На основании части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576, приказа Кабардино-Балкарского УФАС России N 292 от 12.10.2020 г. инспекция Кабардино-Балкарского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок (далее - Инспекция) в составе:
осуществив внеплановую проверку по поступившей информации о нарушении заказчиком - Государственным учреждением - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок при проведении электронного аукциона N0204100000121000099 "Поставка технических средств реабилитации - абсорбирующего белья (подгузников) для обеспечения детей-инвалидов в 2021 году",
установила:
В Кабардино-Балкарское УФАС России поступила информация от Прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики о признаках нарушения законодательства о контрактной системе при проведении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации - абсорбирующего белья (подгузников) для обеспечения детей-инвалидов в 2021 году".
В обращении указывалось, что участник закупки, признанный победителем электронного аукциона, представил в составе второй части заявки недостоверные сведения о своей принадлежности к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям. При этом заказчиком не было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Инспекция, исследовав материалы дела, пришла к следующим выводам.
В единой информационной системе в сфере закупок 06 сентября 2021 года было размещено извещение N0204100000121000099 о проведении электронного аукциона "Поставка технических средств реабилитации - абсорбирующего белья (подгузников) для обеспечения детей-инвалидов в 2021 году" с начальной (максимальной) ценой контракта - 2 062 460,00 рублей.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона, дата и время начала срока подачи заявок - 06.09.2021 15:26; дата и время окончания подачи заявок - 14.09.2021 09:00; дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе - 15.09.2021; дата проведения аукциона в электронной форме - 16.09.2021.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 15.09.2021 г., на участие в аукционе заявки подали 3 участника закупки, к участию в электронном аукционе допущены 3 участника закупки.
В ходе проведения электронного аукциона ценовые предложения подавали два участника аукциона. Минимальное предложение о цене контракта составило 1 722 154,10 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов электронного аукциона от 17.09.2021 г., по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе заявки участников аукциона признаны соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и документации об аукционе.
28 сентября 2021 года с победителем электронного аукциона ООО "ОГИС ТРЕЙД" был заключен государственный контракт N 210/09 на сумму 1 980 477,22 рублей.
Согласно части 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Положениями пункта 7 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе установлено, что соответствующая декларация представляется во второй части заявки на участие в электронном аукционе с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
В извещении о проведении электронного аукциона, в документации об аукционе заказчиком установлены ограничения в отношении участников закупки, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.
В документации об аукционе установлены требования к составу заявки на участие в электронном аукционе, где вторая часть заявки должна содержать, в том числе, декларацию о принадлежности участника аукциона к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе (предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).
В соответствии с частью 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе, информацию и электронные документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 Закона о контрактной системе, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.
Согласно части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:
1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены частью 11 статьи 24.1, частями 3 или 3.1, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе;
3) предусмотренном нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе.
При этом в соответствии с частью 6.1 статьи 66 Закона о контрактной системе в случае установления недостоверности информации, содержащейся в документах, представленных участником электронного аукциона в соответствии с частями 3, 5, 8.2 статьи 66 Закона о контрактной системе, аукционная комиссия обязана отстранить такого участника от участия в электронном аукционе на любом этапе его проведения.
Инспекцией установлено, что участник закупки с номером заявки "86" (ООО "ОГИС ТРЕЙД") в составе второй части заявки подтвердил свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства.
В соответствии с пунктом 1 части 3 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ), субъекты малого и среднего предпринимательства - хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям, сведения о которых внесены в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.
Частью 1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ определено, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 1.1 настоящей статьи, хозяйственные общества, хозяйственные товарищества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.
Согласно подпункту "ж" пункта 1 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ в целях отнесения хозяйственных обществ, хозяйственных товариществ, хозяйственных партнерств, производственных кооперативов, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого и среднего предпринимательства должны выполняться следующие условия: участниками обществ с ограниченной ответственностью являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения) и в таких обществах с ограниченной ответственностью за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее чем пятьдесят процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - не менее чем двадцать пять процентов.
Согласно сведениям Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, ООО "ОГИС ТРЕЙД" не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Между тем, из сведений, представленных ООО "ОГИС ТРЕЙД" в составе второй части заявки следует, что уставный капитал общества 100% состоит из вкладов общероссийской общественной организации инвалидов, среднесписочная численность инвалидов в котором по отношению к другим работникам составляет 66,6%, доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда - 66,6%.
Согласно расчету по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения за 2020 г. (форма 4-ФСС), представленному в составе второй части заявки, среднесписочная численность работников - 3, число работающих инвалидов - 2. Согласно налоговой декларации выручка ООО "ОГИС ТРЕЙД" за 2020 год составила 585 млн. рублей.
Согласно части 2 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ ведение единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах.
В силу части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ внесение сведений о юридических лицах и об индивидуальных предпринимателях в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и исключение таких сведений из указанного реестра осуществляются уполномоченным органом с 10 июля по 10 декабря текущего календарного года в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, на основании сведений, содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год, сведений о доходе, полученном от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, сведений, содержащихся в документах, связанных с применением специальных налоговых режимов в предшествующем календарном году, а также сведений, представленных в уполномоченный орган в соответствии с частями 5 - 6.4 и 7.1 настоящей статьи.
Таким образом, основным признаком субъекта малого предпринимательства в контексте части 4 статьи 4.1 Закона N 209-ФЗ является не наличие сведений об этом субъекте в соответствующем реестре, а именно его соответствие предъявляемым указанной нормой права требованиям в отношении среднесписочной численности и полученном доходе за предыдущий календарный год.
Согласно пункту 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ, среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств, не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от ста одного до двухсот пятидесяти человек для средних предприятий; до ста человек для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия - до пятнадцати человек.
В соответствии с пунктом 3 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ доход таких хозяйственных обществ не должен превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Такие предельные значения установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства" и составляют 120 млн. рублей - для микропредприятий; 800 млн. рублей - для малых предприятий; 2 млрд. рублей - для средних предприятий.
В составе второй части заявки участник (ООО "ОГИС ТРЕЙД") представил декларацию о его принадлежности к субъектам малого предпринимательства (в соответствии с критериями, установленными пунктом 2 части 1.1 статьи 4 Закона N 209-ФЗ).
Учитывая изложенное, действия аукционной комиссии при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе, признаются Инспекцией правомерными.
Информация о нарушении заказчиком, аукционной комиссией требований Закона о контрактной системе при проведении электронного аукциона на поставку технических средств реабилитации - абсорбирующего белья (подгузников) для обеспечения детей-инвалидов в 2021 году не нашла своего подтверждения.
Инспекция, на основании статьи 99 Закона о контрактной системе, постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N1576,
решила:
1. В действиях заказчика - Государственного учреждения - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Кабардино-Балкарской Республике, аукционной комиссии нарушения Закона о контрактной системе не выявлены.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Кабардино-Балкарской Республике от 11 ноября 2021 г. N 007/06/99-1202/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021