Комиссия по контролю в сфере закупок на территории Астраханской области, утвержденная приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Комиссия), в составе:
председателя комиссии:
Потылицына П.Л. - заместителя руководителя - начальника отдела товарных рынков и естественных монополий Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - Астраханское УФАС России, Управление);
членов комиссии:
Балтыковой Е.М.- начальника отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
Русскиной И.В.- главного специалиста-эксперта отдела контроля в сфере закупок и антимонопольного контроля органов власти Управления;
в отсутствие представителя заявителя ООО "Каспийская Медицинская Компания", в присутствии представителя государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" Котловой А.К. (доверенность от 12.01.2021 N4) и в присутствии представителей уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" Даниловой Ю.Р. (доверенность от 21.05.2021 01-06-5), рассмотрев жалобу ООО "Каспийская Медицинская Компания" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614), на основании ст.99, 105, 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Астраханское УФАС России 26.10.2021 поступила жалоба ООО "Каспийская Медицинская Компания" (далее - Заявитель, Общество) на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница" (далее также - Заказчик), уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614) (далее - электронный аукцион).
По мнению Заявителя, аукционная документация на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614) не соответствует требованиям Закона о контрактной системе.
Уведомлениями от 26.10.2021 N04/8812 рассмотрение жалобы было назначено на 08.11.2021 на 14 час.00 мин.
В рассмотрении жалобы Комиссией объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 09.11.2021.
По результатам рассмотрения жалобы и проведения внеплановой проверки установлено следующее.
24.09.2021 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт) было размещено извещение о проведении электронного аукциона и документация об этом аукционе.
20.10.2021 Заказчик внес изменения в аукционную документацию, о чем размещено на официальном сайте (данная редакция является предметом проверки).
Заявитель в своей жалобе указывает, что Заказчик незаконно установил такую характеристику рециркулятора-облучателю воздуха, как "класс потенциального риска применения не ниже 2а".
Комиссия не согласна с данным доводом по следующим основаниям.
Одним из основополагающих принципов контрактной системы в сфере закупок является принцип эффективности осуществления закупок.
Раскрывая правовое содержание данного принципа, Закон о контрактной системе (статья 12) устанавливает, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных Законом о контрактной системе, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
На основании пунктов 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Системное толкование этих норм права позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товара, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формулирование заказчиком объекта закупки исходя из потребностей последнего. В частности, при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, в том числе в данной ситуации и к его составу.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности. Заказчик не имеет возможность установить требования к техническим, качественным характеристикам товара, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупок для государственных и муниципальных нужд. При этом Закон о контрактной системе не обязывает Заказчика при определении характеристик поставляемого товара в аукционной документации устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, маркам товара.
Заказчик в разделе "Техническое задание" аукционной документации установил характеристики к поставляемому товару, в т.ч. характеристику "класс потенциального риска применения не ниже 2а".
Представителями Заказчика в материалы дела представлены документы (руководства по эксплуатации, регистрационные удостоверения, паспорт), свидетельствующие о том, что на рынке существует как минимум три производителя рециркулятора-облучателя с характеристикой "класс потенциального риска применения не ниже 2а": "Азов" производитель ООО "Элид", СПДС производителя ООО "СПС", РБ-06-"Я-ФП"-02 производителя ООО "Ферропласт Медикал" и т.д.
Таким образом, Комиссия считает, что установленная Заказчиком в "Техническом задании" аукционной документации характеристика класс потенциального риска применения не ниже 2а к рециркулятору-облучателю не противоречит Закону о контрактной системе.
Таким образом, довод Заявителя не нашел своего подтверждения.
При таких обстоятельствах оснований для выдачи Заказчику предписания об устранении нарушений Закона о контрактной системе не имеется.
На основании вышеизложенного, а также руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Каспийская Медицинская Компания" на действия государственного заказчика ГБУЗ АО "Александро-Мариинская областная клиническая больница", уполномоченного органа ГКУ АО "Региональный центр организации закупок" при проведении электронного аукциона на право заключить контракт на поставку ламп ультрафиолетовых бактерицидных (номер извещения: 0825500000721000614) необоснованной.
2. Предписание не выдавать.
Примечание: настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Председатель комиссии П.Л.Потылицын
Члены комиссии: Е.М.Балтыкова
И.В.Русскина
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 9 ноября 2021 г. N 030/06/64-1446/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.11.2021