Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Михин С.В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела;
Рощупкина Ю.В. - заместитель председателя Комиссии, начальник отдела;
Качкин И.В. - член Комиссии, государственный инспектор,
в присутствии представителя администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области Дьяковой Н.А. (на основании доверенности от 29.10.2021 года N 14), в отсутствие представителей ООО "ПрофЭнерго" (о месте и времени рассмотрения жалобы уведомлены надлежащим образом),
рассмотрев жалобу ООО "ПрофЭнерго" на действия администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации уличного освещения городского поселения - города Семилуки Воронежской области (номер извещения 0131300009521000017),
У С Т А Н О В И Л А:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области поступила жалоба ООО "ПрофЭнерго" (далее - Заявитель) на действия администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации уличного освещения городского поселения - города Семилуки Воронежской области (номер извещения 0131300009521000017).
По мнению Заявителя, Заказчиком при формировании Документации об электронном аукционе нарушены положения Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в части описания объекта закупки, а именно:
- Заказчиком неправомерно установлено требование к предоставлению конкретных показателей в составе первой части заявки участника электронного аукциона;
- Заказчиком установлено излишнее требование к участнику закупки о необходимости получения допуска на электрические сети собственника (заключение договора на допуск с сетевой организацией ПАО "МРСК-ЦЕНТРА" - "Воронежэнерго") с момента заключения муниципального контракта в течение двух пяти календарных дней.
Рассмотрение вышеуказанной жалобы было назначено на 29.10.2021 год 12 часов 00 минут.
В соответствии с п. 3.32 административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Регламент) Комиссией объявлен перерыв в рассмотрении жалобы для выяснения обстоятельств, имеющих значение для принятия решения до 08.11.2021 года 09 часов 15 минут.
Изучив материалы дела, предоставленные доказательства, дополнения сторон, предоставленные в рамках перерыва в рассмотрении жалобы, Комиссия пришла к следующим выводам.
19.10.2021 года на официальном сайте Российской Федерации в сети Интернет по адресу http://www.zakupki.gov.ru размещено извещение о проведении электронного аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 11 913 284,40 рублей.
Предметом рассматриваемого электронного аукциона является выполнение работ по модернизации уличного освещения городского поселения - города Семилуки, Воронежской области.
1. В соответствии с ч. 1 ст. 24 Закона о контрактной системе, Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 2 статьи 24 Закона о контрактной системе установлено, что конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
На основании ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе, под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).
Согласно ч. 1 ст. 65 Закона о контрактной системе, в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.
Пунктами 1, 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе закрепено, что Документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию:
- наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги;
- требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В соответствии с ч. 2 ст. 66 Закона о контрактной системе, Заявка на участие в электронном аукционе состоит из двух частей.
Согласно ч. 3 ст. 66 Закона о контрактной системе, первая часть заявки на участие в электронном аукционе, за исключением случая, предусмотренного частью 3.1 настоящей статьи, должна содержать:
1) согласие участника электронного аукциона на поставку товара, выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки);
2) при осуществлении закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг:
а) наименование страны происхождения товара;
б) конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном аукционе в случае отсутствия в документации об электронном аукционе указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в документации об электронном аукционе.
Аналогичные требования закреплены пп. 1, п. 19 Информационной карты документации об электронном аукционе.
Вместе с тем, в соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 16.09.2020 N ИА/80326/20, при проведении закупок на право заключения энергосервисных контрактов на проведение энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения, фактически осуществляется поставка осветительного оборудования, передаваемого в собственность заказчика.
Как указывалось ранее, предметом рассматриваемого электронного аукциона является выполнение работ по модернизации уличного освещения городского поселения - города Семилуки Воронежской области.
В рамках указанных мероприятий исполнителем по контракту осуществляется оказание услуг с использованием и поставкой светильников.
При таких обстоятельствах, Комиссия приходит к выводу о правомерности установления Заказчиком в составе Документации об электронном аукционе требований к конкретным показателям, предоставляемым в составе первой части заявки участника закупки, в связи с чем, довод Заявителя является необоснованным.
2. В силу п. 1, ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, Заказчик в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Кроме того, при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии (п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе).
Частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе закреплено, что документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Изучив техническое задание Документации об электронном аукционе, Комиссией установлен следующий перечень мероприятий, осуществляемых силами Подрядчика и сроки их выполнения:
N |
Наименование мероприятия |
Срок начала мероприятия |
Период выполнения мероприятия |
Примечание |
1 |
Допуск на электрические сети собственника (Заключение договора на допуск с сетевой организацией ПАО "МРСК-Центра" - филиал "Воронежэнерго") |
С момента заключения муниципального контракта |
Не более 5 календарных дней |
Предоставить Заказчику Договор с собственником сетей, а также все разрешительные документы от него на допуск к производству работ на его сетях |
2 |
Обследование сетей уличного освещения |
Не более 2 календарных дней |
|
|
3 |
Определение и согласование с Администрацией мест восстановления уличного освещения |
Не более 1 рабочих дней |
|
|
4 |
Демонтажные работы |
Не более 2 календарных дней |
|
|
5 |
Работы по монтажу уличного освещения |
Не более 10 календарных дней |
|
|
6 |
Подвеска изолированного провода |
Не более 7 календарных дней |
|
|
7 |
Подключение к приборам учета |
Не более 5 календарных дней |
|
|
8 |
Подготовка пакета необходимых документов для сдачи выполненных работ Администрации. |
Не более 32 дней со дня заключения Муниципального Контракта |
|
|
9 |
Сдача выполненных работ Заказчику |
|
Не более 35 дней со дня заключения Муниципального Контракта |
|
Комиссия приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае, при общем сроке выполнения контракта в течение 35 календарных дней (п. 3.1 Проекта контракта), необоснованным является действие Заказчика по установлению неразумного срока на заключение победителем электронного аукциона договора на допуск к электрическим сетям с сетевой организацией филиал ПАО "МРСК-Центра" - "Воронежэнерго" (не более пяти календарных дней с момента заключения муниципального контракта).
При таких обстоятельствах, Комиссия признает довод Заявителя обоснованным и усматривает в действиях Заказчика нарушение п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, учитывая результаты внеплановой проверки, Комиссией установлено следующее.
В техническом задании Аукциона установлены следующие требования к осветительным приборам:
Характеристики светильника |
Значения светильника |
Потребляемая мощность в номинальном режиме: |
Не более 35 Вт |
Напряжение питания переменного тока: |
175 -264 В* |
Коэффициент мощности: |
Не менее 0,95 |
Световой поток светильников: |
Не менее 3900 Лм |
Цветовая температура: |
4000 К |
Индекс цветопередачи: |
Ra>70 |
Тип кривой силы света: |
Ш |
Температура эксплуатации: |
Не менее - 40 |
Не менее + 50 | |
Степень защиты от воздействия окружающей среды |
Не менее IP 67 |
Ресурс работы светильника: |
Не менее 50 000 часов |
Заводская гарантия производителя на светильник: |
Не менее 7 лет |
Материал корпуса |
Алюминий |
Защита от скачков напряжения |
Не менее 380 В |
Наличие мембранного клапана сброса избыточного давления |
Да |
Способ крепления светильника |
Консольное, d 48 - 55 мм |
Защита источника питания от холостого хода |
Да |
Светодиоды: |
Светодиоды в керамическом корпусе Samsung или аналог |
Ремонтопригодность источника питания |
Да |
Коэффициент пульсаций светового потока, % |
<1% |
Стойкость к микросекундным импульсам большой энергии |
Не менее 1КВ (L-N) 2КВ (L-PE, N-PE) |
Гальваническая изоляция |
Есть |
Класс защиты от поражения электрическим током |
2 |
Светорассеиватель |
Групповая линза |
Материал светорассеивателя |
Светотехнический монолитный поликарбонат |
Питающий провод |
КГВВ не менее 2 |
Наличие производства светильников или сервисного центра по ремонту светильников на территории Воронежской области |
Да |
Протокол испытаний аккредитованной независимой светотехнической лаборатории |
Наличие |
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в аукционную документацию требований к товару, являющихся значимыми для заказчика, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих государственных или муниципальных функций.
Указание в документации конкретных характеристик поставляемого товара предусмотрено законодательством о закупках. Ограничивает усмотрение заказчика только требование о недопустимости ограничения конкуренции.
Государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд (часть 1 статьи 12 Закона о контрактной системе).
Вместе с тем, в рассматриваемом случае, Комиссия считает, что Заказчик при описании объекта закупки (светильников), также необоснованно определил требования к закупаемому товару таким образом, что в результате своих действий ограничил количество участников закупки и тем самым снизил шансы на приобретение светильников именно с теми характеристиками, которые ему необходимы и соответствуют его потребностям, выражающимся в проведении энергоэффективных мероприятий, направленных на энергосбережение и повышение энергетической эффективности использования энергетических ресурсов при эксплуатации объектов освещения.
Данный факт подтверждается тем, что согласно пункту 2.2 проектной документации 01-09-НО-2021.ЭС "Модернизация уличного освещения городского поселения - город Семилуки, Воронежской области", климатические условия района следующие: "Среднегодовая температура воздуха +5,1°С. Абсолютная минимальная температура воздуха достигает - 37°С. Абсолютная максимальная температура воздуха составляет +38°С. Продолжительность периода со среднесуточной температурой ниже 0°С - 134 дня".
Однако, как указано ранее, в характеристиках к светильнику Заказчиком установлена такая характеристика как: "Температура эксплуатации от - 40 °С (включительно) до + 50 °С (включительно)".
С учетом изложенного, к изученным характеристикам Комиссия относится критически, полагая, что их установление приводит к ограничению конкуренции и, как следствие, возможному уменьшению числа участников Аукциона, что в свою очередь нарушает положения п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
Перечисленные действия Заказчика содержат признаки административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, руководствуясь ст. ст. 99 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "ПрофЭнерго" на действия администрации городского поселения - город Семилуки Семилукского муниципального района Воронежской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по модернизации уличного освещения городского поселения - города Семилуки Воронежской области (номер извещения 0131300009521000017) частично обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение положений п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное у исполнению предписание об устранении нарушений положений п. 1 ч. 1 ст. 64, п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованными лицами в судебном порядке в установленный законом срок.
Председатель Комиссии С.В. Михин
Заместитель председателя Комиссии Ю.В. Рощупкина
Член Комиссии И.В. Качкин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 11 ноября 2021 г. N 036/06/64-1144/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2021