Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председателя Комиссии - начальника отдела обжалования государственных закупок Л.Н. Харченко,
Членов Комиссии:
Ведущего специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок Н.С. Лушниковой,
Специалиста-эксперта отдела обжалования государственных закупок
Е.О. Сгибнева,
рассмотрение жалобы проводилось дистанционно (посредством видеоконференцсвязи) в целях исполнения Указа Мэра Москвы от 25.09.2020
N 92-УМ "О внесении изменений в правовые акты города Москвы" и предупреждения распространения в городе Москве инфекции, вызванной коронавирусом 2019-nCoV.,
при участии представителей НИЦ "Курчатовский институт" - ИТЭФ:
Т.А. Гладкова, А.В. Павлик, А.В. Тюменева,
в отсутствие представителей ООО "Сервис", о времени и порядке заседания Комиссии Управления уведомлены надлежащим образом Московским УФАС России посредством функционала Единой информационной системы в сфере закупок,
рассмотрев жалобу ООО "Сервис" (далее - Заявитель) на действия
НИЦ "Курчатовский институт" - ИТЭФ (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию, ремонту и проведению испытаний технических средств интегрированного комплекса автоматической пожарной защиты (Закупка N 0373100130221000012) (далее - электронный
аукцион, аукцион), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административным регламентом, утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении вышеуказанного электронного аукциона.
На заседании Комиссии Управления Заказчиком не представлены в полном объеме документы и сведения, запрашиваемые Московским УФАС России, а именно: положение (иной акт), устанавливающий полномочия и обязанности должностного лица, утвердившего документацию о закупке, сведения об указанном должностном лице, а именно - приказ о назначении на должность, должностной регламент, служебный контракт (трудовой договор), что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.7.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно доводам жалобы Заказчиком установлены неправомерные требования к участникам закупки, в части предоставления свидетельства об аккредитации экспертной организации по проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.
Согласно п.1, п.2 ч.1 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст.33 Закона о контрактной системе, а также требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 Закона о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.
В силу ч.3 ст.64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе информацией должна содержать требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с ч. 1, ч. 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) ст. 31 Закона о контрактной системе.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
Комиссией Управления установлено, что согласно пп.5 п.23 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки, в том числе наличие свидетельства об аккредитации экспертной организации по проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.
В составе жалобы Заявитель указывает, что требование о предоставление участниками закупки свидетельства об аккредитации экспертной организации по проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты является неправомерным и избыточным, поскольку действующими нормативными актами не установлено, что организации, осуществляющие техническое обслуживание и ремонт систем пожарной безопасности должны иметь указанное свидетельство в качестве допуска к работам.
В то же самое время законодательно установлено, что указанные выше выполняются организациями, имеющими лицензию на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, для получения которой организации проверяются лицензирующим органом на наличие необходимых средств измерений, поверки этих средств измерений, а также квалифицированного персонала.
Согласно ч.2 ст.106 Закона о контрактной системе лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобу и участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей.
Не согласившись с данным доводом жалобы, представители Заказчика пояснили, что в соответствии с п. 54 постановления Правительства Российской Федерации от 16.09.2020 1479 "Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации" к выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным, Заказчиком установлено требование о наличии у подрядчика действующей лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям России на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в том числе на монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре) и наличие свидетельства об аккредитации экспертной организации по проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты.
Испытание и проверка средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, а также подтверждение работоспособности систем и установок противопожарной защиты и их элементов сверх срока службы, эксплуатируемых в зданиях, проводится организациями, имеющими аккредитацию в данной сфере.
Так, согласно положениям ГОСТ Р 57974-2017 "Организация проведения проверки работоспособности систем и установок противопожарной защиты зданий и сооружений. Общие требования" руководитель организует проведение проверки работоспособности систем ППЗ с участием специалистов (экспертов-аудиторов), состоящих в штате организации или на договорной основе с привлечением юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, обладающих необходимой компетенцией, подтвержденной в системе добровольной сертификации, зарегистрированной в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (далее - экспертная организация).
Таким образом, по мнению представителей Заказчика, действующее законодательство устанавливает требования к организациям и специалистам, проводящим работы по проверке работоспособности систем, установок и элементов противопожарной защиты, в связи с чем требование о предоставлении участниками закупки свидетельства об аккредитации экспертной организации по проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты является правомерным.
Вместе с тем Комиссия Управления отмечает, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки Заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, в том числе о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В случае если предметом закупки является поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, для осуществления которых необходима соответствующая лицензия, свидетельство или иной документ в силу положений законодательства Российской Федерации, Заказчик устанавливает требование к участникам закупки о наличии соответствующего документа.
В силу пункта 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года
N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Так, согласно пп.2 п.23 Информационной карты аукционной документации Заказчиком установлено требование о наличии у участника закупки действующей лицензии Министерства по чрезвычайным ситуациям России на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (в том числе на монтаж, ремонт и обслуживание систем оповещения и эвакуации при пожаре), что в силу действующего законодательства является достаточным подтверждением соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Таким образом, если законодательством Российской Федерации не предусмотрено лицензии, свидетельства или иного документа, а в рассматриваемом случае свидетельство об аккредитации экспертной организации по проверке работоспособности систем и элементов противопожарной защиты не является законодательно установленным требованием для допуска участника закупки к работам по предмету закупки, то Заказчик не вправе требовать наличия такого документа у участника закупки.
На основании изложенного Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности доводов жалобы Заявителя и о нарушении Заказчиком положений ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.4.2 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Исследовав представленные материалы, руководствуясь Административным регламентом, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Законом о контрактной системе, Комиссия Управления
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Сервис" на действия НИЦ "Курчатовский институт" - ИТЭФ обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела соответствующему должностному лицу Московского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в Арбитражном суде г. Москвы в течение 3 (трех) месяцев с даты его принятия в порядке, установленном гл. 24 АПК РФ.
Председатель Комиссии Л.Н. Харченко
Члены Комиссии Н.С. Лушникова
Е.О. Сгибнев
Исп.Лушникова Н.С.
тел.8 (495)784-75-05
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 10 ноября 2021 г. N 077/06/106-19881/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021