Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю закупок (далее - Комиссия),
рассмотрев обращение (вх. N017881/э) администрации Косинского муниципального округа Пермского края (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО ПКФ "Аквамарин-Групп" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на устройство детских площадок (изв. N 0156600038621000016),
УСТАНОВИЛА:
Согласно извещению N 0156600038621000016 Заказчиком проводился электронный аукцион на устройство детских площадок. Начальная (максимальная) цена контракта - 4 095 757,20 руб.
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч.3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
19.04.2021 г. между Заказчиком и ООО ПКФ "Аквамарин-Групп" (далее - Подрядчик) заключен контракт на устройство детских площадок на сумму 2 889 375,75 руб. (далее - Контракт).
В связи с неисполнением Подрядчиком обязательств, предусмотренных Контрактом, 30.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 7 Контракта). 14.10.2021 г. Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по устройству детских площадок (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.2. Объем работ, требования к качеству и порядку выполнения работ, требования к результату работ определяются Техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), иными приложениями к настоящему Контракту, являющимися неотъемлемой частью настоящего Контракта.
1.3. Срок выполнения работ: до 1 сентября 2021 г.
Начало производства работ: с момента заключения контракта.
Окончание производства работ: 60 календарных дней с момента заключения контракта.
1.4. Место выполнения работ: Пермский край, г. Соликамск, автомобильная дорога по ул. Степана Разина от ул. Транспортная до ул. Коммунистическая.
4.1. Заказчик вправе:
4.1.1. Требовать от Подрядчика надлежащего исполнения обязательств в соответствии с настоящим Контрактом, в том числе своевременного устранения выявленных недостатков.
4.1.2. Осуществлять контроль за объемом, качеством и сроками выполнения работ.
4.1.3. Проводить в любое время проверку и контроль выполнения работ, без вмешательства в оперативно-хозяйственную деятельность.
4.1.4. Требовать от Подрядчика своевременного устранения недостатков, выявленных в ходе приемки, в течение гарантийного срока (при его установлении в контракте);
4.1.5. Привлекать экспертов, экспертные организации для проведения экспертизы выполненных работ (ее результата);
4.1.6. Отказаться от приемки и оплаты работ, не соответствующих условиям Контракта;
4.1.7. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством;
4.1.8. До принятия решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта провести экспертизу выполненных работ (ее результатов) с привлечением экспертов, экспертных организаций.
4.2. Заказчик обязан:
4.2.1. Осуществлять приемку выполненных работ (ее результатов) в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.2. Оплачивать принятые работы по Контракту в соответствии с настоящим Контрактом.
4.2.3. Оказывать содействие Подрядчику по вопросам, имеющим отношение к исполнению настоящего Контракта и не требующим дополнительных материальных затрат.
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, Подрядчика);
4.2.5. Требовать уплаты неустоек (штрафов, пеней) в соответствии с Контрактом;
4.3. Подрядчик вправе:
4.3.1. Требовать своевременной приемки Заказчиком выполненных работ (ее результата) по настоящему Контракту.
4.3.2. Требовать своевременной оплаты принятых Заказчиком работ.
4.4. Подрядчик обязан:
4.4.1. Своевременно и надлежащим образом выполнить работы и представить Заказчику результаты выполнения работы, предусмотренные контрактом, документы, предусмотренные настоящим контрактом, в т.ч. документ о приемке, в порядке и сроки, установленные настоящим Контрактом;
4.4.2. Предоставлять Заказчику по его требованию в сроки, указанные в таком требовании, документы, относящиеся к предмету настоящего Контракта;
4.4.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе исполнения своих обязательств, в том числе о сложностях, возникающих при исполнении контракта;
4.4.4. Представить Заказчику сведения об изменении своих реквизитов, адреса своего местонахождения в срок не позднее 5 (пяти) рабочих дней со дня соответствующего изменения;
4.4.5. Обеспечить за свой счет устранение выявленных недостатков работ в течение 5 календарных дней.
Необходимо отметить, что согласно ч. 1 ст. 94 Закона о закупках исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе:
1) приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее - отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с настоящим Федеральным законом экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
2) оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
3) взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
В соответствии со ст. 309 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ч.1 ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Согласно ч.1 ст. 708 Гражданского кодекса Российской Федерации, в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не предусмотрено договором, подрядчик несет ответственность за нарушение как начального и конечного, так и промежуточных сроков выполнения работы.
В ч.2 ст.715 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Качество выполненной подрядчиком работы должно соответствовать условиям договора подряда, а при отсутствии или неполноте условий договора требованиям, обычно предъявляемым к работам соответствующего рода (п.1 ст.721 ГК РФ).
Если отступления в работе от условий договора подряда или иные недостатки результата работы в установленный заказчиком разумный срок не были устранены либо являются существенными и неустранимыми, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения причиненных убытков (ч.3 ст.723 ГК РФ).
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Данное право Заказчика также предусмотрено следующими положениями Контракта:
4.2.4. Принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае, если в ходе исполнения Контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, Подрядчика).
7.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
7.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях:
- в соответствии с гражданским законодательством.
Из поступившего обращения, решения об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчика следует, что в соответствии с Контрактом Подрядчик обязуется по заданию Заказчика выполнить работы по устройству детских площадок и сдать результат работ Заказчику в сроки, предусмотренные Контрактом, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных Контрактом. Срок выполнения работ - 01.09.2021 г. По состоянию на 01.09.2021 г. Подрядчик к выполнению работ не приступил, работы по устройству детских площадок не выполнены.
В ч. 14 ст. 95 Закона о закупках указано, что заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
30.09.2021 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в связи с нарушением в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ. 07.10.2021 г. в адрес Заказчика поступило письмо c приложением счетов на оплату и платежных поручений на приобретение оборудования для детских площадок. На основании ч. 14 ст. 95 Закона о закупках решение об одностороннем отказе от исполнения контракта было отменено Заказчиком.
11.10.2021 г. Заказчиком повторно принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с нарушением Подрядчиком сроков выполнения работ. 14.10.2021 г. указанное решение размещено в ЕИС.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о закупках решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Как указывает Заказчик в решении об одностороннем отказе от исполнения контракта от 11.10.2021 г. решение вступило в силу через десять дней с даты принятия решения, то есть 24.10.2021 г.
При этом Заказчиком уведомление о повторном принятии решения об одностороннем отказе в адрес Поставщика направлено не было. Таким образом, датой надлежащего уведомления считается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения в ЕИС - 13.11.2021 г., решение вступает в силу 24.11.2021 г.
В свою очередь, Комиссией установлено, что информация об одностороннем отказе от исполнения контракта направлена в адрес Пермского УФАС России 26.10.2021 г., до вступления решения в силу.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком нарушен порядок уведомления, предусмотренный ч. 12 ст. 95 Закона о закупках.
В указанных действиях (бездействии) Заказчика имеются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 7.32 КоАП РФ.
В письменных пояснениях, а также в ходе заседания Комиссии представители Подрядчика указали, что 23.07.2021 г. между Подрядчиком и ИП Дутовым М.А. на покупку оборудования для площадок (Коса-11 СП, Верх Лель-12 СП, Сосновка-13 СП, Порошево-10 СП, Пуксиб-14 СП). 29.07.2021 г. оборудование было оплачено Подрядчиком.
Представителем Подрядчика был произведен осмотр площадок, составлены акты осмотра в присутствии представителя Заказчика. Согласно актам осмотра площадки были не подготовлены, старые конструкции не демонтированы. Подрядчиком в адрес Заказчика было направлено письмо о невозможности выполнения работ. В ходе повторного осмотра участков было установлено, что два участка были готовы к выполнению работ, три участка не готовы.
07.10.2021 г. Подрядчик направил в адрес Заказчика письмо о невозможности выполнить работы на трех участках. Также Подрядчиком было предложено Заказчику выполнить Контракт в два этапа или предоставить Заказчику время подготовить участки к выполнению работ. На указанное письмо Заказчик не ответил.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу об отсутствии в действиях Подрядчика недобросовестного поведения и оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
Так, Комиссией принят во внимание тот факт, что перед началом выполнения работ Заказчиком были приобретены и оплачены конструкции необходимые для выполнения работ. Также Комиссия считает нужным отметить, что, направление в адрес федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок информации, предусмотренной ч. 3 ст. 104 Закона о закупках, не позволяет Подрядчику реализовать законное право на устранение нарушений условий контракта, предусмотренное ч. 14 ст. 95 Закона о закупках.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, пришла к выводу о том, что сведения о Подрядчике не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку нарушение, допущенное Заказчиком, лишает ООО ПКФ "Аквамарин Групп" права на устранение нарушений условий контракта в течение десяти дней с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком, взятых на себя обязательств, сведения об ООО ПКФ "Аквамарин Групп" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Не включать сведения об ООО ПКФ "Аквамарин Групп" в реестр недобросовестных поставщиков.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 12 ст. 95 Закона о закупках, выявленное в ходе проведения внеплановой проверки.
3. Материалы обращения передать должностному лицу Пермского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении должностных лиц Заказчика за допущенные нарушения требований Закона о закупках к административной ответственности.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 9 ноября 2021 г. N РНП-59-452 (ключевые темы: исполнение контракта - односторонний порядок - реестр недобросовестных поставщиков - подрядчик - сроки выполнения работы)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021