Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок, рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) посредством видеоконференцсвязи жалобу ООО "ПРЕСТИЖ" (далее также - Заявитель) на действия государственного заказчика - ФГКУ "Погрануправление ФСБ по РСО-Алания" (Республика Северная Осетия - Алания, г.Владикавказ, ул.З. Магкаева, д.77) при осуществлении закупки на поставку насосов для перекачки жидкостей (закрытый аукцион с учетом положений статьи 111 Закона о контрактной системе N0310100017921000074, далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
26 октября 2021 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ООО "ПРЕСТИЖ" на действия ФГКУ "Погрануправление ФСБ по РСО-Алания" при проведении Аукциона.
Заявитель считает, что Аукционная документация не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
В жалобе Заявитель указал, что предметом рассматриваемой закупки являются насосы для перекачки жидкостей относящиеся к коду ОКПД2 28.12.14 "Насосы центробежные подачи жидкостей прочие, насосы прочие". При этом код ОКПД2 28.12.14 включен в Перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617 "Об ограничениях допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В изначальной редакции Аукционной документации в пункте N1 Спецификации (Технического задания, далее - ТЗ) были указаны следующие характеристики насоса Wilo MHI 403-1/E/1-230-50-2 (или эквивалент):
- диаметр выходного патрубка 32 мм;
- диаметр входного патрубка 50 мм.
15.10.2021 в адрес Заказчика поступил запрос о даче разъяснений положений Аукционной документации в котором участник закупки указал в том числе на то, что насос Wilo MHI 403-1/E/1-230-50-2 (пункт N1 ТЗ) имеет диаметры входного и выходного патрубка, отличные от указанных Заказчиком в ТЗ.
В тот же день Заказчиком в пункт N1 ТЗ были внесены изменения и заменены диаметры входного и выходного патрубка на 32 мм и 25 мм соответственно в соответствии с технически регламентом товара, происходящего из иностранного государства.
При этом Заказчиком в Аукционной документации указано, что поставка товаров, происходящих из иностранных государств в рамках рассматриваемой закупки не допускается.
Кроме того при рассмотрении жалобы представитель Заявителя указал на то, что Заказчиком к требуемым к поставке товарам также установлен такой параметр, как "поднятие воды на высоту 33 метра" который в технических паспортах товаров Российского происхождения не указывается.
Не согласившись с доводами жалобы ФГКУ "Погрануправление ФСБ по РСО-Алания" представило в материалы дела письменные возражения.
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
15 октября 2021 года на официальной сайте Единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - ЕИС) ФГКУ "Погрануправление ФСБ по РСО-Алания" были размещены извещение о проведении закрытого аукциона с учетом положений статьи 111 Закона о контрактной системе N0310100017921000074 на поставку насосов для перекачки жидкостей (в редакции N2 с внесенными изменениями, далее - Извещение) и Документация для проведения указанного Аукциона, утвержденная 15.10.2021 начальником ФГКУ "Погрануправление ФСБ по РСО-Алания".
Согласно части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - КТРУ), а также правила использования КТРУ устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 (далее - ПП РФ от 08.02.2017 N145) утверждены Правила формирования и ведения в ЕИС КТРУ (далее - Правила формирования и ведения КТРУ) и Правила использования КТРУ.
Пунктом 2 Правил использования КТРУ установлено, что КТРУ используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в:
извещении об осуществлении закупки;
приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом (далее - приглашение);
документации о закупке;
контракте;
реестре контрактов, заключенных заказчиками;
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно пункту 4 Правил использования КТРУ заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в ЕИС КТРУ, утвержденных ПП РФ от 08.02.2017 N145, с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в КТРУ установлено, что в позицию каталога включается следующая информация:
б) наименование товара, работы, услуги (для целей настоящих Правил под наименованием товара, работы, услуги понимается включаемое в позицию каталога наименование соответствующего товара, работы, услуги, которое не является торговым наименованием, не содержит указание на конкретного производителя и (или) место происхождения товара);
в) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги согласно Общероссийскому классификатору единиц измерения ОК 015-94 (ОКЕИ) (при наличии);
г) информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил;
е) дата включения в каталог позиции;
ж) дата (даты) начала обязательного применения информации, включенной в позицию каталога;
з) дата окончания применения позиции каталога (при необходимости).
Согласно пункту 7 Правил использования КТРУ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе.
Так, в Извещении о проведении Аукциона и с ТЗ заказчиком применен код позиции КТРУ 28.13.10.000-00000001 "Насосы для перекачки жидкостей; подъемники жидкостей" (код ОКПД2 28.13.1). При этом требования к характеристикам объекта рассматриваемой закупки установлены Заказчиком в ТЗ в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, поскольку характеристики закупаемого товара в позиции КТРУ 28.13.10.000-00000001 (графа - описание товара, работы, услуги) отсутствуют.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Так, в пункте N1 ТЗ Заказчиком указано, что в ходе исполнения контракта, заключенного по результатам проведения рассматриваемого Аукциона, также необходимо поставить насос Wilo MHI 403-1/E/1-230-50-2 (или эквивалент), код КОПД2 28.13.14.110 "Насосы центробежные подачи жидкостей прочие" в описании характеристик которого, помимо прочего указано: максимальный напор 33 м, диаметр выходного патрубка - 25 мм, диаметр входного патрубка - 32 мм.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N617 (далее - ПП РФ от 30.04.2020 N617) установлены ограничения допуска отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 1 ПП РФ от 30.04.2020 N617 утвержден перечень отдельных видов промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень). Код ОКПД2 28.13.14 "Насосы центробежные подачи жидкостей прочие; насосы прочие" содержится в Перечне.
Во исполнение указанных норм Заказчиком в Извещении о проведении Аукциона и в ТЗ установлено ограничение в соответствии с ПП РФ от 30.04.2020 N617.
При этом, ПП РФ от 30.04.2020 N617 установлены именно ограничения допуска товаров, а не запрет на их поставку.
Кроме того, Аукционная документация не содержит требования о том, что бы технический паспорт насоса Wilo MHI 403-1/E/1-230-50-2 (или эквивалент) содержал характеристику, максимальный напор 33 м, а содержит фактическое требование к товару.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать необоснованной жалобу ООО "ПРЕСТИЖ" на действия государственного заказчика - ФГКУ "Погрануправление ФСБ по РСО-Алания" при осуществлении закупки на поставку насосов для перекачки жидкостей (закрытый аукцион с учетом положений статьи 111 Закона о контрактной системе N0310100017921000074).
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 1 ноября 2021 г. N А580-11/21
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 08.11.2021