Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Заместителя председателя Комиссии - главного государственного инспектора отдела обжалования государственных закупок Е.А. Мироновой,
Члена Комиссии:
Главного специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.А. Узкого,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей РАО, ИП Елесин В.С.,
рассмотрев жалобу ИП Елесин В.С. (далее - Заявитель) на действия РАО (далее - Заказчик) при проведении открытого конкурса в электронной форме на право заключения государственного контракта на выполнение мероприятий по приспособлению помещений по адресу: г. Москва, ул. Погодинская, д. 8, 6 этаж (Закупка N 0373100111321000011) (далее - Конкурс), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о конкратной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении указанного конкурса.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком представлены документы и сведения, запрашиваемые письмом Московского УФАС России от 27.10.2021 NЕИ/66005/21.
В результате рассмотрения жалобы, рассмотрев представленные документы и сведения, Комиссия Управления установила следующее.
1. По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения исполнителя путем проведения открытого конкурса, поскольку закупаемые кондиционеры попадают под код ОКПД2 28.25.12.130 и включены в перечень в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" (далее - Распоряжение N471-р).
Согласно ч.5 ст.24 Закона о контрактной системе Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями Закона о контрактной системе. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Согласно ч.2 ст.59 Закона о контрактной системе Заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством Российской Федерации, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований Закона о контрактной системе.
Согласно ч.1 Распоряжения N471-р в соответствии с Законом о контрактной системе утвердить прилагаемый перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион).
На основании ч. 2 ст. 106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предметом закупочной процедуры является выполнение мероприятий по приспособлению помещений, при этом закупка кондиционеров является лишь частью требуемых работ, ввиду чего Заказчиком определен код ОКПД2 43.39.19.190 "Работы завершающие и отделочные в зданиях и сооружениях, прочие, не включенные в другие группировки", при этом данный код не попадает по действия Распоряжения N471-р, ввиду чего у Заказчика отсутствует обязанность проведения закупочной процедуры в виде аукциона в электронной форме.
В силу ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе обязанность доказывания нарушения Заказчиком, комиссией Заказчика своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы, однако в составе жалобы, а также на заседание Комиссии Управления Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих несоответствие выбранного Заказчиком кода ОКПД 2 объекту закупки, а также не представлены доказательства, что у Заказчика отсутствуют правовые основания для проведения указанной закупки путем открытого конкурса в электронной форме.
На основании вышеизложенного, у Комиссии Управления отсутствуют правовые основания для признания Заказчика нарушившим требования Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу жалобы, Заказчиком неправомерно не установлены условия допуска в соответствии с приказом Министерства Финансов России от 4 июня 2018 г. N 126н "Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - приказ N 126н), поскольку закупаемые кондиционеры попадают под код ОКПД2 28.25.12.130, который в свою очередь попадает под действие приказа N126н.
В силу п.1 ч.1 ст.54.3 Закона о контрактной системе конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта, начальных цен единиц товара, работы, услуги.
Ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Кроме того, согласно ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе документация, о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Комиссией Управления определено, что предусмотренных положениями Приказа N126н условий допуска в конкурсной документации не установлено.
Частью ч.5 статьи 54.3 Закона о контрактной системе установлено, что размещение конкурсной документации в единой информационной системе осуществляется заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
В соответствии с ч.3 ст.54.2 Закона о контрактной системе в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме указывается, в том числе информация, предусмотренная статьей 42 Закона о контрактной системе.
В силу п.10 ст.42 Закона о контрактной системе Заказчик обязан разместить извещение об осуществлении закупки в единой информационной системе, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе. В извещении об осуществлении закупки должна содержаться, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты и ограничения установлены заказчиком в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
Согласно ч.4 ст.14 Закона о контрактной системе Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
П.1 Приказа N126н установлены условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, допускаемых на территорию Российской Федерации для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд, указанных в приложении N1, приложении N 2 к приказу 126н.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика указал, что объектом закупки является выполнение мероприятий по приспособлению помещений, при этом такой объект закупочной процедуры не попадает под действия п.1 Приказа N126н поскольку условия допуска применяются в случае когда объектом закупки является поставка товаров.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с п.22 Информационной карты первая часть заявки на участие в конкурсе должна содержать, в том числе конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным конкурсной документацией, и указание на товарный знак (при наличии). Информация, предусмотренная настоящим подпунктом, включается в заявку на участие в электронном конкурсе в случае отсутствия в конкурсной документации указания на товарный знак или в случае, если участник закупки предлагает товар, который обозначен товарным знаком, отличным от товарного знака, указанного в конкурсной документации. Подается в соответствии с формой 2 Раздела VI. Документации. При этом данные показатели затребованы заказчиком ввиду осуществления закупки товара, в том числе поставляемого заказчику при выполнении закупаемых работ, что как самостоятельный факт Заказчиком не оспаривался.
Таким образом, Комиссия Управления приходит к выводу, что в рамках закупочной процедуры поставка товара осуществляется и не установление условий допуска, предусмотренные положениями приказа N126н нарушает ч.4 ст.14, п.10 ст.42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При этом Комиссией Управления отмечено, что на участие в закупочной процедуре подана одна заявка, о чем свидетельствует протокол рассмотрения единственной заявки на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 10.11.2021 NПРЕ1. Таким образом, положения приказа N126н в рассматриваемом случае не могут быть применены.
3. Кроме того, в составе жалобы Заявитель указывает, что Заказчиком установлено неправомерные требования к поставляемым товарам по п. "Кондиционер бытовой (тип 2); п. "Кондиционер бытовой (тип 4)", а именно: "Наличие системы антиобледенения: Нет", при том что наличие такой системы улучшает технические характеристики товара.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в описании поставляемого товара (Приложение 2 к техническому заданию) в строках 1 и 2 Заказчик описывает наружный и внутренний блоки мультисплитсистемы. Где: кондиционер бытовой (тип 1) - это наружный блок мультисплитсистемы, а кондиционер бытовой (тип 2) - это внутренний блок мультисплитсистемы. Соответственно, наличие системы антиобледенения Заказчик требует только для внешних блоков кондиционеров. Для внутренних блоков кондиционеров данное требование излишне и Заказчиком не требуется.
Заявителем так же обжалуется противоречивое описание объекта закупки в части установления требований "Класс энергоэффективности: А++" для поставляемых товаров, поскольку однозначным образом не ясно значение символов "+", "++" совместно с буквами "А++". При этом согласно инструкции по заполнению заявки "не допускается указание словосочетаний... "+/-"... по отношению к характеристикам поставляемых товаров".
Вместе с тем представитель Заказчика пояснил, что обозначения "А++" и "А+" являются общепринятыми обозначениями класса энергетической эффективности товаров в соответствии с нормами Постановления Правительства РФ от 31.12.2009 N1222 "О видах и характеристиках товаров, информация о классе энергетической эффективности которых должна содержаться в технической документации, прилагаемой к этим товарам, в их маркировке, на их этикетках, и принципах правил определения производителями, импортерами класса энергетической эффективности товара", в связи с чем не требуют установления правил их использования в инструкции. Кроме того, инструкцией описано невозможность использования в составе заявки совместного символа "+/-".
В жалобе Заявитель указывает, что положениями инструкции по заполнению заявки не описано правило чтения символа "".
Не согласившись с доводом жалобы представитель Заказчика пояснил, что символ "" является общепринятым и применяется в соответствии с правилами математики - участнику следует предоставить в заявке конкретный показатель, более указанного значения или равный ему. При наличии сомнений в понимании участником положений документации, любой участник электронного конкурса, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение электронного конкурса, запрос о даче разъяснений положений документации о таком конкурсе. Запросов на разъяснение положений конкурсной документации от участников закупки подано не было.
В составе жалобы указано, что в конкурсной документации неправомерно не установлено требование о наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в составе второй части заявки на участие в конкурсе, несмотря на то, что требование о наличии такой лицензии установлено в п.7 Технического задания.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки, в частности: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу п.15 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 N99-ФЗ "О
лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Порядок лицензирования деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений определяется постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2020 N1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Комиссией Управления установлено, что конкурсной документации отсутствует требование о представлении в составе вторых частей заявок лицензии МЧС.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что предусмотренный объем работ по лицензируемому виду деятельности занимает малую долю от общего объема выполняемых работ, ввиду чего требование о представлении лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений установлено к исполнителю по государственному контракту, о чем свидетельствует п.7 Технического задания, при этом конкурсной документацией предусмотрена возможность привлечения субподрядных организаций.
Вместе с тем на заседании Комиссии Управления представителем Заявителя не представлено документов и сведений, свидетельствующих о неправомерности действий Заказчика при формировании положений конкурсной документации вышеуказанным образом, а также о наличии ограничений количества участников закупки и невозможности подачи заявки на участие в конкурсе.
На основании вышеизложенного Комиссия Управления приходит к выводу о необоснованности вышеизложенных доводов жалобы.
Довод относительно неправомерного наименования лицензии МЧС представитель Заявителя снял на заседании Комиссии Управления, ввиду чего такой довод не рассматривался.
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ИП Елесин В.С. на действия РАО обоснованной в части неустановления условий допуска в соответствии с приказом N126н.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч.4 ст.14, п.10 ст.42 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать, так как выявленные нарушения не повлияли на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Заместитель председателя Комиссии Е.А. Миронова
Члены Комиссии Н.А. Узкий
Е.О. Сгибнев
Исп.Узкий Н.А.
тел.8(495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 9 ноября 2021 г. N 077/06/106-9627/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021