказания услуг 01.08.2021 обязан был согласовать с Заказчиком места установки видеодомофонов и установить видеодомофоны в количестве 5805 штук, так как непосредственная передача и обработка данных с видеодомофонов должна была начаться с 01.08.2021.
Однако в ходе проведения проверки Заказчиком не представлена информация, подтверждающая, что исполнитель приступил к исполнению договора, что даёт основание сделать вывод о том, что услуга по передаче и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга по заключённому гражданско-правовому договору N Ф.2021.0003694 акционерным обществом "ЭР-Телеком Холдинг" не оказывается, договор не исполняется.
Своим правом на односторонний отказ от исполнения договора Заказчик не воспользовался. Также Заказчиком не принимались меры ответственности за неисполнение договора.
Изложенные обстоятельства указывают, по мнению Комиссии Мурманского УФАС России, на признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Комиссия, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений",
РЕШИЛА:
1. В действиях Государственного областного бюджетного учреждения "Центр информационных технологий Мурманской области" и Комитета по конкурентной политике Мурманской области нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при проведении электронного аукциона "Оказание услуг по передаче и обработке данных видеомониторинга с управляемых устройств мониторинга", реестровый номер извещения 0149200002321003436, не установлено.
2. Передать материалы дела должностному лицу по признакам нарушения антимонопольного законодательства.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
Члены Комиссии
Мурманского УФАС России: М.Е. Гребенюкова
А.В. Неплюева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 1 ноября 2021 г. N 051/06/99-652/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2021