Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Управление, Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<-------->;
Членов Комиссии:
<-------->;
<-------->,
при участии в формате ВКС:
от Заявителя представителя по доверенности;
от Заказчика - представителя по доверенности,
рассмотрев жалобу Торгово-Промышленная палата ЯНАО (ИНН: 8901009620) на действия Заказчика - ГБУ ЯНАО "Арктический центр добровольчества" (ИНН: 8901033542), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуги по организации и проведению форума добровольцев Ямало-Ненецкого автономного округа", начальная (максимальная) цена контракта - 9 819 900,00 рублей (извещение N 0190200000321010683) на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок Российской Федерации - www.zakupki.gov.ru (далее - Аукцион, Официальный сайт) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пунктом 3.31 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
В Управление поступила жалоба Заявителя (вход. N 6842 от 25.10.2021) на действия Заказчика.
Заявитель считает, что положения аукционной документации противоречат требованиям Закона о контрактной системе.
В соответствии с извещением, документацией об Аукционе, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение размещено в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) на Официальном сайте;
2) дата и время начала подачи заявок - 13.10.2021 17:19 (МСК+2);
3) дата и время окончания подачи заявок 27.10.2021 06:00 (МСК+2);
4) дата окончания срока рассмотрения заявок - 28.10.2021;
5) дата проведения аукциона в электронной форме - 29.10.2021;
Жалоба подана в соответствии с Законом о контрактной системе, с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.
Из жалобы Заявителя следует, что содержащиеся в техническом задании условия противоречивы, не содержат достаточных сведений для их однозначной трактовки, не позволяют участникам рассчитать себестоимость услуги и сформировать ценовое предложение, а именно:
1. Разделом 2 технического задания предусмотрено, что местом оказания услуг является Ямало-Ненецкий автономный округ. Сведений о конкретном населенном пункте округа, в котором предполагается проведение каждого из мероприятий форума, техническое задание не содержит. Общее количество участников форума составляет не менее 1 000 и не более 1 500 человек (участников, волонтеров, приглашенных специалистов, VIP-гостей, оргруппа). Срок проведения форума составляет 2 дня, в период с 20 по 21 ноября 2021 г. Данным разделом технического задания также предусмотрено, что конкретные сведения о количестве участников форума предоставляются заказчику не позднее 1 дня до начала форума, что может свидетельствовать о невыполнимости данного требования, поскольку исполнитель, не зная заблаговременно сведения о количестве участников, будет лишен возможности своевременно качественно и в срок обеспечить проезд, проживание, питание организаторов форума, их транспортировку, обеспечение сувенирной продукции и иные предусмотренные техническим заданием мероприятия.
2. Пунктом 4 раздела 3 технического задания предусмотрены брифинги с приглашенными гостями, однако техническое задание не содержит сведений о том, когда, где, в каком месте должны быть проведены брифинги, какова программа брифингов, требования к помещению и техническому обеспечению, количество и состав участников, приглашенных гостей.
3. Пунктом 5 раздела 3 технического задания предусмотрена выставочная зона для презентации лучших добровольческих практик, которая должна быть оснащена оборудованием для презентации видеоматериалов. Данное условие не дает понимание о том, в каком именно виде будет производиться презентация видеоматериалов и какого формата видеоматериалы должны демонстрироваться.
4. Пункт 5.1 раздела 5 технического задания содержит условие о том, что все организаторы форума, за исключением организаторов из города проведения форума, в период с 18 по 22 ноября 2021 года должны проживать в гостинице с приведенными требованиями. Данное обстоятельство противоречит изначально указанным в техническом задании сведениям о том, что проведение форума предстоит в период с 20 по 21 ноября 2021 г.
5. По данным проведенных Торгово-промышленной палатой Ямало-Ненецкого автономного округа расчетов среднерыночной стоимости, расходы при оказании исполнителем предусмотренной техническим заданием услуги, связанные только с организацией культурно-развлекательных мероприятий, образовательных мероприятий в сфере добровольчества, практических мероприятий в сфере добровольчества, презентации лучших добровольческих практик ЯНАО, организацией проезда, проживания и питания организаторов форума, транспортировкой организаторов форума к месту проведения мероприятия и обратно, обеспечением помещениями для проведения форума и их оснащением, разработкой брендбука форума, реализацией рекламной компании мероприятия, предоставлением сувенирной продукции форума составят 19 280 012 рублей.
В своих возражениях Заказчик пояснил, что:
1. Данные условия Заявитель классифицирует неисполнимыми, поскольку исполнитель, не зная заблаговременно сведения о количестве участников, будет лишен возможности своевременно качественно и в срок обеспечить проезд, проживание, питание организаторов форума, их транспортировку, обеспечение сувенирной продукции и иные предусмотренные техническим заданием мероприятия.
Однако, исходя из технического задания в целом, Исполнитель самостоятельно разрабатывает программу Форума, направленную на формирование культуры добровольчества (волонтёрства), развитие добровольчества (волонтёрства) как эффективного инструмента гражданско-патриотического воспитания, создание механизмов продвижения и популяризации ценностей и практики добровольчества (волонтёрства), обмен опытом в сфере добровольческой (волонтёрской) деятельности (далее - Программа), и реализует ее после согласования с Заказчиком, при этом Исполнителю предоставляется самостоятельное право для выбора места проведения форума на территории Ямало-Ненецкого АО.
Количество участников (от 1000 до 1400 человек) определяется по итогам поступивших заявок от лиц, желающих поучаствовать в Форуме добровольцев Ямало- Ненецкого автономного округа. Оплата проезда, проживания, питания участников и т.п. - не указана в техническом задании. Следовательно, получение сведений об общем количестве участников Форума никак не повлияет на ценообразование стоимости услуг и порядок их оказания.
2. Сами брифинги и презентация видеоматериалов являются частью программы Форума, которую разрабатывает Исполнитель. Следовательно, место проведения брифингов, их программа, требования к помещению и техническому обеспечению, количество и состав участников и приглашенных гостей, а также формат презентации видеоматериалов устанавливается Исполнителем самостоятельно.
3. Присутствие организаторов форума до начала и после окончания Форума обусловлено необходимостью осуществлять контроль за подготовкой, ходом и завершением мероприятия по каждому из направлений программы.
4. Сам расчет и количественные показатели, по которым осуществляется расчет, Заявитель не указывает, что не позволяет полноценно и аргументированно опровергнуть его. Однако, исходя из общего объёма суммы усматривается, что затраты на организацию проезда, проживание и питание, транспортировку к месту проведения мероприятия и обратно, обеспечение сувенирной продукции форума рассчитано из общего числа участников 1 500 человек. При этом, фактические затраты на организацию проезда, проживания и питания, транспортировку к месту проведения мероприятия и обратно складываются из волонтёров (не менее 30, но не более 40 человек), приглашенных специалистов (не менее 5, но не более 15), VIP - гостей (не менее 3 но не более 15 человек), орггруппы (не менее 3, но не более 10 человек), а также из сувенирной продукции, количество и характеристики которых приведены в пункте 10 Технического задания.
1 участник электронного аукциона подал первую часть заявок до даты подачи Заявителем жалобы, и еще 3 участника электронного аукциона подали после даты поступления жалобы, о чем свидетельствует, что содержащиеся в техническом задании условия выполнимы, содержат достаточных сведений для их однозначной трактовки и позволяют участникам рассчитать себестоимость услуги и сформировать ценовое предложение.
В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов и осуществления в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.
Согласно части 3 статьи 7 Закона о контрактной системе информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать следующую информацию: наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со ст. 33 указанного Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
Исходя из смысла ч. 1, ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе потребности Заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований.
В соответствии с ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Проверив и изучив жалобу Заявителя, возражения Заказчика и документацию об аукционе Комиссия пришла к выводу, что по всем пунктам документации указанным в жалобе Заявителя отсутствуют нарушения правил описания объекта закупки.
Так как доводы Заявителя сводится к запросу о даче разъяснений положений аукционной документации.
Согласно ч. 3 ст. 65 Закона о контрактной системе любой участник электронного аукциона, зарегистрированный в единой информационной системе и аккредитованный на электронной площадке, вправе направить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.
Однако Заявителем в адрес Заказчика запросов о даче разъяснений положений аукционной документации не направлялось.
Комиссия отмечает, что согласно Протокола рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 28.10.2021 N0190200000321010683-1 на участие в аукционе подано 4 заявки участников из них все 4 заявки допущены.
Кроме того, согласно Протокола подведения итогов электронного аукциона от 09.11.2021 N0190200000321010683-3 все 4 участника допущены до участия в аукционе, а в результате рассмотрения вторых частей заявок признан победителем закупки - ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "РЕКЛАМНЫЙ ПРОСПЕКТ", предложивший цену контракта 7 906 303,50 руб. со снижением в цене на 19,48% от начальной (максимальной) цены контракта.
Дополнительно, Комиссия сообщает, что при формировании технического задания заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик услуг, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара, работы, услуги именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Изучив жалобу Комиссия отмечает, что Заявитель не представил доказательств того, что требования технического задания документации об электронном аукционе нарушают права и законные интересы участников аукциона, а также, отсутствуют сведения о невозможности принять участие в закупке и сформировать ценовое предложение, Комиссия не усматривает в действиях Заказчика нарушений законодательства о контрактной системе.
Таким образом Комиссия, изучив материалы дела, пришла к выводу, что со стороны Заказчика отсутствуют нарушения положений Закона о контрактной системе, а, следовательно, довод Заявителя является необоснованным.
Руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Торгово-Промышленная палата ЯНАО (ИНН: 8901009620) на действия Заказчика - ГБУ ЯНАО "Арктический центр добровольчества" (ИНН: 8901033542), при осуществлении закупки способом электронного аукциона на "Оказание услуги по организации и проведению форума добровольцев Ямало-Ненецкого автономного округа", начальная (максимальная) цена контракта - 9 819 900,00 рублей (извещение N 0190200000321010683), необоснованной.
Председатель Комиссии: <-------->
Члены Комиссии: <-------->
<-------->
Примечание: В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 8 ноября 2021 г. N 089/06/33-632/2021
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.11.2021