Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области по контролю в сфере закупок (далее - комиссия Кировского УФАС России) в составе:
Председателя комиссии:
руководителя Кировского УФАС России;
Членов комиссии:
ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Управления ФАС по Кировской области;
ведущего специалиста-эксперта отдела КЗ Управления ФАС по Кировской области;
в присутствии:
директора ООО "Технокомплекс", лично,
представителей КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области", лично,
рассмотрев материалы КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" о включении сведений об ООО "Технокомплекс" (далее - Общество, Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков,
УСТАНОВИЛА:
14.10.2021 г. в Кировское УФАС России поступили материалы от КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" (далее - Заказчик) о включении сведений в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) об ООО "Технокомплекс" в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Государственного контракта от 02.09.2019 N 0340200003319010304-01 на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог (номер извещения 0340200003319010304).
В соответствии с ч. 7 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) рассмотрение данного материала назначено на 20.10.2021 года, откладывалось на 25.10.2021, 28.10.2021 года. Стороны уведомлены по адресам электронной почты.
Согласно ч. 1 ст. 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РФ от 26.08.2013 N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" Федеральная антимонопольная служба определена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и согласования применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением полномочий на осуществление функций по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа и в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения федеральных нужд, которые не относятся к государственному оборонному заказу и сведения о которых составляют государственную тайну, и по согласованию применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в случаях закупок товаров, работ, услуг, необходимых для обеспечения федеральных нужд, если сведения о таких нуждах составляют государственную тайну, а также закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, для обеспечения федеральных нужд при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта).
Согласно п. 7.10. Приказа ФАС России от 23.07.2015 N 649/15 "Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы" территориальный орган в пределах компетенции территориального органа принимает решения о включении сведений о недобросовестных поставщиках в реестр недобросовестных поставщиков (исключении из реестра недобросовестных поставщиков).
Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Правила).
В соответствии с пунктом 13 Правил не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил), осуществляет следующую совокупность действий:
а) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона;
б) по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации и иные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
В силу ч. 7 ст. 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Согласно обращению Заказчика, доводы которого были подтверждены на заседании комиссии, с ООО "Технокомплекс" по результатам проведенного аукциона 02.09.2019 года был заключен Государственный контракт N 0340200003319010304-01 на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог на сумму 4 634 556,77 руб. (далее - Контракт).
В связи с тем, что Подрядчиком не исполнены обязательства по Контракту в полном объеме, нарушены сроки сдачи объектов, некачественно выполненные работы не были исправлены в установленные Заказчиком сроки, 09.09.2021 года Заказчиком принято решение о расторжении Контракта в одностороннем порядке.
Законный представитель Подрядчика пояснил, что работы по Контракту были выполнены на 90 процентов. Невозможность завершения работ связана с финансовыми проблемами в организации, что повлекло невозможность получения гарантийных обязательств и банковской гарантии для представления Заказчику и окончательной приемки работ. Согласно пояснениям, работы по Контракту были сданы Заказчику: приняты и оплачены на сумму 4 183 510,37 руб. Подрядчик постоянно был в контакте с Заказчиком, но исправить все выявленные недостатки в процессе выполнения работ не представлялось возможным ввиду отсутствия денежных средств. Кроме того, Подрядчик сообщил о наличии иных Контрактов с Заказчиком. Основываясь на предоставленной информации и документах, просит не включать сведения об ООО "Технокомплекс" в Реестр недобросовестных поставщиков.
Рассмотрев представленные материалы, заслушав пояснения сторон, Комиссия Кировского УФАС России пришла к следующим выводам.
30.07.2019 года на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещены извещение и документация о проведении электронного аукциона на выполнение работ по восстановлению автобусных остановок на автомобильной дороге Киров-Советск-Яранск с подъездом к г. Яранск (извещение N 0340200003319010304).
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 20.08.2019 года единственным участником аукциона, удовлетворяющим требованиям размещенной закупки, является ООО "Технокомплекс".
02.09.2019 года между сторонами был заключен Государственный контракт N 0340200003319010304-01 на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог (далее - Контракт).
Согласно п 2.1. Контракта, Подрядчик принимает на себя обязательства выполнить работы по восстановлению автобусных остановок на автомобильной дороге Киров - Советск - Яранск с подъездом к г. Яранск (далее - Работы), а Заказчик берет на себя обязательства принять работы по ремонту и оплатить их в соответствии с условиями настоящего Контракта.
Согласно п. 2.2. Контракта, Подрядчик обязуется выполнить все работы по ремонту объекта в соответствии с утвержденной проектной документацией и техническим заданием (Приложение N3).
В соответствии с п. 4.1. Контракта, цена настоящего контракта составляет 4 634 556,77 (четыре миллиона шестьсот тридцать четыре тысячи пятьсот пятьдесят шесть) рублей 77 копеек, (в т.ч. НДС, в случае если Подрядчик является плательщиком НДС).
В цену контракта включается стоимость выполнения работ: стоимость материалов, механизмов, оборудования, заработная плата рабочих, заработная плата рабочих, обслуживающих машины, все необходимые для организации работ затраты, прочие начисления, а также стоимость вспомогательных услуг, налоги (в т.ч. НДС, если Подрядчик является плательщиком НДС) и пошлины, выплаченные или подлежащие выплате, прочие расходы Подрядчика и т.п.
Пунктом п. 7.1. Контракта определены сроки выполнения работ: Начало выполнения работ: с момента заключения государственного контракта; Окончание работ: октябрь 2019 г.; Мощность: 13 шт.
Пунктом 7.2. Контракта установлено, что обязательства Подрядчика по сдаче результата работ считаются выполненными надлежащим образом после подписания акта приемочной комиссии Заказчиком, который одновременно является актом приема-передачи результата работ.
В соответствии с п. 8.1. Контракта, Заказчик через своих представителей обеспечивает ежемесячную промежуточную приемку объемов выполненных работ по акту о приемке выполненных работ (форма КС-2) и справке о стоимости выполненных работ и затрат (форма КС-3).
Отчетным периодом считать с 26 числа предыдущего месяца по 25 число отчетного месяца включительно.
Сроки представления актов промежуточной приемки выполненных работ КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат КС-3 со счетами - фактурами с 26 по 28 число отчетного месяца.
Основанием для оплаты является справка по форме КС-3, подписанная обеими сторонами.
Согласно п. 9.3. Контракта, при обнаружении дефекта в процессе выполнения работ Заказчиком составляется акт об выявлении дефектов с последующей выдачей предписания.
Подрядчик принимает необходимые меры к устранению нарушений, брака, дефекта за свой счет без возмещения затрат Заказчиком в установленный предписанием срок.
В случае несвоевременного исполнения, ненадлежащего исполнения, неисполнения Подрядчиком работ, указанных в предписании Заказчика, длящиеся нарушение, брак, дефект и т.п. Заказчик вправе зафиксировать посредством оформления соответствующего акта.
Разделом 10 заключенного Контракта установлены штрафные санкции при исполнении Контракта.
Разделом 12 Контракта установлена процедура обеспечения Подрядчиком гарантийных обязательств, а именно:
12.1. В целях обеспечения исполнения гарантийных обязательств по настоящему Контракту, Подрядчик обязуется до момента подписания итогового Акта о приемке выполненных работ составленного по форме КС-2, Справки о стоимости выполненных работ составленной по форме КС-3 и Акта приемки законченного объекта по Контракту предоставить Заказчику банковскую гарантию или передать Заказчику платежное поручение с отметкой банка о внесении денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, в размере, указанном в пункте 12.2 настоящего Контракта (далее - обеспечение исполнения гарантийных обязательств по настоящему Контракту).
12.2. Размер обеспечения гарантийных обязательств составляет 5 % процентов начальной (максимальной) цены контракта.
Обеспечение исполнения гарантийных обязательств по настоящему Контракту предоставляется на сумму 232 892,30 (двести тридцать две тысячи восемьсот девяносто два) рубля 30 копеек.
Обеспечение исполнения гарантийных обязательств по Контракту обеспечивает своевременное и надлежащее исполнение всех гарантийных обязательств Подрядчика по настоящему Контракту, включая обязательства по уплате неустоек (штрафов, пени), предусмотренных Контрактом, убытков, которые понес Заказчик вследствие неисполнения и/или ненадлежащего исполнения Подрядчиком гарантийных обязательств по Контракту.
12.3. Подрядчик самостоятельно выбирает способ обеспечения гарантийных обязательств по Контракту из нижеперечисленных:
1) Безотзывная банковская гарантия должна соответствовать требованиям, установленным Гражданским кодексом Российской Федерации, а также иным законодательством Российской Федерации.
2) Внесение денежных средств на указанный Заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитываются операции со средствами, поступающими Заказчику, осуществляется Подрядчиком посредством перечисления денежных средств, в размере, установленном в пункте 12.2 настоящего Контракта.
Согласно п. 14.1. Контракта установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по следующим основаниям:
- неисполнение обязательств подрядчиком требований настоящего контракта оформленных актом о неоднократном обнаружении дефектов два и более раза;
- необоснованная Подрядчиком приостановка работ, с нарушением исполнения календарного графика более 30 дней;
- по основаниям предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (п. 14.2 Контракта).
Согласно ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 вышеуказанного Закона).
С момента исполнения Контракта Подрядчиком был нарушен срок сдачи объектов, установленный Заказчиком пунктом 7.1 Контракта. Заказчиком периодически в адрес Подрядчика направлялись требования об уплаты пени в связи с нарушением сроков по Контракту. Пени и штрафы с Подрядчика взыскивались из суммы обеспечения исполнения Контракта. Однако, даже при нарушении сроков Заказчиком от Подрядчика были приняты работы на сумму 4 183 510,37 руб. (что составляет около 90 процентов всех работ), что подтверждаются платежными документами Заказчика, справками о стоимости выполненных работ и не отрицается Заказчиком.
30.06.2021 года в адрес Подрядчика Заказчиком было направлено требование об обеспечении договорных обязательств, предусмотренных разделом 12 заключенного Контракта. Без предъявления указанных документов у сторон нет возможности закрыть Контракт.
Подрядчиком указанные документы представлены не были.
На заседании комиссии Кировского УФАС России от Подрядчика были представлены документы, подтверждающие направление запросов в банки для получения банковской гарантии для обеспечения гарантийных обязательств по Контракту, но в связи с нестабильным финансовым состоянием Общества банками в выдаче банковской гарантии было отказано.
В связи с неисполнением обязательств по Контракту, на основании п. 14.2 Контракта, а также ч. 8. ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчиком 09.09.2021 года принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Поставщика, об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
В соответствии с ч. 12 ст. 95 Закона о контрактной системе, 13.09.2021 года Заказчиком Решение об одностороннем расторжении Контракта было размещено в ЕИС, в разделе "Дополнительная информация о контрактах", а также направлено Подрядчику по электронной почте. Решение не было получено Подрядчиком по почте.
Заказчиком не получено подтверждение о вручении Подрядчику решения об одностороннем отказе по почте, датой надлежащего уведомления Подрядчика является дата по истечение 30 дней с даты размещения в ЕИС решения Заказчика, то есть 14.10.2021 года.
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и Контракт считается расторгнутым 25.10.2021 года.
На официальном сайте в карточке контракта с реестровой записью N 243450800431900100 Заказчиком 14.10.2021 года указана дата расторжения контракта - 14.10.2021 года, реестровая запись Контракта в реестре контрактов переведена на статус "Исполнение прекращено".
Следовательно, дата расторжения контракта определена заказчиком неверно, что является нарушением положений части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, что также подтверждается изменениями, внесенными Заказчиком в разделе "Исполнение (расторжение) контракта" в ЕИС согласно журналу событий от 29.10.2021 года - дата расторжения контракта исправлена на 25.10.2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе, в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Согласно ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
Информация, предусмотренная ч. 4 ст. 104 Закона о контрактной системе, направлена Заказчиком в адрес Кировского УФАС России 14.10.2021 года, ранее срока расторжения Контракта.
Согласно п. 15 Правил ведения реестра орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил, в том числе: а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
В реестр недобросовестных поставщиков включаются только проверенные сведения. Необходимым условием является наличие в представленных материалах фактов, подтверждающих недобросовестность поставщика (подрядчика, исполнителя). Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Доказательства, подтверждающие, что Подрядчиком не принимались меры для надлежащего исполнения обязательства по контракту, отсутствуют.
В связи с тем, что Заказчиком не был соблюден порядок одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренный статьей 95 Закона о контрактной системе, а также учитывая фактическое исполнение Контракта на 90 процентов, опыт участия в закупках (согласно информации из Реестра контрактов ЕИС: заключено 14 контрактов, которые исполнены или находятся в стадии исполнения), Комиссия Кировского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "Технокомплекс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Руководствуясь ст. 99, ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" комиссия,
РЕШИЛА:
Сведения, представленные КОГКУ "Дорожный комитет Кировской области" в отношении об ООО "Технокомплекс" в связи с односторонним отказом от исполнения Государственного контракта от 02.09.2019 N 0340200003319010304-01 на выполнение подрядных работ по содержанию автомобильных дорог (номер извещения 0340200003319010304) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
В соответствии с ч. 11 ст. 104 ФЗ от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кировской области от 28 октября 2021 г. N 043/06/104-903/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 06.11.2021