Резолютивная часть решения оглашена 11 ноября 2021 года
Решение изготовлено в полном объеме 12 ноября 2021 года
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, созданная на основании приказа Чувашского УФАС России от 28.01.2021 N3 в составе:
<_>
в присутствии от:
уполномоченного учреждения - МКУ "Центр организации закупок" города Чебоксары, <_>, представителя по доверенности,
заявителя - ООО "Оптимаплюс", <_>, представителя по доверенности,
в отсутствие представителей от заказчика - администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения жалобы,
рассмотрев путем видео-конференц-связи жалобу ООО "Оптимаплюс" на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного учреждения при поведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию тротуаров, внутриквартальных проездов и дорог на территории Калининского района г. Чебоксары в зимний период (изв. N 0815300003221000903), в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Чувашское УФАС России 08.11.2021 обратилось ООО "Оптимаплюс" с жалобой на положения аукционной документации Заказчика и Уполномоченного учреждения при поведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию тротуаров, внутриквартальных проездов и дорог на территории Калининского района г. Чебоксары в зимний период (изв. N 0815300003221000903) (далее - Электронный аукцион).
Из жалобы следует, что аукционная документация Заказчика и уполномоченного учреждения не соответствует требованиям Закона о контрактной системе в связи с тем, что в документации об электронном аукционе не установлено требование о наличии опыта выполнения работ в соответствии с пунктом 2 (3) приложения N 1 к Постановлению Правительства N 99, что является нарушением статьи 31 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, ООО "Оптимаплюс" просит рассмотреть жалобу по существу и выдать предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
На заседании Комиссии представитель заявителя жалобу поддержала в полном объеме.
Представитель Уполномоченного учреждения с доводом жалобы не согласился, указав на отсутствие нарушений законодательства о контрактной системе в аукционной документации, просил признать жалобу необоснованной.
В результате рассмотрения жалобы и осуществления, в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, внеплановой проверки, Комиссия Чувашского УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд установила следующее.
Заказчиком объявленного аукциона является администрации Калининского района г. Чебоксары Чувашской Республики, уполномоченным учреждением выступило МКУ "Центр организации закупок" города Чебоксары.
27.10.2021 уполномоченным учреждением на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0815300003221000903 о проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию тротуаров, внутриквартальных проездов и дорог на территории Калининского района г. Чебоксары в зимний период, с начальной (максимальной) ценой контракта 8 242 462, 00 руб. Одновременно на официальном сайте размещена документация об электронном аукционе.
В соответствии с частью 1 статьи 59 Закона о контрактной системе Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
Пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с частью 3 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно части 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
В силу части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Во исполнение Закона о контрактной системе Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям" (далее - Постановление) определены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов.
В соответствии с пунктом 2(3) Приложения N1 к Постановлению N99 при выполнении работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) для обеспечения федеральных нужд превышает 10 млн. рублей, для обеспечения нужд субъектов Российской Федерации, муниципальных нужд - 5 млн. рублей к участникам закупки установлено дополнительно требование, а именно: наличие за последние 5 лет до даты подачи заявки на участие в закупке опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо одного контракта (договора), заключенного в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" или Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог.
При этом стоимость такого одного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), на право заключить который проводится закупка.
При этом документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются:
- копия исполненного контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту линейного объекта либо копия контракта (договора), сведения о котором содержатся в реестре контрактов, заключенных заказчиками в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", или в реестре договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки в соответствии с Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", на выполнение работ по ремонту, содержанию автомобильных дорог;
- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете", и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;
- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).
Указанный документ должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Комиссией установлено, что пунктом 18 информационной карты аукционной документации дополнительное требование к участнику закупки, установленное в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе не установлено.
Предметом закупки является оказание услуг по содержанию тротуаров, внутриквартальных проездов и дорог на территории Калининского района города Чебоксары в зимний период.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Постановлением Правительства РФ от 28.09.2009 N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации" утвержден исчерпывающий перечень классов автомобильных дорог: а) автомагистраль; б) скоростная автомобильная дорога; в) обычная автомобильная дорога (нескоростная автомобильная дорога).
Приложением к утвержденными данным постановлением Правилам классификации автомобильных дорог в Российской Федерации установлены основные показатели транспортно-эксплуатационных характеристик и потребительских свойств автомобильных дорог.
Проезд во дворе не относится ни к автомагистрали, ни к скоростной автомобильной дороге, ни к обычной автомобильной дороге, для которой минимальная ширина должна составлять не менее 3,5 метров и требуется обязательное наличие обочины шириной не менее 1 м.
Кроме того, Правила дорожного движения, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 также разделяют понятие "дороги" и "прилегающей территории":
Дорога - обустроенная или приспособленная и используемая для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы при их наличии.
Прилегающая территория - территория, непосредственно прилегающая к дороге и не предназначенная для сквозного движения транспортных средств (дворы, жилые массивы, автостоянки, АЗС, предприятия и тому подобное).
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 6 Закона N 257-ФЗ автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения в соответствии с пунктом 9 статьи 5 Закона N 257-ФЗ утверждается органом местного самоуправления городского поселения.
Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики утвержден постановлением администрации г. Чебоксары от 31.07.2017 N 1860.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что Перечень объектов, подлежащих зимнему содержанию, указанный Разделе I. Технического задания аукционной документации (описание объекта закупки) содержит лишь тротуары, заезды, проезды и внутриквартальные проезды, и не содержат ни одного объекта из вышеуказанного перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 36 Жилищного Кодекса Российской Федерации земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты принадлежат на праве общей долевой собственности собственникам помещений в таком доме.
При этом автомобильная дорога местного значения является собственностью муниципального образования и не может входить в состав общего имущества многоквартирного дома.
В соответствии с положениями Закона N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога местного значения - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств неограниченного круга лиц на территории муниципального образования.
Дворовые проезды, в свою очередь, являются объектами, предназначенными для эксплуатации и благоустройства многоквартирных домов, сквозное движение транспортных средств по которым запрещено.
Учитывая, что в рассматриваемом случае начальная (максимальная) цена контракта превышает 5 млн. рублей, а предметом закупки не является выполнение работ по ремонту и содержанию автомобильных работ, следовательно, заказчиком и уполномоченным учреждением обоснованно не установлено дополнительные требования к участникам закупки, содержащиеся в пункте 2(3) Перечня.
В ходе проведения внеплановой проверки соблюдения Закона о контрактной системе Комиссией по указанным обстоятельствам в действиях (бездействии) Заказчика, Уполномоченного учреждения, а также аукционной комиссии нарушений не установлено.
В соответствии с частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе по результатам рассмотрения жалобы по существу контрольный орган в сфере закупок принимает решение о признании жалобы обоснованной или необоснованной и при необходимости о выдаче предписания об устранении допущенных нарушений, предусмотренного пунктом 2 части 22 статьи 99 настоящего Федерального закона, о совершении иных действий, предусмотренных частью 22 статьи 99 настоящего Федерального закона.
С учетом установленных обстоятельств, Комиссия Чувашского УФАС России признает жалобу ООО "Оптимаплюс" необоснованной.
Руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Оптимаплюс" на положения аукционной документации заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на оказание услуг по содержанию тротуаров, внутриквартальных проездов и дорог на территории Калининского района г. Чебоксары в зимний период (изв. N 0815300003221000903) необоснованной.
Председатель Комиссии <_>
Примечание: Согласно части 9 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии от 12 ноября 2021 г. N 021/06/64-1139/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021