Резолютивная часть решения оглашена 08 ноября 2021 года
В полном объеме решение изготовлено 11 ноября 2021 года
Комиссия по контролю в сфере закупок для государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Комиссия), после перерыва, объявленного 28.10.2021, в составе:
Председателя Комиссии: |
Ливончик В.А. |
- |
заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
Членов Комиссии: |
Черенковой Е.Б.
Фадеевой Н.В. |
- |
главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России;
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок для государственных и муниципальных нужд Челябинского УФАС России; |
рассмотрев обращение Управлением по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "УРАЛРЕМСТРОЙ", его учредителях, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа (далее - ООО "УРАЛРЕМСТРОЙ", Общество, Подрядчик) в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Благоустройство территории дома культуры в п. Сураково Кунашакского района Челябинской области (извещение N 0169600014121000065) (далее - аукцион, закупка), в присутствии:
- представителя (посредством видеоконференцсвязи) Управления по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района (далее - Учреждение, Заказчик): Каримовой А.Р, действующей на основании доверенности N 2 от 27.10.2021;
- представителей ООО "УРАЛРЕМСТРОЙ": Кузнецова М.О., действующего на основании доверенности б/н от 27.10.2021,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с частью 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) в Управление Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области (далее - Челябинское УФАС России, Антимонопольный орган) поступило обращение заказчика о включении в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сведений об ООО "УРАЛРЕМСТРОЙ" в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Благоустройство территории дома культуры в п. Сураково Кунашакского района Челябинской области (извещение N 0169600014121000065).
Согласно представленным документам, 20.09.2021 заказчик и ООО "УРАЛРЕМСТРОЙ" заключили контракт N 0169600014121000065 по итогам электронного аукциона Благоустройство территории дома культуры в п. Сураково Кунашакского района Челябинской области (извещение N 0169600014121000065) по цене 482 311,36 рублей.
Как следует из заявления заказчика, обязательства по выполнению работ по благоустройству Обществом не исполнено, в связи с чем, 13.10.2021 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Сведения о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) направлены заказчиком в антимонопольный орган 25.10.2021.
Изучив представленные документы, заслушав пояснения заказчика, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, пришла к следующим выводам.
Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Как следует из части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе, информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
При этом в силу части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В соответствии с пунктом 10.1 контракта N 0169600014121000065 предусмотрена возможность отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Таким образом, контрактом предусмотрена возможность заказчика расторгнуть контракт в одностороннем порядке в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Согласно части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее чем в течение трех рабочих дней с даты принятия указанного решения, размещается в единой информационной системе и направляется поставщику (подрядчику, исполнителю) по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу поставщика (подрядчика, исполнителя), указанному в контракте, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (подрядчику, исполнителю). Выполнение заказчиком требований настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения заказчиком подтверждения о вручении поставщику (подрядчику, исполнителю) указанного уведомления либо дата получения заказчиком информации об отсутствии поставщика (подрядчика, исполнителя) по его адресу, указанному в контракте. При невозможности получения указанных подтверждения либо информации датой такого надлежащего уведомления признается дата по истечении тридцати дней с даты размещения решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в единой информационной системе.
Из совокупного толкования части 13 статьи 95, части 3 статьи 103 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, информация о котором размещается заказчиком в единой информационной системе в течение пяти рабочих дней с даты расторжения контракта.
Так, заказчиком 13.10.2021 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, 13.10.2021 указанное решение размещено в ЕИС во вкладке "Информация об исполнении (о расторжении) контракта" и 13.10.2021 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта направлено электронной почтой по адресу Подрядчика.
Из пояснений представителя Заказчика на заседании Комиссии решение об одностороннем отказе от исполнения контракта заказным с уведомлением посредством отправления АО "ПОЧТА РОССИИ" Обществу не направлялось, что не соответствует положениям части 12 статьи 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик поясняет, что 18.10.2021 по электронной почте получены возражения Подрядчика на решение Заказчика от 20.09.2021 об одностороннем отказе (исх. N 2-411/5 от 14.10.2021).
В этой связи датой надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта N 0169600014121000065 Заказчик считает 14.10.2021, датой расторжения контракта - 25.10.2021.
Вместе с тем, Комиссия отмечает, что в соответствии с частями 12 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе, с учетом того, что ответ Подрядчика получен Заказчиком 18.10.2021, следует считать датой надлежащего уведомления Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта 18.10.2021, а контракт расторгнутым не ранее, чем через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта, то есть не ранее 29.10.2021.
С учетом изложенного, действия Заказчика по расторжению контракта N 0169600014121000065 с 25.10.2021 не соответствуют положениям частей 12 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
При рассмотрении вопроса о включении общества в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольным органом установлено следующее.
Между заказчиком и ООО "УРАЛРЕМСТРОЙ" 20.09.2021 посредством электронного документооборота заключен контракт N 0169600014121000065 на выполнение работ по благоустройству территории дома культуры в п. Сураково Кунашакского района Челябинской области (реестровый номер в ЕИС N 3743802882021000060) (далее - контракт).
Пунктом 1.1 контракта предусмотрено, что предметом контракта является выполнение работ по объекту: "Благоустройство территории дома культуры в п. Сураково Кунашакского района Челябинской области" в соответствии с Техническим заданием (приложение N 1 к контракту), локальной сметой и на условиях, предусмотренных контрактом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 766 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) государственный или муниципальный контракт должен содержать условия об объеме и стоимости подлежащей выполнению работы, сроках ее начала и окончания, размере и порядке финансирования и оплаты работ, способах обеспечения исполнения обязательств сторон.
В соответствии с пунктом 2 статьи 702 ГК РФ к отдельным видам договора подряда (бытовой подряд, строительный подряд, подряд на выполнение проектных и изыскательских работ, подрядные работы для государственных нужд) положения, предусмотренные настоящим параграфом, применяются, если иное не установлено правилами настоящего Кодекса об этих видах договоров.
Таким образом, к договору подряда для государственных и муниципальных нужд применяются общие нормы, регулирующие отношения по договору подряда.
Согласно пункту 1 статьи 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
В силу пункта 1 статьи 708 ГК РФ в договоре подряда указываются начальный и конечный сроки выполнения работы. По согласованию между сторонами в договоре могут быть предусмотрены также сроки завершения отдельных этапов работы (промежуточные сроки).
Таким образом, с учетом положений статей 432, 702, 708, 766 ГК РФ существенными условиями государственного контракта являются предмет и сроки выполнения работ.
В пункте 3.3 контракта заказчиком предусмотрено, что начало работ - c момента подписания муниципального контракта; окончание работ - до 01 октября 2021.
Согласно пункту 3.1 контракта Подрядчик выполняет Работы в соответствии с Техническим заданием и локальными сметами.
Из пояснений представителей заказчика и из содержания решения об одностороннем отказе от исполнения контракта от 13.10.2021 следует, что в нарушение условий контракта, обязательства по нему подрядчиком не выполнены.
При рассмотрении доказательств, представленных сторонами, Комиссией установлено следующее.
Пунктами 5.4.6. и 5.4.7 предусмотрено, что Подрядчик обязан приостановить выполнение Работ в случае обнаружения не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов выполняемых Работ или создать невозможность их завершения в установленный Контрактом срок, и сообщить об этом Заказчику в течение 1 (одного) рабочего дня после приостановления выполнения Работ. В течение 1 (одного) рабочего дня информировать Заказчика о невозможности выполнить Работы в надлежащем объеме, в предусмотренные Контрактом сроки, надлежащего качества.
Из пояснений Подрядчика и документов, представленных им в материалы дела следует, что после заключения контракта им произведен осмотр объекта и выявлено наличие следующих обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов выполняемых Работ:
- не подготовлена территория дома культуры п. Сураково, Кунашакского района, Челябинской области для выполнения работ;
- не выполнены работы которые, должны быть выполнены по подготовке площадки другим подрядчиком, до выполнения работ Обществом.
Общество поясняет, что о данном факте, а также о приостановке работ в порядке, предусмотренном статьей 716 ГК РФ и в соответствии с пунктом 5.4.6 контракта, Подрядчик сообщил Заказчику посредством направления письма N 53 от 21.09.2021.
Комиссия критически относится к факту направления указанного письма Заказчику в сроки, предусмотренные контрактом, поскольку доказательства направления антимонопольному органу Обществом не представлены.
При этом, Заказчик факт получения данного письма в ходе исполнения контракта отрицает, заявляет, что копию письма получил вместе с ответом на решение об одностороннем отказе от исполнения контракта 18.10.2021.
Кроме того, из материалов дела следует, что Обществом в адрес Заказчика также направлялось письмо N 54 от 12.10.2021 на невозможность выполнения работ, предусмотренных контрактом, в том числе, в связи со следующим:
- неактуальными расценками, предусмотренными локальными сметными расчетами;
- не рентабельностью выполнения работ по контракту в связи с увеличением рыночных цен на металлопрокат.
Доводы общества, согласно которым заказчиком неправомерно рассчитана начальная (максимальная) цена контракта и сметная документация составлена без учета рыночных цен, не могут быть приняты во внимание, так как при заключении контракта цена определяется участником закупки по результатам аукциона, в связи с чем обязательства должны исполняться на условиях, заключенного контракта.
Рост цен на металлопрокат является финансовыми рисками Общества, а не объективными причинами неисполнения обязательств по муниципальному контракту.
Следует отметить, что подрядчиком в материалы дела не представлены доказательства неправомерности произведенного расчета цены контракта на этапе формирования и размещения документации о закупке, в связи с чем у антимонопольного органа отсутствуют достоверные данные, свидетельствующие о неправомерности расчета начальной (максимальной) цены контракта.
При этом, следует отметить, что Общество, подавая заявку на участие в закупке, заключая контракт, согласилось на все условия документации о закупке, включая сметную документацию, в связи с чем оспаривание расчета цены контракта, примененного заказчиком, не может быть принято во внимание.
Более того, законодательство о контрактной системе не предусматривает обязанность заказчика на стадии исполнения контракта изменять цену контракта, так как в силу статьи 95 Закона о контрактной системе такое изменение возможно по соглашению сторон и только по основаниям, предусмотренным законодательством о контрактной системе.
Вместе с тем, Комиссия отмечает следующее.
1. Во исполнение обязательств по контракту между Обществом и ООО "БРИК" (ИНН 7447216154) заключен договор б/н от 10.09.2021 на поставку малых архитектурных форм, в соответствии с условиями контракта, платежным поручением N 190 от 14.09.2021 осуществлена оплата в сумме 167 340,00 рублей стоимости следующих товаров: песочница; спортивный комплекс Рукоход "Железное здоровье"; балансир малый; скамья.
Из указанного следует, что Обществом представлены достаточные доказательства, объективно подтверждающие принятие подрядчиком возможных мер и совершении конкретных действий с целью добросовестного выполнения работ, являющихся предметом контракта.
При этом, доказательства отсутствия обстоятельств, которые могут оказать негативное влияние на качество результатов выполняемых работ, на наличие которых указывает Общество, Заказчиком на заседании Комиссии не представлены.
2. Согласно части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с пунктом 9.6 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения договора подряда, в том числе, в следующих случаях:
- если Подрядчик не приступает своевременно к исполнению Контракта или выполняет Работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным (пункт 2 статьи 715 ГК РФ);
- если во время выполнения Работы станет очевидным, что она не будет выполнена надлежащим образом, Заказчик вправе назначить Подрядчику разумный срок для устранения недостатков и при неисполнении Подрядчиком в назначенный срок этого требования отказаться от исполнения Контракта (пункт 3 статьи 715 ГК РФ);
- если отступления в Работе от условий Контракта или иные недостатки результата Работы в установленный Заказчиком разумный срок не были устранены Подрядчиком либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ);
- если при нарушении Подрядчиком конечного срока выполнения Работ, указанного в Контракте, исполнение Подрядчиком Контракта утратило для Заказчика интерес (пункт 3 статьи 708 ГК РФ, пункт 2 статьи 405 ГК РФ).
Из указанного, а также из предмета договора (выполнение работ по благоустройству территории) следует, что основанием расторжения контракта, предусмотренным гражданским законодательством для данного вида обязательств, являются нормы, предусмотренные статьями 715, 723 ГК РФ.
Вместе с тем, из содержания решения от 13.10.2021 следует, что в качестве основания для одностороннего отказа от исполнения контракта Заказчиком указаны пункты 1 и 2 статьи 523 ГК РФ, что не соответствует предмету контракта.
Следовательно, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта Заказчиком не соответствует части 9 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Частью 1 статьи 720 ГК РФ предусмотрено, что Заказчик обязан в сроки и в порядке, которые предусмотрены договором подряда, с участием подрядчика осмотреть и принять выполненную работу (ее результат), а при обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе немедленно заявить об этом подрядчику.
Из документов, представленных в материалы дела и пояснений Заказчика следует, что комиссией (в составе: начальника отдела строительства и капитального ремонта Заказчика; старшего инженера отдела строительства и капитального ремонта Заказчика; главного инженера ООО СК "Авангард Плюс", указанного как "представитель строительного контроля"), составлен 08.10.2021 Акт осмотра объекта, из которого следует, что Подрядчик к выполнению работ по контракту не приступал.
Также на заседании Комиссии представитель Заказчика пояснил, что Подрядчик о проведении заказчиком осмотра объекта не уведомлялся, что не соответствует части 1 статьи 720 ГК РФ.
Также Комиссия отмечает, что в материалы дела не представлены документы, подтверждающие как право третьего лица ООО СК "Авангард Плюс", на осуществление функции строительного контроля, так и документы, подтверждающие квалификацию привлеченного специалиста.
4. Пунктом 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе предусмотрено, что исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе, взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со статьей 95 настоящего Федерального закона, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.
Согласно пункту 10.1 контракта все споры и разногласия, возникшие в связи с исполнением Контракта, его изменением, расторжением или признанием недействительным, Стороны будут стремиться решить путем переговоров.
Из материалов дела и пояснений сторон следует, что возражения Общества на решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, полученные Учреждением 18.10.2021, заказчик оставил без ответа, что свидетельствует об отсутствии со стороны Заказчика взаимодействия, предусмотренного пунктом 10.1 контракта.
Таким образом, принимая во внимание:
- приобретение Обществом малых архитектурных форм на сумму 167 340,00 рублей, что составляет 34,6 % цены контракта;
- не соблюдение Заказчиком процедуры установления нарушения Подрядчиком, предусмотренной части 1 статьи 720 ГК РФ;
- отсутствие со стороны Заказчика взаимодействия, предусмотренного пунктами пунктом 3 части 1 статьи 94 Закона о контрактной системе и пункта 10.1 контракта;
- не соблюдение Заказчиком порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренной статьей 95 Закона о контрактной системе -
проанализировав обстоятельства дела в совокупности и взаимосвязи, Комиссия Челябинского УФАС России, не усматривает достаточных оснований для принятия решения о включении сведений об ООО "УРАЛРЕМСТРОЙ" в реестр недобросовестных поставщиков.
С учетом изложенного, Комиссия, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе и Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 1062 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Управлением по жилищно-коммунальному хозяйству, строительству и энергообеспечению администрации Кунашакского муниципального района о включении сведений об Обществе с ограниченной ответственностью "УРАЛРЕМСТРОЙ", его учредителях, членах коллегиального органа, лице, исполняющем функции единоличного исполнительного органа в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта и расторжением контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона Благоустройство территории дома культуры в п. Сураково Кунашакского района Челябинской области (извещение N 0169600014121000065), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) не включать.
2. По результатам внеплановой проверки признать в действиях Заказчика нарушение частей 9, 12 и 13 статьи 95 Закона о контрактной системе.
3. Обязательное для исполнение предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать.
4. Передать материалы жалобы должностному лицу Челябинского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
В.А. Ливончик |
Члены Комиссии |
Е.Б. Черенкова |
|
Н.В. Фадеева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области от 11 ноября 2021 г. N 074/06/104-3107/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2021