Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М. - начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В. - главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "МедТех" и в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова" Чечухиной О.Б. (доверенность от 28.01.2021 б/н), Шмагиной В.Г. (доверенность от 20.01.2021 б/н), рассмотрев жалобу ООО "МедТех" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку SARS Коронавирус нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот (номер извещения: 0325500000121000297), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 25.10.2021 поступила жалоба ООО "МедТех" (далее - Заявитель; Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова" (далее также - Заказчик) при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку SARS Коронавирус нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот (номер извещения: 0325500000121000297) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключить контракт на поставку SARS Коронавирус нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот (номер извещения: 0325500000121000297) (далее - аукционная документация) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 26.10.2021 N04/8765 рассмотрение жалобы было назначено на 29.10.2021 на 10 час.30 мин.
В указанный срок жалобу рассматривала Комиссия в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "МедТех" Девяткин А.Н. (доверенность от 27.10.2021 N4) и в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова" Чечухиной О.Б. (доверенность от 28.01.2021 б/н), Шмагиной В.Г. (доверенность от 20.01.2021 б/н).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 11 час. 30 мин. 08.11.2021. После перерыва Комиссия продолжила рассмотрение дела в составе:
председателя комиссии
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Умеровой Р.Р.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в присутствии представителя заявителя ООО "МедТех" Девяткин А.Н. (доверенность от 27.10.2021 N4) и в присутствии представителей государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова" Чечухиной О.Б. (доверенность от 28.01.2021 б/н), Шмагиной В.Г. (доверенность от 20.01.2021 б/н).
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 08.11.2021.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
14.10.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
Заявитель считает, что Заказчиком в разделе "Техническое задание" аукционной документации неправомерно установлено требование о том, что поставляемый товар должен содержать реагенты для защиты от контаминации ампликонами. Однако данные реагенты содержатся только в наборе реагентов "АмплиПраймR SARS-CoV-2 DUO", производства ООО "НекстБио".
Комиссия считает данный довод необоснованным по следующим основаниям.
Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме (далее также - электронный аукцион), закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений (часть 2 статьи 24 Закона о контрактной системе).
Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 данного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Одновременно следует отметить, что действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Заказчик в части 2 "Техническое задание" аукционной документации установил следующие требования к поставляемому товару.
Код КТРУ |
Характеристики |
Обоснование |
21.20.23.110-00006468 SARS Коронавирус нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот |
Набор реагентов и других связанных с ними материалов, предназначенный для использования при качественном и/или количественном определении нуклеиновых кислот коронавируса, вызывающего тяжелый острый респираторный синдром (SARS-CoV) в клиническом образце методом анализа нуклеиновых кислот (NAT) |
В соответствии с кодом КТРУ |
|
Количество выполняемых тестов |
В соответствии с кодом КТРУ |
|
Комплектация Для ПЦР-амплификации с гибридизационно-флуоресцентной детекцией (в режиме реального времени) |
В соответствии с кодом КТРУ |
|
Качественное определение SARS-Cov-2 с гибридизационно-флуоресцентной детекцией в режиме "реального времени" |
В соответствии с потребностью заказчика в выявлении спектра возбудителей, в соответствии с кодом КТРУ |
|
Биоматериал для исследования: мазки со слизистой носоглотки, ротоглотки, мокрота |
для обеспечения работы с различными видами клинического материала, поступающими в лабораторию |
|
Детекция не менее двух кДНК-мишеней коронавируса SARS-CoV-2 |
для обеспечения высокой специфичности набора |
|
ПЦР-смесь-FL не должна быть раскапана по пробиркам. |
для использования широкого спектра расходных материалов и обеспечения совместимости с приборами, имеющимися у заказчика |
|
Полимераза для организации горячего старта |
для предотвращения отжига неспецифических праймеров и обеспечения высокой точности анализа |
|
Наличие ревертазы |
для реакции обратной транскрипции |
|
Наличие реагентов для защиты от контаминации ампликонами |
для предотвращения контаминации |
|
Внутренний контрольный образец (ВКО), положительный контрольный образец (ПКО), отрицательный контрольный образец (ОКО) |
для обеспечения контроля качества забора и хранения исследуемого материала, этапа выделения нуклеиновой кислоты и последующих этапов анализа |
|
Использование внутреннего контроля на всех этапах ПЦР анализа, начиная с выделения нуклеиновых кислот |
для обеспечения контроля качества забора и хранения исследуемого материала, этапа выделения нуклеиновой кислоты и последующих этапов анализа |
|
Возможность использования совместно с автоматическими станциями для выделения нуклеиновых кислот |
для увеличения пропускной способности лаборатории и обеспечения совместимости с оборудованием, имеющимся в лаборатории |
|
Адаптирован для работы с использованием программы автоматического анализа результатов FRT-manager |
для совместимости с оборудованием и программным обеспечением обработки данных, имеющимися у заказчика |
|
Остаточный срок годности |
для обеспечения достаточного срока сохранения качества реагентов в соответствии со скоростью расходования и графиком закупок |
Из пояснений представителей Заказчика следует, что "методические рекомендации "Лабораторная диагностика COVID-19" содержат минимальные требования, и имеют рекомендательный характер для осуществления лабораторной диагностики.. Следование методическим рекомендациям "Лабораторная диагностика COVID-19" при организации и реализации лабораторного процесса позволяет снизить риск контаминации ампликонами, но не исключить его полностью.. Как правило, определить источник контаминации бывает очень трудно при больших потоках исследований и требует значительных затрат времени и средств. В связи с этим наличие реагентов для защиты от контаминации ампликонами в диагностическом наборе является необходимым условием для получения, достоверных и корректных результатов ПЦР-анализа, особенно в условиях пандемии.
В мировой практике многие ведущие производители диагностических наборов реагентов включают в их состав наборы для защиты от контаминации. Ссылка на наличие данных реагентов у российских производителей в наборах высокой диагностический важности и наличие рекомендаций к их использованию призвана отразить имеющийся положительный опыт использования данной методики защиты от контаминации ампликонами в РФ. Многие ведущие производители используют данный метод предотвращения контаминации и мы никак не ограничиваем каким именно способом будет реализована данная защита в предлагаемых наборах реагентов.
Также, набор реагентов для качественного выявления РНК коронавирусов SARS-CoV-2 в биологическом материале методом полимеразной цепной реакции в реальном времени (ОТ-ПЦР) TaqPath COVID-19 CE-IVD RT-PCR Kit, серия LOT N 2101143, 235898, 2101038, 01033015 (регистрационное удостоверение N РЗН 2021/14707 от 05.07.2021 (прилагается)),производства ЛайфТехнолоджисКорпорейшн, США, содержит реагент для защиты от контаминации ампликонами (урацил-днк-гликозилазу), который включает в себя компоненты:
TaqPath 1-Step MultiplexMasterMix (без ROX) - это быстрая 4X RT-qPCR смесь, которая обеспечивает до четырех различных РНК/ДНК мишеней в одной мультиплексной реакции. Особенно полезная для диагностики, обнаружения вирусов и высокопроизводительных рабочих процессов экспрессии генов, смесь включает термостабильную обратную транскриптазу MMLV, ДНТП, UNG* и термостабильную быструю ДНК-полимеразу - все в одной пробирке."
* Урацил-ДНК-гликозилаза , также известная как UNG или UDG.
НаличиеУрацил-ДНК-гликозилазы является не единственным вариантом включения реагентов для защиты от контаминации ампликонами в диагностические наборы. На данный момент на рынке присутствуют наборы, в которых дополнительно добавлен отрицательный контроль контаминации.
Данная система защиты от контаминации ампликонами есть, например, в наборе реагентов ИМБИАН-SARS-CoV-2-ПЦР для выделения и выявления РНК вируса SARS-CoV-2 в клиническом материале методом ОТ-ПЦР в режиме реального времени по ТУ 21.20.23-003-41390295-2020, комплект N1 серия 20051, комплект N2 серия 20052 (регистрационное удостоверение N РЗН 2020/12525 от 06.11.2020 (прилагается)), производства ООО "ИМБИАН ЛАБ", Россия. Состав можно посмотреть в регистрационном удостоверении".
На основании вышеизложенного Комиссия отмечает, что установленным Заказчиком в раздела "Техническое задание" аукционной документации к объекту закупки требованиям отвечает продукция не менее двух производителей товаров: ЛайфТехнолоджисКорпорейш и ООО "НекстБио", что свидетельствует об отсутствии в рассматриваемом случае предпосылок для ограничения количества участников закупки.
При этом представителем Заявителя документального подтверждения опровергающий вышеуказанный довод не представлено.
Из материалов дела следует, что при подготовке аукционной документации и описании объекта закупки заказчик указал требования к объекту закупки, исходя из профиля и целей своей деятельности, а также руководствуясь реальной практикой применения медицинского оборудования, используемого заказчиком.
Доказательств наличия объективных оснований, препятствующих поставщикам, участвующим в закупке, осуществить закупку товара с указанным в аукционной документации описанием объекта закупки Комиссии не представлено. Любой участник закупки может предложить к поставке товары собственного производства либо закупить такие товары у иных участников рынка. Выбор контрагентов, у которых участник закупки может приобретать товары, характеристики которых соответствуют требованиям Заказчика, документацией не ограничены. Отсутствие у потенциального участника закупки товара с требуемыми заказчику характеристиками не свидетельствует о том, что заказчик ограничил число участников закупки.
При таких обстоятельствах, учитывая, что объектом закупки является не производство товара, а его поставка (аукцион проводится не исключительно для производителей, а для неограниченного круга лиц), описание Заказчиком объекта закупки не содержит требований, влекущих ограничение количества участников закупки.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МедТех" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Городская клиническая больница N3 им. С.М.Кирова" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку SARS Коронавирус нуклеиновая кислота ИВД, набор, анализ нуклеиновых кислот (номер извещения: 0325500000121000297) необоснованной.
3. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 8 ноября 2021 г. N 030/06/64-1440/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.11.2021