Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
Калитиной Н.А. - заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Членов Комиссии:
Ворониной К.Ф. - начальника отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
Четвертак И.С. - специалиста-эксперта отдела контроля торгов Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области,
при участии представителя МКУ "ХЭС Кольского района" Кравченко Е.Н. (по доверенности), директора ООО "Норд-ойл-сервис" Кутельмаха П.И.,
рассмотрев обращение МКУ "ХЭС Кольского района" о включении сведений в отношении ООО "Норд-ойл-сервис" в реестр недобросовестных поставщиков и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) проверку порядка признания победителя закупки уклонившимся от заключения контракта, а также порядка и сроков направления заказчиком в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений (информации) о данном участнике закупки для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Мурманского УФАС России от 25.01.2021 N 08,
УСТАНОВИЛА:
27.10.2021 в Мурманское УФАС России поступило обращение МКУ "ХЭС Кольского района" (далее - Заказчик) о включении сведений в отношении ООО "Норд-ойл-сервис" (Мурманская обл., Кольский р-н, пгт. Мурмаши, пер. Южный, д. 2, ИНН 5190189216, ОГРН 1085190011147, директор Кутельмах Павел Игоревич, ИНН 510500209900) (далее - Общество) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с уклонением Общества от заключения муниципального контракта на приобретение и поставку ГСМ для дизель-генератора в с. Териберка Кольского района Мурманской области (номер извещения 0349300046721000120).
В связи со сложившейся ситуацией распространения коронавирусной инфекции, по указанию ЦА ФАС России, обращение о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков Общества рассмотрено дистанционно посредством сервиса веб-видеоконференцсвязи.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения сторон, Комиссия установила следующее.
Согласно протоколу от 18.10.2021 на участие в электронном аукционе на приобретение и поставку ГСМ для дизель-генератора в с. Териберка Кольского района Мурманской области была подана единственная заявка ООО "Норд-ойл-сервис", которая была признана соответствующей требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных соответствующего протокола, заказчик размещает в единой информационной системе (далее - ЕИС) и на электронной площадке с использованием ЕИС без своей подписи проект контракта.
20.10.2021 Заказчик разместил в ЕИС и на электронной площадке проект контракта, срок подписания контракта поставщиком устанавливался до 23:59 25.10.2021.
В соответствии с частью 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в ЕИС проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.
В установленный срок ООО "Норд-ойл-сервис" проект контракта не подписало, документы, подтверждающие предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий не направило, что является нарушением положений части 3 статьи 83.2 Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 13 статьи 83.2 Закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта, суммы цен единиц товара, работы, услуги на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта, начальной суммы цен единиц товара, работы, услуги). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в ЕИС и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.
26.10.2021 Заказчик составил и разместил в ЕИС и на электронной площадке протокол об отказе от заключения муниципального контракта с победителем электронного аукциона.
Согласно части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе в случае, если победитель определения поставщика (подрядчика, исполнителя) признан уклонившимся от заключения контракта, заказчик в течение трех рабочих дней с даты признания победителя уклонившимся от заключения контракта направляет в контрольный орган в сфере закупок информацию, предусмотренную пунктами 1 - 3 части 3 настоящей статьи, а также документы, свидетельствующие об уклонении победителя от заключения контракта.
Обращение МКУ "ХЭС Кольского района" о включении сведений в отношении ООО "Норд-ойл-сервис" в реестр недобросовестных поставщиков было направлено в адрес Мурманского УФАС России в установленный частью 4 статьи 104 Закона о контрактной системе срок 26.10.2021.
В действиях Заказчика по признанию ООО "Норд-ойл-сервис" уклонившимся от заключения контракта и направлению сведений в отношении поставщика в Мурманское УФАС России нарушений Закона о контрактной системе не установлено.
Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках проведения закупки обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица, выразившееся в уклонении от заключения контракта.
Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.
Основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им действий (бездействий) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом как с признанным победителем аукциона, и, как следствие, нарушающих, права заказчика относительно условий и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств, что приводит к нарушению обеспечения публичных интересов в указанных правоотношениях.
Пунктом "б" части 14 Постановления N 1078 установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил выявлено, что участником закупки в срок до признания его в соответствии с Федеральным законом уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Из пояснений представителя Общества следовало, что контракт был не подписан ввиду форс-мажорных обстоятельств. Так, в последний день для подписания с его стороны проекта контракта (25.10.2021) произошло аварийное отключение электричества на территории расположения ООО "Норд-ойл-сервис", в результате которого произошел сбой в работе операционной системы компьютера, с которого осуществлялся доступ к функционалу электронной торговой площадки.
В то же время, с целью подтверждения намерений заключить данный контракт, Общество внесло на счет Заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта. Данную информацию подтвердил и Заказчик.
В подтверждение своей добросовестности Общество приложило платежное поручение от 26.10.2021 N 2398 и акт об устранении неисправности в сетях электроснабжения, выданный 25.10.2021 ООО "Энергосервис".
Кроме того, при рассмотрении дела представитель Общества сообщил о готовности заключить контракт и выполнить обязательств по контракту в полном объеме.
Со своей стороны Заказчик отметил, что ранее Общество выполняло свои обязательства по контрактам в полном объеме и в установленные сроки.
Стороны устно ходатайствовали о предоставлении возможности заключить контракт.
Комиссия полагает, что формальный факт уклонения Общества от заключения контракта, выразившийся в неподписании проекта контракта в регламентированный срок, не свидетельствует о совершении именно виновных, недобросовестных действий, а потому включение сведений в отношении ООО "Норд-ойл-сервис" в реестр недобросовестных поставщиков не является необходимой мерой ответственности и несоразмерно характеру допущенного нарушения.
С учетом сложившихся обстоятельств, Комиссия считает возможным выдать предписание.
Руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Отказать МКУ "ХЭС Кольского района" во включении сведений в отношении ООО "Норд-ойл-сервис" (Мурманская обл., Кольский р-н, пгт. Мурмаши, пер. Южный, д. 2, ИНН 5190189216, ОГРН 1085190011147, директор Кутельмах Павел Игоревич, ИНН 510500209900) в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать ООО "Норд-ойл-сервис" нарушившим часть 3 статьи 83.2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. МКУ "ХЭС Кольского района", электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" выдать предписание о возобновлении процедуры подписания контракта.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Мурманского УФАС России: Н.А. Калитина
Члены комиссии
Мурманского УФАС России: К.Ф. Воронина
И.С. Четвертак
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Мурманской области от 9 ноября 2021 г. N 051/06/104-761/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021