Комиссия по контролю закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области (далее - Комиссия) в составе:
|
|
рассмотрев посредством видеоконференции обращение государственного учреждения здравоохранения "Тульская городская клиническая больница скорой медицинской помощи им. Д.Я. Ваныкина" (далее - Заказчик, Учреждение) (вх. N 6297 от 26.10.2021) о размещении информации об обществе с ограниченной ответственностью "Партнер" (далее - Общество, ООО "Партнер", Поставщик) (ИНН 7130506136; 301130, Тульская область, Ленинский р-н, р.п. Ленинский, ул. Циолковского, д. 29) в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков) по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта от 09.04.2021 N 2021.0917 на поставку бумаги для офисной техники (далее - Контракт) (закупка N 0366200035621000917, реестровый номер контракта N 2710601966021000050), руководствуясь статьями 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44 - ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон), Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Правила ведения реестра), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг), при участии:
- представителя Общества на основании доверенности,
- представителя Заказчика на основании доверенности,
УСТАНОВИЛА:
26.10.2021 в Тульское УФАС России поступило обращение Заказчика о размещении информации об Обществе в реестре недобросовестных поставщиков по причине одностороннего отказа Заказчика от исполнения Контракта, заключенного по итогам проведения совместного электронного аукциона (закупка N 0366200035621000917) на поставку бумаги для офисной техники (далее - Закупка, электронный аукцион), в связи с существенным нарушением Поставщиком условий Контракта.
В результате проведенной Комиссией на основании части 7 статьи 104 Закона проверки фактов, изложенных в обращении Заказчика, а также на основании проведенной Комиссией в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг внеплановой проверки по вопросу соблюдения Заказчиком требований Закона при проведении данной закупки, Комиссия пришла к следующим выводам.
Извещение и документация о Закупке размещены 11.03.2021 в единой информационной системе в сфере закупок (далее - единая информационная система).
Начальная (максимальная) цена контракта для данного Заказчика составляет 898 192, 20 рублей.
09.04.2021 по итогам электронного аукциона между Заказчиком и ООО "Партнер" заключен Контракт на сумму 839 809,70 рублей.
Согласно разделу I "Предмет Контракта" Контракта Поставщик обязуется поставить бумагу для офисной техники (далее - Товар), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях, предусмотренных Контрактом.
Наименование, количество и иные характеристики поставляемого Товара указаны в спецификации (приложение N 1 к настоящему Контракту), являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта.
Согласно пункту 3.1. Контракта Поставщик самостоятельно доставляет Товар Заказчику по адресу: Тульская область, г. Тула, ул. Первомайская, д. 13; Тульская область, г. Тула, ул. Мира, д. 11, в срок до 01 ноября 2021 года.
В соответствии со спецификацией на поставку бумаги для офисной техники, являющейся неотъемлемой частью Контракта, поставка товара осуществляется отдельными партиями, в течение 10 (десяти) рабочих дней со дня направления заказчиком заявки в адрес поставщика. Периодичность поставок товара: не более 1 (одного) раза в квартал (календарный). По запросу заказчика возможна единовременная поставка товара.
Согласно пункту 3.2. Контракта приемка Товара осуществляется путем передачи Поставщиком Товара и документов об оценке соответствия, предусмотренных правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации, обязательных для данного вида Товара, а также иных документов, подтверждающих качество Товара.
Согласно пунктам 3.3 - 3.6 Контракта Заказчик проводит проверку соответствия наименования, количества и иных характеристик поставляемого Товара, сведениям, содержащимся в сопроводительных документах Поставщика.
Для проверки предоставленных Поставщиком результатов, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных Контрактом, может проводиться Заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом.
При отсутствии у Заказчика претензий по количеству и качеству поставленного Товара Заказчик в течение 5 (пяти) дней с момента доставки Товара Поставщиком подписывает акт приемки-передачи Товара, товарную (товарно-транспортную) накладную, счет, счет-фактуру. После этого Товар считается переданным Поставщиком Заказчику.
При выявлении несоответствий в поставленном Товаре (наименования, количества, качества, в том числе в случае выявления внешних признаков ненадлежащего качества Товара, препятствующих его дальнейшему использованию (нарушение целостности упаковки, повреждение содержимого и т.д.), препятствующих его приемке, Заказчик в срок, установленный в пункте 3.5 Контракта, отказывает в приемке Товара, направляя Поставщику мотивированный отказ от приемки Товара с перечнем выявленных недостатков и указанием сроков их устранения.
В соответствии с пунктом 11.1 Контракта настоящий Контракт вступает в силу с момента его подписания обеими Сторонами и действует по 25 декабря 2021 г. Окончание срока действия Контракта не влечет прекращения неисполненных обязательств Сторон по Контракту.
Из письменных пояснений Заказчика следует, что во втором квартале 2021 года - 26.04.2021 Заказчик направил на адрес электронной почты Поставщика заявку с просьбой поставить товар с 11 по 14 мая. Поставка товара Обществом не была осуществлена. Повторная заявка направлена Обществу - 18.05.2021. Как пояснил представитель Заказчика, данная заявка так же не была исполнена.
04.06.2021, 07.06.2021 Заказчик направил Обществу претензии с требованием поставить товар. Ответа на данные претензии от Общества в адрес Заказчика не поступало.
Вследствие того, что Поставщик не выполнил в полном объеме свои обязательства по поставке товара, 08.06.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
Как пояснил представитель Общества, ООО "Партнер" не получало от Заказчика заявки на поставку товара, претензий в адрес Общества так же не поступало. Вместе с тем, узнав о принятом Заказчиком решении об одностороннем отказе от исполнения контракта, Общество 17.06.2021 осуществило частичную поставку товара. Представитель Заказчика подтвердил, что 17.06.2021 Общество частично поставило товар, в связи с чем Заказчик отменил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта от 08.06.2021.
В материалы дела не представлено доказательств направления Заказчиком Обществу заявок, претензий во втором квартале 2021 года на бумажном носителе почтовым отправлением, либо с адреса электронной почты Заказчика, указанного в Контракте, либо каким-то иным способом. Общество, как отмечено ранее, получение данных заявок, претензий отрицает.
Из пояснений Заказчика следует, что в третьем квартале 2021 года - 05.08.2021, 17.08.2021 Заказчиком в адрес Общества направлены две заявки на поставку товара:
- заявка от 05.08.2021 на поставку бумаги формата А5 - 200 пачек;
- заявка от 17.08.2021 на поставку бумаги формата А4 - 850 пачек, формата А5 - 200 пачек.
Однако Общество получение данных заявок отрицает. Заказчиком в материалы дела не представлено доказательств направления каким-либо способом заявок на поставку товара в третьем квартале 2021 года в адрес Поставщика.
Вместе с тем, представитель Общества пояснил, что по согласованию с Заказчиком посредством телефонного разговора принял заявку на поставку 10 пачек бумаги формата А5. Данная бумага поставлена Обществом 17.08.2021, акт приема-передачи подписан Заказчиком без претензий.
08.09.2021 Заказчик направил в адрес Общества претензию с требованием в кратчайшие сроки осуществить поставку товара в полном объеме по заявкам от 05.08.2021 и 17.08.2021.
Посчитав, что Поставщик не выполнил в полном объеме свои обязательства по поставке товара, 13.09.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Представитель Общества пояснил, что претензию от 08.09.2021 ООО "Партнер" получило, 14.09.2021 в адрес Заказчика направлен ответ, в котором Общество указало, что согласно условиям Контракта поставка товара осуществляется не более 1 (одного) раза в квартал (календарный). Направление заявки по поставку товара более одного раза в квартал является нарушением условий Контракта. Общество указало, что готово осуществить поставку товара по заявке Заказчика в четвертом квартале, но не раньше 01.10.2021.
Как пояснил представитель Общества поставка товара в третьем квартале 2021 года осуществлена 17.08.2021, акт приема-передачи подписан Заказчиком без претензий. Каких-либо иных заявок Общество не получало.
Частью 8 статьи 95 Закона установлено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В силу пункта 1 и пункта 3 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором. В случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым или измененным.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно пункту 12.2 Контракта расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом Стороны от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в порядке, предусмотренном частями 9 - 23 статьи 95 Закона.
Вследствие того, что Поставщик не выполнил в полном объеме свои обязательства по поставке товара, 13.09.2021 Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (далее - Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта).
В соответствии с частью 12 статьи 95 Закона, решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Согласно части 13 статьи 95 Закона решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Закона заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 названной статьи.
Анализ положений частей 12, 13, 14 статьи 95 Закона позволяет сделать вывод и о том, что целью соблюдения указанных требований Закона является надлежащее уведомление лица (поставщика, подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта для обеспечения права такого лица на устранение нарушения условий контракта, послужившего основанием для принятия указанного решения.
Комиссией установлено, что Заказчиком Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 14.09.2021 направлено посредством почтового отправления; 14.09.2021 размещено в единой информационной системе.
Посчитав, что 25.10.2021 Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу, Заказчик обратился в Тульское УФАС России с соответствующим обращением.
Изучив материалы дела, представленные Заказчиком и Обществом на рассмотрение данного дела, Комиссия пришла к следующим выводам:
1. Адрес электронной почты Общества, на которую, как следует из пояснений Заказчика, направлялись заявки от 05.08.2021 и 17.08.2021 Учреждения, не указан в Контракте. Каких-либо документов свидетельствующих о согласовании адреса электронной почты Поставщика для направления заявок в материалы дела не представлено.
2. Заказчиком не представлены в материалы дела документы, подтверждающие направление в адрес Поставщика указанных заявок с адреса электронной почты Заказчика, указанного в Контракте либо почтовым отправлением, либо иным способом. Факт получения заявок Поставщиком отрицается.
3. Поставка товара по устной заявке осуществлена Обществом без претензий 17.08.2021 (товар принят и оплачен).
При таких обстоятельствах основания для составления претензии от 08.09.2021 у Заказчика отсутствовали.
Частью 16 статьи 95 Закона установлено, что информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Согласно части 2 статьи 104 Закона в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 7 статьи 104 Закона в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 13 Правил ведения реестра орган контроля не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, (за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "е" пункта 9 и подпунктом "г" пункта 10 настоящих Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона.
Пунктом 15 Правил ведения реестра установлено, что орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр недобросовестных поставщиков, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Следовательно, размещение информации об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется лишь в случае, если Комиссия в результате проведенной проверки установит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки уклоняться от исполнения контракта, либо направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
По общему правилу, при привлечении лица к публично-правовой ответственности государственным органом должна быть установлена вина этого лица в нарушении Закона.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения. По общему правилу части 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Проанализировав документы и сведения, представленные в материалы дела, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения Обществом условий контракта.
При таких обстоятельствах, исходя из вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона, Правилами ведения реестра, Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию, представленную Заказчиком в отношении общества с ограниченной ответственностью "Партнер" (ИНН 7130506136; 301130, Тульская область, Ленинский р-н, р.п. Ленинский, ул. Циолковского, д. 29), в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
|
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тульской области от 8 ноября 2021 г. N 071/06/104-1067/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2021